Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.doc
Скачиваний:
583
Добавлен:
26.02.2016
Размер:
2.68 Mб
Скачать

Раздел 2. Развитие и динамика личности

2.1. Научные подходы к исследованию проблемы развития личности в психологии

Категория развития является одной из центральных для любого психологического направления. Само понятие «развитие» по-разному понимается исследователями. Так, для Маслоу развитие есть процесс самоактуализации присущих человеку потенциальных свойств, которые имеют врожденный характер. Объективные социальные условия могут в той или иной степени способствовать или противодействовать развитию индивидуальности личности, но не определять данный процесс. Понятие развития, по В. С. Мерлину, многопланово и включает в себя созревание, фенотипические изменения проявлений свойств, раскрытие и развертывание. У Л. С. Выготского развитие личности тесно связано с овладением той или иной формой поведения. Л. И. Анцыферова пишет, что развитие личности – это прежде всего ее социальное развитие. Польский психолог К. Обуховский рассматривает развитие личности как показатель качества жизни, определяющий норму, он также считает, что важнейшим условием развития личности является стремление выстроить иерархию собственной концепции смысла жизни.

При всем многообразии подходов к развитию личности в зарубежной психологии, как показано Л. И. Анцыферовой, выделяются две методологические предпосылки принцип стремления к равновесию (психоанализ, когнитивная психология, необихевиоризм) и принцип стремления к напряжению (концепции гуманистической и экзистенциальной психологии). В советской психологии, по мнению А. Г. Асмолова, первая продуктивная попытка найти источник развития деятельности в ней самой принадлежит Д. Н. Узнадзе, который ввел представления о функциональной тенденции, подчеркнув, что деятельность может активизироваться не под влиянием потребности, а сама по себе содержит тенденцию к актуализации. Представления Узнадзе о функциональной тенденции послужили теоретической основой для конкретных разработок мотивации развития личности ребенка, например потребности во впечатлениях (Л. И. Божович) и потребности в общении (М. И. Лисина) как специфических человеческих движущих силах развития личности.

В целом все теории развития личности можно разделить на две большие группы. Отличительной особенностью первой является взгляд на развитие как на целостный и неделимый на этапы и периоды процесс (Г. Олпорт, Р. Кэттелл, К. Роджерс). Представители данного направления считают, что процесс развития характеризует постоянно изменяющуюся личность (становление, по Олпорту и Роджерсу), и поскольку личность уникальна и неповторима, то выделить общие этапы для всех людей невозможно. Речь может идти лишь о биологических периодах, личностные же характеристики и черты целостны, а их изменение не связано с возрастными изменениями.

З. Фрейд, Э. Эриксон, Ф. Пиаже, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев являются представителями второго направления, понимая под развитием процесс, в котором происходит постоянное чередование, смена определенных периодов.

Таким образом, в первом подходе речь идет скорее о количественных изменениях, происходящих во времени в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. В рамках второго направления рассматриваются качественные преобразования и новообразования в поведении, психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии.

Долгое время в нашей отечественной науке существовал такой термин, как «формирование личности», более характерный для педагогических аспектов. Как же происходит процесс формирования личности? Согласно мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, личность формируется путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. Опыт же – это система представлений о нормах и ценностях жизни человека; о его общей направленности, поведении, отношениях. А. Н. Леонтьев полагает, что личность – это не есть обогащенный опытом индивид, развитие личности тесно связано со становлением мотивационной сферы личности. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиями общества. От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависят качество и масштаб его личности. По образному выражению А. Н. Леонтьева, «личность рождается дважды». Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений, мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам («эффект горькой конфеты»). Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

В свою очередь, Л. И. Божович выделяет в развитии личности у детей следующие критерии: во-первых, человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия, если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. Второй необходимый критерий – способность к сознательному руководству собственным поведением.

В. С. Мерлин отмечает, что следует разграничивать развитие и формирование, это связано с различным влиянием основных – генетического и средового – факторов на те или иные уровни индивидуальности. Развитие непосредственно и в большей степени обусловлено генетически, в то время как формирование связано решающим образом с влиянием социальных условий. Сегодня, считает А. А. Реан, гуманистическая психология в противовес идее формирования личности выдвигает прежде всего идею свободного развития личности, наиболее полной самоактуализации (концепции Маслоу, Роджерса, Фромма), выражающейся, допустим, в осуществлении индивидуальных смыслов личности (В.Франкл), а также создания «помогающих отношений» (К.Роджерс) для достижения этих целей. Формирование же изначально предполагает своего рода давление со стороны, что полностью противоречит вышесказанному. Поэтому считаем более корректным использование понятия «развитие личности».

Нам присущи разные, в том числе и негативные, влечения, импульсы. Но важно понимать, что свобода человека как личности выражается, в частности, и в достаточно высокой его свободе относительно собственных влечений. «Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им», – писал В. Франкл.

В зарубежных концепциях процесс развития личности рассмотрен по-разному. Но в большинстве направлений основным становится вопрос о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в данном вопросе.

Психоаналитическая теория рассматривает развитие личности как приспособление или адаптацию биологической природы человека к жизни в обществе, как стремление к снижению напряжения, выработку защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Известна теория З. Фрейда, в которой рассматриваются пять психосексуальных стадий развития личности человека, основной особенностью ее является представление о том, что оно протекает в детском и подростковом возрасте, а остальное время личность лишь переживает то, что получила в этот важнейший для нее период жизни. Так, Фрейд выделяет следующие стадии.

1. Оральную стадию (0-18 мес). Зона сосредоточения либидо – рот (сосание, кусание, жевание).

2. Анальную (1,5–3 лет). Зона сосредоточения либидо – анус (выталкивание и удержание фекалий).

3. Фаллическую (3–6 лет). Зона сосредоточения либидо – половые органы.

4. Латентную (6-12 лет). В это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

5. Генитальную (половое созревание). Основной зоной сосредоточения либидо снова являются половые органы.

 В популярной концепции Э. Эриксона процесс развития личности, напротив, протекает в течение всей жизни человека. Он попытался показать влияние культуры на развитие личности, это положение и стало центральным в созданной им теории личности. Те восемь стадий, через которые проходит человек в течение жизни, являются универсальными для всего человечества. Интересно, что в данном направлении понимания развития зрелость личности может соотноситься с определенным периодом, где достижение того или иного качества является определяющим. Так:

1. Младенчество – базовое чувство доверия.

2. Раннее детство – чувство автономии.

3. Возраст игры – чувство инициативы.

4. Школьный возраст – мастерство и компетентность.

5. Подростковый возраст – личная идентичность.

6. Молодой возраст – интимность.

7. Взрослый – производительность.

8. Зрелый – интеграция и принятие.

 Особый же акцент Эриксон делает на чувстве идентичности. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности (Кто я такой?).

Теория социального научения (Дж. Роттер, А. Бандура) рассматривает процесс развития личности как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей.

Гуманистические, феноменологические, экзистенциальные теории трактуют процесс развития личности прежде всего как стремление к самоактуализации, как процесс становления Я. В частности, А. Маслоу выделяет 15 основных черт самоактуализирующейся личности. Он полагал, что такие личности составляют около 1 % населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей.

  1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов, предрассудков, интерес к неизведанному.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, хищных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других. 3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Соблюдение установленных ритуалов, традиций и церемоний, но отношение к ним с должным чувством юмора. Это не автоматический, а сознательный конформизм на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди обычно заняты не собой, а своей жизненной задачей. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому они все в какой-то степени философы.

5. Позиция отстраненности по отношению ко многим событиям. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными влияниям извне. Они нередко склонны к одиночеству.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7. Свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения

собственного Я.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностном взаимодействии.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентированы на цели, а средства всегда им подчиняются.

13. «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех его действиях.

15. Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат: выбирается хорошее и отвергается плохое. Ощущают себя больше представителями человечества в целом, нежели одной культуры.

Б. Ф. Ломов полагает, что в развитии личности диалектически сочетаются два процесса. С одной стороны, личность все более полно включается в систему общественных отношений; ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его дела, делает своим достоянием. Это развитие личности и есть ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Один из признаков данного процесса состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир [цит. по: 48].

Таким образом, при рассмотрении проблемы развития личности возникают противоречия, связанные с соотношением социализации и индивидуализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Именно в процессе социализации человек обретает свою истинную индивидуальность. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Обосновывая три грани социализации личности, А. Г. Асмолов выделяет прежде всего грань индивидуализации, отражающую «основной генетический закон культурного развития», грань интимизации, отражающую переход от «мы» к «я» или проблему самосознания личности, и грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания [17,44].

В развитии личности В.С.Мухина выделяет два аспекта: персоногенез и социогенез.

Персоногенез есть индивидуальное развитие личности, в результате которого формируется уникальная личность (индивидуальность).

Социогенез – это социальное развитие личности, результатом которого является формирование личности как социальной единицы.

Гармоничность развития личности обеспечивается двумя психологическими механизмами: обособления (я – другой, не такой, как все) и идентификации (я такой же, как и другие).

Личность – индивидуальное бытие общественных отношений. Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию человека, через систему личностных смыслов, на основе которых человек строит свою идеологию, свое мировоззрение.

Бытие общественных отношений в личности формируется через присвоение человеком материальной и духовной культуры, через усвоение социальных нормативов и установок.

Процесс воспитания личности. Традиционно воспитание личности в педагогической и психологической литературе рассматривается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Важно уточнить, что сегодня, несмотря на распространенность данного определения, его нельзя считать удовлетворяющим современным требованиям психологической науки, в частности, спорным может показаться словосочетание «целенаправленное воздействие». Возможны и такие коррективы: воспитание – это не отдельный процесс, а определенная сторона взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которого человеком усваивается социальный опыт [32,33,34].

Чем воспитание отличается от социализации? По мнению А. А. Реана, социализация происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и с помощью механизма социального научения и подражания. «Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации… Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя и воспитателя, может показаться сопутствующим, случайным. Происходит не только закрепление правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может оказаться как позитивным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным, т. е. противоречащим поставленным целям». Таким образом, воспитание можно считать одной из форм социализации [цит. по: 48].

Возвращаясь к вопросу определения понятия воспитания, обратимся к точке зрения В. Н. Мясищева, который под воспитанием понимает процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. «В этом двустороннем процессе воспитатель может обнаружить требовательное, снисходительное, любовное, неприязненно-внимательное, пренебрежительное и справедливое или пристрастное и тому подобное отношение к ученику, а ученик – отвечать ему уважением, любовью, боязнью, враждебностью, недоверием, скрытностью, откровенностью, искренним или показным отношением». Существенную роль во всем процессе воспитания играют взаимоотношения. В этом взаимодействии одним из важнейших факторов является личность самого воспитателя и общение с ним [цит. по: 48].

А. Г. Асмолов пишет о таком феномене, как психологический объект воспитания. Им является, по его мнению, «смысловая сфера личности – личностные смыслы и выражающие их в поведении смысловые установки».

Существует отдельная область в педагогической психологии – психология воспитания, которая рассматривает воздействие на развитие личности различных средств и методов воспитания, изучает психологические основы самовоспитания человека [цит. по: 48].

Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания расхождения реального Я и идеального образа себя в будущем. В психологическом предмете самовоспитания выделяют:

  • личностное новообразование;

  • перестройку стереотипов, привычек, психологических особенностей;

  • поддержание целостности, стабильности образа Я;

  • качественное преобразование понимания своей сущности;

  • внутренние барьеры вследствие неудач самовоспитания.