Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Каркозашвили. Средневековая историография.pdf
Скачиваний:
185
Добавлен:
06.03.2016
Размер:
655.46 Кб
Скачать

Несмотря на определенные успехи немецкой историографии в XI – XII вв., в целом в Германии в это время сложились гораздо менее благоприятные, чем в других странах, условия для развития исторического знания, совершенствования методов и приемов историописания. Здесь, например, не возникли по-настоящему крупные монастырские центры культурной жизни – такие, как аббатства Сен-Дени во Франции и Сент-Олбанс в Англии. Прежде всего это было связано с отсутствием сильной королевской власти в стране, постоянными феодальными междоусобицами. Стабилизации внутриполитической ситуации во многом препятствовала активная внешняя политика немецких правителей, которые в значительной мере зависели от крупных феодалов – постоянных участников военных кампаний, не желавших поступаться своей независимостью и подчиняться власти единого государя. С середины XIII в. процесс политического раздробления в Германии еще более усилился.

Английская историография XI – XIII вв.

Главным политическим событием английской истории XI в., кардинально изменившим социально-политическую ситуацию в стране, стало нормандское завоевание. Изначально непримиримое противостояние между англосаксами и нормандцами усугублялось разраставшимся конфликтом между феодалами и короной, королевской властью и церковью, недовольством широких слоев закрепощаемого населения. Вместе с тем прибывшие с территории Нормандии и Франции завоеватели не только насаждали в Англии новые порядки, но и значительно усилили здесь влияние французской культуры, заметно обогатившей духовную жизнь завоеванной страны.

В оценке английскими историками-хронистами XI – XIII вв. последствий нормандского завоевания можно проследить определенную закономерность: чем больше времени отделяло их от событий 1066 г., тем меньше враждебности по отношению к иноземцам выражали они в своих сочинениях. Прежде всего это стало результатом постепенного налаживания отношений между англосаксонским населением и нормандцами. И, например, приближение к королевскому двору наиболее знатных и образованных англосаксов, среди которых было немало писателей, напрямую вело к появлению литературных произведений, в том числе исторического характера, выдержанных во все более лояльном по отношению к нормандским завоевателям духе.

64

Однако один из первых хронистов, обратившихся к изучению истории нормандского вторжения, англосаксонский монах Эадмер (ум. 1124 г.) в своем труде «История нововведений в Англии» отзывался о нем резко отрицательно. Наибольшему осуждению автор подверг новое церковное устройство Англии, а именно практически полное подчинение при Вильгельме Завоевателе церкви королю, без санкции которого не могли быть созваны церковные синоды, привлечены к церковному суду бароны за их преступления против церкви и т.п. И в целом хронист делает вывод о значительном ухудшении положения англосаксонского населения с приходом нормандцев: оно было лишено прежних прав и достоинства, доступа к управлению государством, обложено непосильными налогами.

«Истории» Эадмера свойственны многие черты средневековых хроник: в частности, ярко выраженная тенденциозность (особенно в отстаивании прав церкви), фальсификация исторических фактов путем привлечения сфабрикованных документов, легендарного материала. В то же время в отношении единства плана, стройности и последовательности изложения это произведение для своего времени было явлением выдающимся.

Крупнейшим английским историком-хронистом первой половины

XII в. был Уильям Мальмсберийский (90-е гг. XI в. – ок. 1142 г.).

Рожденный в смешанном англо-нормандском браке, в возрасте 10 – 12 лет он был отдан в монастырь Мальмсбери, где получил прекрасное разностороннее образование и со временем стал монастырским библиотекарем. Читая сочинения древних авторов, Уильям постигал основы логики, этики, приобщался к знаниям по медицине. Особенно же его привлекала история, которая, по словам будущего хрониста, «через показ событий прошлого учит читателя следовать добрым примерам и остерегаться дурных». Уже став писателем, Уильям Мальмсберийский пользовался покровительством сына короля Генриха I Роберта Глостерского, которого прославил в одном из своих сочинений за образованность и благосклонность к ученым людям.

Перу Уильяма Мальмсберийского принадлежит около двадцати сочинений исторического, агиографического и теологического характера. Но наибольшую известность принесла ему “История английских королей” в пяти книгах, которая сочетала в себе элементы анналистического и биографического жанров исторических сочинений. Источниками автору послужили документальные материалы из архивов и

65

библиотек нескольких аббатств, парламентские билли и статуты, свидетельства очевидцев, народные сказания. Кроме того, за необходимыми сведениями хронист обращался к сочинениям Цицерона, Цезаря, Вергилия, Сидония Аполлинария, Иордана, Беды и других писателей.

В своем труде Уильям излагает историю Англии с 449 г. (т.е. со времени вторжения англов и саксов в Британию) до середины XII в., подробно характеризуя «деяния» англосаксонских и нормандских королей. Рассказывая о Вильгельме Завоевателе, автор также отметил тяжелые для англосаксов последствия нормандского завоевания. Однако при этом Уильям Мальмсберийский был гораздо менее резок и категоричен в оценках, чем, например, Эадмер. Так, одну из главных причин ослабления и гибели англосаксонского государства он усматривал в упадке нравов его жителей, считая, таким образом, и их самих ответственными за свое поражение. В этой связи хронист пишет о предававшихся безудержному пьянству, чревоугодию и распутству представителях англосаксонской знати и духовенства, полагая, что падение Британии стало вполне заслуженной Божьей карой за грехи ее населения.

Помимо сюжетов из внутриполитической истории Англии Уильям Мальмсберийский в своей «Истории» коснулся событий, происходивших и в других странах – Франции, Германии, Италии. Повествуя, к примеру, о крестовых походах на Восток, хронист дал им весьма сдержанную оценку, выказав на удивление терпимое отношение к мусульманам как к монотеистам, в то же время всецело поддержав агрессию немецких феодалов против славян-язычников.

К числу достоинств Уильяма Мальмсберийского как историкахрониста, помимо широты спектра затронутых им проблем, можно отнести определенное стремление автора к критичности и осторожности в отборе информативного материала (хотя в его сочинении имеются и недостоверные, ошибочные сведения, неточности в датировках), отдельные попытки рационалистически трактовать описываемые факты, устанавливать причинно-следственные связи между событиями. Даже разделяя позиции августиновского провиденциализма, хронист считал и самих людей активными участниками исторического процесса. Интересны в этой связи характеристики основных персонажей «Истории» – их физического и духовного облика – представленные не статично, а в развитии, меняющимися, во всем

66

многообразии и противоречивости, что было принципиально новым явлением в средневековой историографии. Сочинение Уильяма Мальмсберийского написано хорошим стилем, оживлено занимательными рассказами, разного рода риторическими приемами.

Особое место в английской историографии этого периода принадлежит Иоанну Солсберийскому (ок. 1115 – 1180 гг.). Родился он в Олд-Солсбери, в простой семье. Молодые годы провел во Франции, где учился у передовых мыслителей того времени – Абеляра, Гильома Коншского и др., став одним из наиболее выдающихся представителей Шартрской школы. В Англии в течение 12 лет Иоанн занимал должность секретаря архиепископа Кентерберийского, неоднократно совершая поездки к папскому двору, что позволило ему позднее (ок. 1164 г.) написать краткую хронику под названием «История Святого Престола», содержащую исторические портреты многих выдающихся деятелей церкви. Завершил свой жизненный путь Иоанн Солсберийский в добровольном изгнании во Франции в сане епископа Шартрского, так и не смирившись с самовластием короля Генриха II.

Иоанна Солсберийского считают мыслителем, по масштабам образованности не имевшим себе равных не только в Англии, но и в других европейских странах. В целом ряде его произведений – множество ссылок на сочинения выдающихся античных и средневековых авторов, таких, как, Ювенал, Гораций, Тертуллиан, Августин, св. Иероним и др. Одним из первых в Западной Европе Иоанн Солсберийский стал широко обращаться в своих трудах к идеям Аристотеля. Главным орудием познания во всех науках Иоанн считал формальную логику, поэтому взвешенный рационалистический подход прежде всего отличает основные сочинения этого автора.

В главном своем историко-философском труде «Поликратикус», написанном под сильным влиянием учения Платона, английский мыслитель рассуждает об идеальном государстве и искусстве управления. Сравнивая общество с человеческим организмом, Иоанн Солсберийский предложил свою схему социально-политического устройства, в соответствии с которой духовенство являлось душой общества, государь – его головой, государственный совет – сердцем, чиновники и воины – руками, сборщики налогов и другие королевские слуги – внутренностями, а та часть общества, которая добывала средства к жизни личным трудом – ногами. Закрепив за каждой социальной группой определенную роль в жизни общества, Иоанн Солсбе-

67

рийский в то же время полагал, что не «благородное рождение, а благородный образ мыслей, образованность» возвышают человека над ему подобными. В такого рода высказываниях можно увидеть самые ранние зачатки гуманистических идей с их неприятием традиционной для феодального общества системы жизненных ценностей. Выступая в своем сочинении в роли моралиста и сатирика, писатель резко критикует пороки правителей и их окружения. Осуждая, например, порочный, праздный образ жизни королевского двора, феодального дворянства, Иоанн Солсберийский особенно отметил главное развлечение знати в средние века – охоту как занятие, порождающее и развивающее жестокость, призывая, по крайней мере, не переступать в нем «границ умеренности».

Хронистом были затронуты и некоторые актуальные вопросы внутренней истории Англии. Исходя из того, что «историк должен служить истине», он решительно выступил против «чрезмерного» роста могущества короны, считая лишь сильную церковь носительницей высших духовных принципов, единственным гарантом законности и справедливости, сдерживающим произвол светской власти. Весьма резко высказываясь против «деспотического» правления, Иоанн Солсберийский в определенных случаях даже считал возможным «лишить тирана жизни». Всецело положительно оценивая роль христианской религии в жизни государства, хронист в то же время сурово критиковал пороки духовенства, которые, подрывая авторитет церкви в обществе, угрожали тем самым его стабильности и благополучию.

Касаясь некоторых проблем общеисторического развития, Иоанн Солсберийский, в частности, выразил свое несогласие с идеей «вечности» Римской империи и теорией ее «трансляции». По его мнению, древняя империя погибла, а притязания немецких королей, которых хронист называл варварами и самозванцами, на власть над всем миром в качестве преемников римских императоров были лишены ка- ких-либо оснований. Фактически отвергая августиновский дуализм и провиденциализм, на которых строилась традиционная средневековая концепция истории, историк-хронист отводил решающую роль в историческом процессе не Богу, а человеку со всеми его стремлениями и заблуждениями. Разделяя положение Августина о прогрессивной направленности исторического процесса, Иоанн Солсберийский в то же время считал, что целью истории является не конец света, а улуч-

68

шение, совершенствование общества всеми возможными рациональными способами.

В еще одном историко-философском сочинении Иоанна Солсберийского – «Металогикон» – были в том числе затронуты проблемы педагогики и образования: автор, в частности, обобщил и обосновал содержание курса основных дисциплин, преподававшихся в XII в. в высших школах Северной Франции.

Перу Иоанна Солсберийского также принадлежат две философские поэмы, жизнеописания св. Ансельма Кентерберийского и св. Томаса Кентерберийского, ряд других работ.

Одним из самых известных английских хронистов XIII в. был Матвей Парижский (ок. 1200 – 1259 гг.) – широко образованный и хорошо осведомленный по многим вопросам монах-бенедиктинец аббатства Сент-Олбанс. Опираясь на разнообразные источники информации, среди которых были документы из королевского архива, папские и императорские послания, анналы некоторых английских и французских монастырей, сочинения античных и средневековых авторов – Ювенала, Сенеки, Лукана, Григория Турского, Беды, Пьера Ломбардского и др., Матвей Парижский стал создателем целого ряда сочинений, и сегодня не потерявших исторической значимости. Это, в частности, «История англов, или Малая хроника», «Деяния аббатов Сент-Олбанского монастыря», а также несколько произведений агиографического характера. Но наиболее выдающимся его творением стала «Большая хроника» в пяти книгах, которая была написана как исправленное и дополненное продолжение сочинения наставника Матвея в Сент-Олбансе Роджера Уэндовера «Цветы истории».

Принадлежащая перу Матвея Парижского часть хроники, охватывающая период 1235 – 1259 гг., содержит подробные сведения о сложившейся тогда в Англии ситуации и, в частности, описание жесточайшего противостояния королевской власти и возглавляемой баронами оппозиции. Демонстрируя резко критическое отношение ко многому из происходившего в то время, автор выразил особое недовольство политикой короны, неуклонно стремившейся расширить собственное влияние, лишая церковь ее привилегий, усиливая налоговое бремя и т.д. В своем труде хронист также отметил «продажность и алчность папской курии, которая незаслуженно присваивала значительную долю английского богатства».

69

Проявив широту мышления и кругозора, Матвей в своей «Хронике» не ограничился детальным освещением событий английской истории, обратив свой пытливый взор и к другим регионам – Франции, Италии, Испании, Дании, Норвегии, Венгрии, Византии, странам Ближнего Востока.

Несмотря на присутствующие в сочинении английского хрониста элементы реалистического подхода в освещении исторических фактов и их оценке, по своему характеру оно во многом еще является средневековым произведением, о чем, например, свидетельствует немалое количество содержащегося в нем легендарного материала, рассказов о знамениях и чудесах, а также довольно сомнительных сведений, появление которых в «Хронике» было продиктовано прежде всего политическими симпатиями и антипатиями ее автора. Так, видимо желая представить не в лучшем свете короля Иоанна Безземельного, историк сообщает о якобы выраженной когда-то правителем Англии готовности стать вассалом одного из арабских эмиров и даже принять мусульманскую веру в обмен на помощь против мятежных баронов.

Матвей Парижский был известен не только как писатель. Являясь талантливым иллюминатором, он сам украсил многие свои произведения яркими рисунками. А некоторые работы хрониста снабжены еще и выполненными на высоком уровне картами Англии, Шотландии, Палестины, других стран.

Помимо монастырей и аббатств важными центрами культурной, мыслительной деятельности в средние века были университеты. В Англии – это прежде всего Оксфордский университет, создавший собственную философскую школу. Философы Оксфордской школы развивая, в частности, идеи аверроизма, способствовали утверждению в западноевропейской философской мысли деистических представлений, в соответствии с которыми Бог являлся активным участником земной истории лишь на начальном ее этапе – на стадии Творения. А дальнейший ход исторического развития все в большей степени определялся свободной волей людей – их желаниями и поступками. Такой взгляд на картину бытия наносил ощутимый удар по классической августиновской концепции провиденциализма с ее идеей абсолютной предопределенности человеческой истории и способствовал дальнейшему пересмотру просвещенными историкамихронистами Средневековья традиционных представлений о движущих силах исторического процесса.

70