Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Опорн.для МАГИСТРАНТОВ(2015).doc
Скачиваний:
85
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
416.77 Кб
Скачать

2. Патентная защита и ее роль в стимулировании инноваций. Анализ патентной защиты с точки зрения благосостояния общества

Целью внедрения патентов является вознаграждение тех, кто отдал время и деньги инновации. Чтобы обеспечить инвестиции в НИОКР, изобретатель или корпорация должны полагаться на то, что дисконтированная стоимость прибыли, полученной в течение ряда лет, будет превышать стоимость первоначальных инвестиций. Другими словами инвестор должен полагаться на определенную защиту от конкуренции, т. е. на некоторый уровень монопольной власти.

Рассмотрим продуктовую инновацию, защищенную патентом. Если продукт действительно новый и полезный, то он создает совершенно новую кривую спроса D1 – кривую, которой не существовало ранее (рис. 12.2). Обладая исключительным правом производить и продавать свой продукт, держатель патента становится монополистом. Он получает предельный доход МR1. Объем выпуска определяется равенством MR1 = МС, а цену он назначит Р1.

Рис. 12.2. Ценообразование на продукт: а) с патентной защитой и б) без патентной защиты

Монопольная прибыль будет равна площади прямоугольника Р1АХМ. Однако это не чистая прибыль, так как должны быть учтены необратимые издержки изобретателя на НИОКР. Предположим, что инноватор финансирует инвестиции в НИОКР за счет 17-ти летнего займа с ежегодными платежами, равными площади заштрихованного прямоугольника, помещенного вверху на рис.а).(17 лет – в США срок патента). Если патентная монополия продолжается 17 лет, ежегодная прибыль Р1АХМ будет больше, чем необходимо для покрытия издержек по обслуживанию ежегодного долга НИОКР. И инноватор получит хорошую компенсацию своих усилий. Однако от появления нового продукта выиграет не только монополист-инноватор. Доступность продукта на условиях монополии порождает излишек не только производителя Р1АХМ, но и излишек потребителя. Он равен площади треугольника Р1ВА. Говорят, что при линейном спросе и постоянных предельных издержках производства и сбыта монополист «приобретает» для себя только 2/3 совокупного излишка, который создает его продукт. Остающаяся 1/3 достается потребителям.

Теперь предположим, что не существует ни патентной защиты, ни других барьеров для имитаторов изобретения. Вскоре после того, как появляется новый продукт, конкурирующие фирмы внедряют свои имитирующие товары. Кривая спроса на продукт монополиста в результате сдвинется влево от кривой первоначального спроса инноватора, до D2. Новый предельный доход будет MR2. Новой будет более низкая цена Р2. Теперь инноватор будет получать прибыль Р2ВYМ. Она едва будет покрывать издержки инноватора по обслуживанию долга НИОКР. При этом фирмы-имитаторы, возможно, несут небольшие или не несут совсем свои собственные издержки на НИОКР, «бесплатно едут» на НИОКР инноватора. При издержках в размере и цене Р2 они получат прибыль сверх нормальной. При этой цене получаемая фирмами-имитаторами экономическая прибыль привлечет новых конкурентов, что еще больше сократит остаточный спрос инноватора – до D3. Инноватор должен будет найти новый оптимум, назначив максимизирующую прибыль цену ОР3. теперь он получит прибыль, равную прямоугольнику Р3СWМ. Площадь этого прямоугольника меньше выплат по обслуживанию долга НИОКР. Если бы этот процесс диффузии происходил быстро и если бы инноватор предвидел это, то он бы воздержался от инвестирования в НИОКР. Потребители были бы лишены нового продукта, который даже в условиях монополии мог дать им потребительский излишек.

Возникает дилемма. 1). Допустим, инвестиции в НИОКР сделаны и инновация получена, но нет никакой защиты от имитаторов. Вход имитаторов на рынок будет продолжаться до тех пор, пока цена не окажется на конкурентном уровне, т.е. на уровне – ОМ. В этом случае излишек Р1АХМ, который раньше получал инноватор, трансформируется в излишек потребителей. Кроме того, конкурентное увеличение производства до ОQC ведет к возникновению еще большего потребительского излишка, измеряемого треугольником AZX. В этом случае инноватор не получает ничего из (теперь еще большего) излишка, который создан его изобретением. Все получают потребители.

2) Если инноватору позволено монополизировать объем продаж нового продукта, то тогда совокупный излишек общества будет меньше, чем он мог бы быть в идеале при учете треугольника чистых потерь AZX. В этом смысле обеспечение патентной монополии переносит издержки на все общество. Видя это, потребители могут потребовать от правительства изменить патентную монополию так, чтобы они смогли получить все: и новый продукт, и конкурентную цену и максимальный излишек. Но если это будет происходить часто, то деньги не будут вкладывать в создание новых продуктов. Система патентов допускает свободный выбор, принимая в течение действия срока действия патента чистые потери излишка для того, чтобы гарантировать инноватору прибыль. Только после того, как срок патента истечет и полную силу наберет конкурентная имитация, потребители действительно могут обладать и новым продуктом, и дополнительным излишком, который приносит конкурентное ценообразование. Патентная защита разрешает возникшую дилемму.