Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыбаков Б.А. - Язычество древних славян.doc
Скачиваний:
283
Добавлен:
23.02.2016
Размер:
4.54 Mб
Скачать

51 Гальковский н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 60.

Три функционально ограниченных божества в этом сравнительно позднем (XIV в.?) источнике в своей совокупности заменили Рода, сделали излишним его упоминание.

Второй источник - это знаменитое "Слово о твари и о днии рекомом неделе", относящееся к XII - XIII вв. Речь там идет о почитании дня семидневки - воскресенья, "недели", как дня, посвященного солнцу и дневному свету. Культ этот овеществлялся: "невернии, написавше свет болваном и кланяються ему"; одновременно эти язычники "творца хулять" 52. В этом поучении рожаницы упоминаются, а Рода уже нет - его заменил Свет, противопоставленный христианскому богу-творцу. Праздником этого Света является каждый первый день семидневной недели - воскресенье, "День Солнца" у многих народов. Однако язычники поклоняются не солнцу ("вещь бо есть слнце свету"), а "белому свету", Вселенной, "твари, написаней во образ человечь". Это, очевидно, тот самый свет, существовавший, по древним представлениям, независимо от солнца (например, в пасмурный день), о котором говорится в Библии при описании первого дня творения. Этой двойственностью света, как мы помним, воспользовался Достоевский, излагая спор юного Смердякова с лакеем Григорием.

("Свет создал господь бог в первый день, а солнце, луну и звезды на четвертый день. Откуда же свет-то сиял в первый день?") 53 52 Гальковский Н, М. Борьба христианства..., т. II, с. 78.

53 Достоевский ф. М. Полн. Собр. Соч.: в 30-ти т. Л., 1976, т. 14, с. 114.

Вот этот-то свет, не имеющий видимого источника, "неосяжаемый и неисповедимый", как эманация божества, творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников, а следовательно, и объектом обличений церковников. Церковники противопоставили божеству неисповедимого света Иисуса Христа, используя евангельскую фразу: "Опять говорил Иисус к народу и сказал им: "Я - свет миру; кто последует за мною, тот не будет ходить во тьме" (Евангелие от Иоанна, гл. VIII, 12). Кроме поучений, изготавливались даже "полемические" предметы прикладного искусства: в конце XII в. во Владимиро-Суздальской Руси был изготовлен медный, украшенный эмалью медальон с изображением Спаса-Эммануила и надписью IC.XC. АЗЪ ЕСМЕ СВЕТ 54. Надпись на нем является прямым ответом тем же самым неверным почитателям "твари" и "света", которые поклонялись свету, "написавше его". Финифтяный образок подкрепляет датировку "Слова о твари" рубежом XII - XIII вв. Выше, в главе о славянских земледельческих культах, я высказывал предположение о том, что с культом верховного небесного божества связан определенный символ - "колесо Юпитера" с шестью спицами. Здесь уместно повторно упомянуть об этом распространеннейшем символе. Круг с шестилепестковой розеткой внутри, "громовый знак", был полисеман-тичен: он выражал и идею солнца ("вещь бо есть солнце свету"), и идею "белого света", всей Вселенной. Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами (круг, крест, крест в круге, круг с вось-милепестковой или шестилепестковой розеткой), но понятие "белого света", идентичное понятию Рода, выражалось только шестилепестковвП розеткой, только колесом с шестью спицами.

В славянской деревянной резьбе верховенство Рода подчеркнуто помещением его символа на высоких местах: на щипце кровли, над стенами, а внутри домов - на потолочной матице-сволоке 55. Иногда на деревянных "полотенцах", спускающихся от верха кровли, помещалась, как на прялках, сложная композиция из нескольких солнц, как бы бегущих по небосводу, а центральное место занимало "колесо Юпитера", символизирующее белый свет.

 

рис. 109 Громовой знак на матице избы. (Словакия).

 

рис. 110 Громовой знак на "полотенцах" избы. (Архангельская область).

 

Точнее всего соотношение Света (Вселенная) и солнца (субъект света) выражено на онежской прялке 56. В нижней части лопаски прялки показано солнце в его четырех суточных позициях: восходящее, полдневное (изогнутые многочисленные лучи подчеркивают бег светила по небу), заходящее и ночное, подземное солнце.

Выше этого солнечного круговорота поднимается мировое древо, соединяющее все ярусы мира (см. главу 2), а над ним, на самом верху прялки помещен во всю ширину лопаски тщательно вырезанный огромный шести-лепестковый "громовый знак", господствующий над всей композицией, как Род господствовал над Вселенной 57.

 

рис. 111 Донце прялки с громовым знаком.

 

Отмеченный выше переход "колеса Юпитера" в монограмму Иисуса Христа надежно подтверждает древнее, исконное значение шестилучевого знака как символа света во всей многогранности этого понятия. Новый, христианский персонаж в соперничестве с древним Святовитом-Родом вынужден был сказать: "Аз есмь свет!".

В ряде предшествующих случаев нам помогала в уточнении того или иного образа позднейшая церковная или этнографическая календарность. Относительно Рода мы располагаем единственным, но драгоценным свидетельством: Рода вспоминали на второй день праздника рождества, 26 декабря; день этот назывался собором или "пологом" богородицы, и бабы приносили в церковь хлебы и пироги 58.

В одной рукописи Четьи Минеи есть интересная приписка, помещенная после всех статей сентябрьского года под 31 августа: "А се грехи: ...Желя Роду и роженицам по рождестве в пнд [понедельник] - муку варити святей богородици, а Роду примолвливающе" 59.

54 Воронин Н. Н. Археологические заметки. - КСИИМК.М., 1956, вып. 62, с. 27, рис. 14. Медальон найден в Суздале.

55 См., например: Slovenske 1'udove umenie. Bratislava, 1953, tab. 21.

56 Соколов С., Томский И. Народное искусство Севера России.

М., 1924, рис. 19.

57 Идея вселенского "неосяжаемого" света с очень давних времен стала ассоциироваться с зеркалами или с их предшественниками - плоскими сосудами, налитыми водой (Киклады). Зеркало удваивало мир, постоянно отражало "белый свет", являясь как бы его двойником.

Вероятно, поэтому древним зеркалам придавалась правильная круглая форма, воспроизводящая круг небесного свода. М. И. Ростовцев подробно проанализировал сакральную роль зеркала у скифов (Ростовцев М. И. Символы царской власти). Зеркало являлось атрибутом главной богини как у скифов-кочевников, так и у скифов-пахарей (см. выше пластину из Сахновки на Роси). На сарматских зеркалах III - II в.

до н. э. помещали знак с шестилепестковой розеткой (СА, 1979, № 4, с. 191 - 194, рис. 1 и 3). Точно такой же знак мы встречаем и на резной деревянной оправе русских зеркал XVIII - XIX вв. (Соболев Н.

Н. Русская народная резьба по дереву. М. - Л., 1934, с. 40, рис.

12). Общеизвестна роль зеркала в русских новогодних гаданиях о судьбе.

58 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. I, с. 168-169.

59 Смирнов О. Древнерусский духовник, с. 46, 331; Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. I, с. 169.

Здесь языческий обряд приурочен не к следующему за христианским праздником дню (как это наблюдалось обычно), а к ближайшему понедельнику после рождества. Это делалось, вероятно, с тем, чтобы отделить, разобщить церковное и языческое. Память о рожаницах, богинях рождающих, вполне естественна, так как праздник посвящен рождению, и одной из рожаниц может быть признана Мария-богородица.

А кто же тогда Род? Очевидно, Иисус Христос.

В приведенной краткой характеристике греховного обряда в честь Рода и рожаниц есть одно слово, от правильного понимания которого зависит установление направленности всего обряда. Это слово - "желя", обычно означающее "плач", "скорбь", "погребальный плач".

В этом случае получается резкое противоречие с радостным церковным праздником рождения божества (восходящим к празднованию зимнего солнцеворота). Однако у слова "желя", "желение" есть и другой смысл - "пеня", "повинность", соответствующий латинскому "mulcta", "multa" 60. Тогда все становится на свои места. Мы знаем, что для языческих празднеств устраивалась "братчи-на", "складчина", "ссыпка", когда каждая хозяйка должна была принести свою долю продуктов для общего котла. Примером женских "ссыпок" могут служить "кузьминки" в честь Макоши Пятницы. Другим женским праздником был "полог богородицы", во время которого "варили муку", т. е. делали какое-то кушанье типа клецок или лапши. Чрезвычайно важно примечание, что на этом празднике не забывали и древнего Рода - в его честь произносились какие-то заклинания или молитвы: "Роду примолвливающе".