
- •Кафедра «Таможенное дело и коммерция»
- •Введение
- •1 Общая характеристика развивающихся стран
- •1.2 Роль государства.
- •1.3 Участие в международных экономических отношениях
- •2 Характерные проблемы развивающихся стран
- •2.1 Сущность, причины и последствия отсталости
- •2.2 Социально-экономическая дифференциация, пути решения.
- •2.3 Проблема внешней задолжности
- •2.4 Проблема накопления.
- •2.5 Проблемы в области кредитно-денежной политики
- •2.6 Индия
- •2.6.1 Тенденции и проблемы социально-экономического развития
- •2.6.2 Влияние глобального финансового кризиса
- •2.6.3 Перспективы развития
1.2 Роль государства.
В любой социально-экономической системе присутствует системообразующий и интегрирующий элемент, который в общих чертах определяет содержание и динамику развития системы.
В условиях переходного периода в силу слабости частного национального капитала движущей силой единения воспроизводственных процессов может стать либо национальный государственный, либо иностранный капитал. Отсутствие или неразвитость господствующего уклада повышает значение и самостоятельность государства, политического аппарата общества. Государство в условиях дезинтегрированности хозяйства и не сформировавшегося гражданского общества является силой, способной ускорить процесс развития, преобразовать существовавшие отношения.
Особая роль государства проявляется в его социально-экономическом механизме. Его функции по созданию общих предпосылок и условий воспроизводства и созданию отдельных элементов производительных сил выполняются за счет национального дохода. При этом государство предоставляет услуги безвозмездно, как всеобщее благо. Подобный механизм увеличивает гибкость социально- экономической структуры в ее взаимодействии с многоукладной системой производительных сил. Он позволяет государству в определенной мере выравнивать структурно-функциональные диспропорции и противоречия, характеризующие состояние производительных сил и общества развивающихся стран.
Прямое участие государства в воспроизводстве связано с переходом в его собственность части ВВП и накопленного общественного богатства, в том числе части средств производства. Часть экономики, функционирующей на основе государственной собственности, образует государственный сектор экономики. Его создание вызывается тем, что на пути развития национального рынка встают технологические и инвестиционные преграды.
Препятствия на пути перемещения капитала затрудняют перелив средств из традиционных секторов хозяйства в современные, в результате консервируются отсталые экономические структуры. При этом уменьшается круг отраслей, в которых мелкий частный капитал может создавать современные предприятия. В государственном секторе воспроизводственный процесс может не связываться жесткими ограничениями закона стоимости. Государство способно мобилизовать ресурсы в огромных размерах и использовать их в общественных интересах. [1]
В общем искусственное свертывание интервенций государства в экономику ограничивает возможности периферийных стран по регулированию и стимулированию собственного развития, исходя из своих национальных интересов, отчасти перекрывая пути их «внепланового» с точки зрения лидеров мирового рынка экономического возвышения и отдавая оба процесса на откуп иностранному капиталу и рыночной стихии. Между тем преобладающая часть иностранных инвестиций в реальную экономику развивающегося мира концентрируется в сравнительно небольшой группе наиболее динамичных и преуспевающих стран. На мельницу таких стран льет воду и рынок. Благодаря более совершенному технико-технологическому и социокультурному потенциалу они, как правило, лучше и быстрее адаптируются к глобальным тенденциям и императивам развития. [14]
На национально-государственном уровне наиболее высокая доля госсектора в создании ВВП была в странах социалистической ориентации. Так, в Алжире и Египте госсектор обеспечивал более 80% выпуска промышленной продукции, 60% сельскохозяйственных продуктов, включал в свой состав кредитную сферу; в Анголе, Эфиопии давал 50—100% важнейших видов продукции. Среди других стран высокого уровня государственный сектор достигал в Боливии (40% ВВП), Пакистане, Гане (25% ВВП).
Подобные масштабы предпринимательства превращали государственный сектор в ведущее звено экономического развития. Он был тесно связан экономическими отношениями с другими структурами, оказывая на них воздействие и направляя их воспроизводственный процесс в определенные рамки пропорциональности. Вместе с тем госсобственность создавала не только благоприятные условия для общественного производства, но и образовывала собственный воспроизводственный цикл на основе самоокупаемости, обмена с другими экономическими агентами, что вызывало противоречивость функционирования государственного предпринимательского сектора.
Процесс образования и становления государственной собственности по своему характеру антагонистичен, поскольку в ряде случаев она формируется за счет других видов собственности. Госсобственность ограничивает масштабы их воспроизводства, так как часть создаваемого там продукта изымается, по существу, внеэкономическими методами. Она способна видоизменять условия обмена между секторами. Государство может как стимулировать, так и препятствовать воспроизводству в отдельных секторах, что вызывает необходимость определения количественных и качественных параметров для оптимального развития государственной собственности. Масштабы этих границ зависят от потенциала существующих социально-экономических секторов, характера решаемых задач, характера и степени участия страны в мирохозяйственных связях.
Средства, мобилизуемые государством в результате перераспределения национального дохода или в сфере собственной экономической деятельности, используются не только для стимулирования современных секторов предпринимательства, но и для решения ряда сложных и разнородных социальных задач, включая непосредственные цели модернизации (развитие образования, здравоохранения) и упрочения этого процесса путем различных выплат тем слоям, которые остаются за рамками современного развития.
Таким образом, государство не только способствует переходу общества на более высокую ступень экономического и социального развития, но и выполняет стабилизирующие функции, пытаясь снизить конфликтный потенциал.
Устанавливая определенные стимулы и ограничения, оно корректирует социальные и экономические условия, поддерживает баланс между современными и традиционными элементами. При этом государство само испытывает проникновение традиционализма в разных формах, становясь своеобразным смешанным, гибридным образованием. Это приводит к тому, что на национальном уровне преобразующая роль государства не всегда проявляется четко. Социально-экономическое содержание государства определяется господствующим типом производства и системой идеологических и политических отношений. Поэтому социально-экономические преобразования в периферийных странах при участии или направляющей роли государства способствовали или препятствовали капиталистическому развитию. По мере развития современных рыночных отношений государственный сектор теряет самостоятельный характер, смыкается с различными формами капиталистического способа производства. [1].
На протяжении большей части XX в. государственное вмешательство в экономику развивающихся стран нарастало. По данным Всемирного банка, в странах с низкими доходами на душу населения государственные расходы по отношению к ВВП составили 17,1% в 1990 г. и 20,1% в 2001 г., в том числе в Южной Азии они выросли с 16,4 до 18,3%, в Африке южнее Сахары — с 25,3 до 25,9%. В этих странах многие ведущие отрасли находятся в руках государства, потому что оно их и создало.
Хотя государственные расходы в развивающихся странах ниже, чем в развитых странах, это происходит прежде всего из-за разницы в размахе госрасходов на социальную сферу, в то время как в финансировании инвестиций государство в «третьем мире» обычно весит больше, чем в развитых странах.
Большой вес государства в инвестициях и большой государственный сектор порождены догоняющим развитием. Если в развитых странах переход к системе современного капитализма происходил в условиях социальных и экономических потрясений, ликвидировать которые рынок не мог и для смягчения которых понадобилось активное государственное вмешательство в виде большого госсектора и активной социальной политики, которая оказалась необходимой и для постиндустриализации, то в развивающихся странах причины были во многом другие. Здесь создание большого современного сектора часто оказывалось не под силу отечественному частному капиталу, и именно в этом выразились в развивающихся странах провалы рынка, известные в экономической теории как базовая причина государственного вмешательства в рыночную экономику. Поэтому индустриализация, тем более форсированная, могла проводиться здесь только при прямом участии государства (можно провести аналогию с Россией XIX в., где железнодорожная сеть создавалась за счет государственных расходов на железнодорожное строительство, а военно-промышленный комплекс создавался на базе казенных военных заводов).
Однако активное государственное вмешательство в экономику обернулось не только успехами в догоняющем развитии.
Государственный сектор и государственный аппарат часто неэффективны, плодят коррупцию и даже нередко мешают развитию частного бизнеса, а не только ликвидируют провалы рынка. Так, по данным Всемирного банка на начало 2005 г., предпринимателю для регистрации своего дела в развитых странах (точнее, в странах с высокими доходами на душу населения) требуется в среднем 7 разрешений и согласований, которые занимают 24 дня и обходятся в 9% ВВП надушу населения, а в странах с низкими доходами — 10 процедур, 60 дней и 168%.
Вторая базовая причина государственного вмешательства в экономику — это обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов, или, говоря по-другому, оформление и соблюдение «правил игры» в хозяйственной жизни. Однако государственные институты развивающихся стран намного слабее аналогичных институтов развитых стран и поэтому обычно плохо справляются с соблюдением «правил игры». По данным Всемирного банка, если предпринимателю в странах с высокими доходами на душу населения в случае нарушения его контрагентом контракта требуется в среднем 19 процедур, которые занимают 267 дней и обходятся в 8% ВВП на душу населения, то в странах с низкими доходами — . 28 процедур, 304 дня и 65%.
Подобные, как говорят в экономической теории, провалы государственного регулирования экономики вынудили немалое число развивающихся стран начать с конца XX в. процесс либерализации. К этому их также подталкивали импульсы, идущие из развитых стран (которые начали этот процесс еще раньше) и оформленные в виде вашингтонского и поствашингтонского консенсуса.
Либерализация в третьем мире идет, прежде всего, по двум направлениям — либерализация внешнеэкономических связей и приватизация части госсектора. Если либерализация внешнеэкономических связей идет во всех регионах третьего мира, то приватизация больше характерна для Латинской Америки. [2]