Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Клиническая стоматология 2004-2 / Реакция тканей верхушечного периодонта на гуттаперчевый штифт, выведенный за верхушку корня..doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
254.46 Кб
Скачать

360 Суток опыта. Имплантат окружен тонкой фи­брозной капсулой. Прилежащий жировой кост­ный мозг без признаков патологии. Х100

360 суток опыта. Прорастание тяжей соедини­тельной ткани в вещество адгезива и окисла ти­тана, образование в их депозитах и по-соседству бесструктурных масс костеподобной субстанции (сдвоенные стрелки). Х100

Объектом исследования служили зубочелюстные блоки 2-х групп по­допытных животных: 1-я группа (группа сравнения / контрольная группа) — в верхушечный периодонт и прилежащую костную ткань через корневой канал вводили титановые стержни (фрагменты титановой проволоки+адгезив), 2-я группа (основ­ная) — за апекс корня зуба выводили гуттаперчу с образованием в верху­шечном периодонте и прилежащей костной ткани ее депозитов.

Результаты исследования. В группе с выведением за апекс титано­вых стержней сами имплантаты в гис­тологических препаратах не обнару­живались (см. материал и методы исследования). На месте имплантатов обычно оставался дефект тканей, со­держащий черные бесструктурные массы адгезива и окисла титана, обычно покрывающего титановый имплантат и остающегося в тканях после механического удаления. По­мимо некоторых количеств окисла ти­тана, имелись депозиты мелкодиспер- стного материала адгезива.

Через 1 сутки после начала опыта в области верхушечного пери—одонта и прилежащей кости обнаруживался канал, заполненный черными массами адгезива и окисла титана, с узким ободком уплотнения тканевой суб­станции и обширной зоной перифокальной острой воспалительной ин­фильтрации (рис. 1 а).

Через 30 суток от начала опыта в гистологических препаратах в верху­шечном периодонте и прилежащей кости обнаруживался дефект тканей, по краям которого располагался мел­кодисперсный материал из опалесцирующих частиц адгезива и черный осадок окисла титана. Вокруг им­плантатов, как правило, формировал­ся плотный слой клеточноволокнистой соединительной ткани. Структуры этой ткани в кости располагались до­вольно близко к имплантату, и отде­лялись от него лишь узкими соедини­тельнотканными прослойками.

За пределами слоя клеточново­локнистой ткани, окружающего им­плантат, обнаруживался плотный лимфомакрофагальный инфильтрат, который местами распространялся на значительные расстояния в сторону от капсулы (рис. 16).

Вокруг имплантата участки грубоволокнистой соединительной ткани перемежались с участками разрыхле­ния. Местами отмечалось усиление отека, и нарастала макрофагальная инфильтрация. Изредка она достига­ла значительной плотности. Усиление воспалительной реакции в периимплатационной зоне сопровождалось нерезко выраженными явлениями резорбции в прилежащих костных структурах.

В плотном макрофагальном ин­фильтрате часть клеток несла в своей цитоплазме частицы 2-х типов: гру­бые черные частицы окисла титана и микроскопические полупрозрачные частицы адгезива.

Кроме того, как указывалось выше, частицы окисла активно захватывались макрофагами и вместе с ними мигрировали, иногда далеко за преде­лы имплантационной зоны. Зачастую в отдалении от имплантата можно было видеть глыбки свободнолежащего окисла, по-видимому, освобождаю­щегося в результате физиологической гибели несущих их макрофагов.

Реже встречались макрофаги, в ци­топлазме которых можно было видеть с трудом различимые полупрозрачные очень мелкие гранулы адгезива.

Через 3 мес. от начала опыта про­должалось формирование фиброзной капсулы. Слой грубоволокнистой со­единительной ткани принимал вид структурно организованного образо­вания, в котором зрелые коллагеновые фибриллы, складывающиеся в пучки, были ориентированы циркулярно во­круг имплантата.

Макрофагальная инфильтрация становилась значительно более скуд­ной, чем в предыдущие сроки наблю­дений. По-видимому, основное дви­жение макрофагов было связано с их физиологической функцией фагирования и элиминирования чужеродно­го материала, поэтому многие из этих клеток несут в своей цитоплазме час­тицы окисла. Довольно часто глыбки чужеродного материала свободно ле­жали в отдалении от имплантата, в частности в жировой ткани межтрабекулярных пространств кости, что тоже следует связать с деятельностью макрофагов.

На 180 сутки эксперимента гисто­логические картины и тенденции в развитии описанных выше процессов оставались прежними. Вокруг имплантатов была видна довольно тон­кая фиброзная капсула. Местами там, где имплантат располагался вблизи от костных стенок межтрабекулярных пространств костной ткани, он был отделен от костных структур тонкой фиброзной прослойкой.

Действительно часто при анализе гистологических картин в эти сроки опытов отмечалось усиление процес­сов новообразования костного веще­ства, в частности, в виде оксифильных отложений на стенках межтрабеку­лярных пространств юных костных балочек.

Через 360 суток вокруг имплантата наблюдалось образование зрелой фи­брозной капсулы (рис. 2 б). Общая картина свидетельствовала об отсутствии проявлений патологических ре­акций, в связи с чем можно говорить об общем благоприятном фоне на ко­тором происходила интеграция имплантата в тканевую среду.

Рис.3. Микрофотограммы. Выведение гуттаперчи за апекс

Соседние файлы в папке Клиническая стоматология 2004-2