
- •Реакция тканей верхушечного периодонта на гуттаперчевый штифт, выведенный за верхушку корня.
- •360 Суток опыта. Имплантат окружен тонкой фиброзной капсулой. Прилежащий жировой костный мозг без признаков патологии. Х100
- •1 Сутки. Диффузия частиц гуттаперчи в ткани, прилежащие к депозиту гуттаперчи. X 40
- •1 Сутки опыта. Некроз жи-ровой ткани межтрабекулярных пространств альвеолярной кости у депозита гуттаперчи, распростра-няющийся на адвентицию артериального сосуда (сдвоенные стрелки). Х100
- •1 Мес. Опыта. Некротические изменения и серозное пропиты-вание на обширных территориях жировой ткани костно-мозгового пространства вокруг депозита гуттаперчи. Х40
- •1 Мес. Опыта. Некроз остеоцитов (стрелки углом) в костной ткани, прилежащей к депозиту гуттаперчи. Х400
- •30Суток опыта. Гигантоклеточная гранулема у депозита гуттаперчи. Многие из макрофагов содержат частицы гуттаперчи. Множество гигантских многоядерных клеток (одинарные стрелки). Х200
- •90 Суток опыта. Зона мукоидизации и некроза вокруг депози-та гуттаперчи. Скопления макрофагов, содержащих в своей цитоплазме частицы гуттаперчи (стрелки углом). Х200
- •180 Суток. Тонкая фиброзная капсула вокруг депозита гуттаперчи в жировой ткани межтрабекулярных прост-ранств альвеолярного отростка. Микрогранулема у капсу-лы (стрелки углом)
Реакция тканей верхушечного периодонта на гуттаперчевый штифт, выведенный за верхушку корня.
Экспериментальное исследование
А.С. Григорьян, д.м.н., профессор
И.М. Макеева, д.м.н., О.Ю. Морозов, врач
Медицинская Академия им. Сеченова, Москва
В современной стоматологии одной из актуальных проблем является качество эндодонтического лечения. Хронические одонтогенные очаги, развивающиеся в результате некачественной обтурации корневых каналов в 85—95 % случаев являются причиной острых воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области, интоксикации организма и даже развитием очагово-обусловленных заболеваний (Рабинович А.С, 1960; Шаргородский А.Г., 1990; Бажанов Н.Н. и соавт., 1996; Боровский Е.В., 1997; L. J. Wolsh, 1997).
Общепринятой апикальной границей при проведении любых эндодонтических манипуляций является физиологическая верхушка корня (Чумаков А.А. и соавт., 1991; Иванов B.C. и соавт., 1984; Keitel S. et al., 1989), однако данное анатомическое образование локализуется весьма вариабельно (Dummer P. Et al., 1984; Kuttler Y., 1955), что требует выработки стандарта, применимого в каждом индивидуальном случае.
Общепринято считать физиологической верхушкой место сужения канала, на 0,5-1,5 мм. отстоящее от рентгенологической верхушки.
Именно в этом месте должны ограничиваться любые манипуляции в корневом канале (Грошиков М.И., Патрикеев В.А. 1976; Дмитриева Л.А. Гранкина Н.В., 1985; Мощиль А.И. и соавт.,1987; Байрамов М.Б., 1994; Weine F., 1982).
Соединительная ткань, локализующаяся в 1-2мм. апикальной части корневого канала морфологически рассматривается некоторыми авторами как периодонтальная (Чумаков А.А. и соавт., 1991; Fisher G.,1955) и ограничение эндодонтических манипуляций в апикальной зоне биологически оправданно как в случае жизнеспособности пульпы так и при ее некрозе с целью предотвращения травмирования и усугубления инфицирования тканей периодонта.
Решение проблемы достижения необходимой плотности и объемности заполнения корневого канала, особенно при наличии боковых ответвлений последнего, и учитывая ненадежность обтурации с использованием одних паст, привело к использованию в эндодонтической практике разных видов штифтов в сочетании с корневыми герметиками—адгезивами.
Гуттаперча используется в стоматологии с 19 столетия, однако как материал для постоянной обтурации корневых каналов широкое распространение она получила за рубежом с семидесятых годов двадцатого столетия (Gutierrez et al, 1969; Horsted, Nygaard-Ostby, 1978; Beatty et al., 1989; Rupprecht В., el al., 1989), а в нашей стране с девяностых годов (Иванов B.C. и соавт., 1990).
Рис.1.
Микрофотограммы. Титановые имплантаты
в периодонте и костной ткани
1 сутки опыта. Слой уплотнения тканевой субстанции и обширная зона острой воспалительной инфильтрации вокруг имплантата. Х40
30суток
опыта. Плотный слой клеточноволокнистой
соедини-тельной ткани (сдвоенные стрелки)
вокруг имплантата. Снару-жи от него
видны обширные зоны лимфомакрофагальной
ин-фильтрации (стрелки углом). Фиброзная
прослойка отделяет имплантат от
костных структур (одинарная стрелка).
Х40
30 суток опыта. Массы чужеродного материала (стрелки углом) образованы черными частицами окисла титана и бесцветными частицами адгезива. Прорастание соединительнотканных тяжей в рыхлое вещество окисла титана (стрелки). Х100
90 суток опыта. Имплантат окружен нежной клеточноволокнис-той, местами фиброзной, капсулой (сдвоенные стрелки). Жиро-вая ткань межтрабекулярного пространства с большим числом макрофагов несущих в своей цитоплазме частицы окисла титана
(стрелки углом). Видны свобод-нолежащие глыбки окисла. Х100
Считается, что выведение гуттаперчевого штифта за апекс, не сопровождающийся клиническими и рентгенологическими проявлениями периодонтита и не требует пере-пломбировки корневого канала, так как сам по себе гуттаперчевый штифт является биологически инертным материалом (Holland R., et al 1982; Calura J., et al., 1984; Gutierrtz J., et al.,1969). Наряду с этим имеются сведения о токсическом воздействии гуттаперчи на верхушечный периодонт (Devis М., et al., 1971) и даже о развитии аллергической реакции (Boxer М., et al, 1994).
В данной работе нами была изучена в эксперименте реакция тканей верхушечного периодонта на заапикальное выведение гуттаперчи и корневого герметика АН-plus.
Материал и методы исследования. Эксперимент проводили на 10 беспородных собаках. Возраст животных от 1 года до 2 лет, масса от 5 до 7 кг. Экспериментальное вмешательство производили под внутрибрюшинным барбитуровым наркозом с премедикацией подкожной инъекцией аминазина.
Методика экспериментального вмешательства. После вскрытия полости боковых двухкорневых зубов (обычно 4) на нижней челюсти, определив рабочую длину с помощью апекслокатора проводили эндодонтическую обработку каналов. Апикальное отверстие расширяли и пломбировали корневые каналы одного из корней гуттаперчей с герметиком AH-plus (основная группа) методом латеральной конденсации, а другой корневой канал титановым штифтом с тем же герметиком (контрольная группа). Основной гуттаперчевый и титановые штифты выводили в костную ткань на 5 миллиметров. Устья каналов изолировали стеклоиономерным цементом. Перфорационное отверстие в коронке зуба пломбировали серебрянной амальгамой. Животных выводили из опыта передозировкой барбитурата в сроки 1 с, 1,3, 6,12 мес.
Гистологическая обработка тканевого материала. У животных выпиливали из области экспериментального воздействия зубочелюстные блоки. Тканевый материал фиксировали в формалине и после обезжиривания в спиртах декальцинировали в 25% растворе Трилона Б. Перед дальнейшей гистологической обработкой удаляли имплантированные образцы титана из исследуемого тканевого материала. Далее дегидратация и заливка фрагментов ткани в парафин. Окраска срезов в гематоксилин-эозине.
Рис. 2. Микрофотограммы. Имплантация титановых стержней в периодонт и кость