Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Контент ИОГП.doc
Скачиваний:
245
Добавлен:
09.02.2016
Размер:
4.31 Mб
Скачать

2. Общественный строй Русского (Московского) государства

Процессы централизации внесли свои коррективы и в общественный строй государства. Изменяется состав класса феодалов. Это было связано с изменениями в порядке землевладения. Землевладение, основанное на широких иммунитетных правах, приобретает характер условного. Запрещение московскими великими князьями «отъезда» с вотчинами, установление выдачи жалованных грамот и рассмотрение их как основания землевладения, превращало даже удельных князей, перешедших к великому князю московскому, в служилых князей. Данная категория, именуемая «княжата», составляли верхушку феодальной знати.

В этот период меняется смысл самого термина «боярин». Он начинает означать не только принадлежность к определенной социальной группе, но и придворный чин, который жаловал великий князь (введенные бояре). Вторым придворным чином стал чин окольничего. Система поместного верстания создала широкую социальную опору для великих московских князей. На этой основе формируется новая социальная группа – дворянство. Это мелкие феодалы, наделявшиеся великим князем землей под условием несения службы, прежде всего военной. Дворяне, нуждаясь в сильной власти для защиты своих интересов, становятся опорой великокняжеской власти.

По типу вотчинного строится и система церковного землевладения. Государь уже вправе по собственному усмотрению пересматривать земельные владения церкви. Он обязывает церковных землевладельцев поставлять в зависимости от размеров владения определенное количество воинов. Идет интенсивный процесс формирования мелкопоместного землевладения путем наделения служилых людей земельным пожалованием в общей меже (земли казачества).

Городское население составляли посадские люди, гости, купцы, тяглецы. Купечество и гости обязаны были участвовать в городском самоуправлении. Особым статусом в городах обладали белые слободы, их жители освобождались от несения государева тягла.

В последующем идет процесс усложнения социальной структуры общества. Складываются обособленные социальные группы – сословия, положение которых закреплялось законом, и переход от одного в другое был ограничен.

Класс феодалов составляли князья, служилые люди, бояре, дворяне московские, дворяне по выбору, дворяне городовые, дети боярские – служилые люди по отечеству.

Служилые люди по прибору: солдаты, стрельцы, казаки, воротники, затинщики, пушкари и др.

Существенные изменения происходят в правовом положении крестьянства. Крестьяне делились на две категории: чернотяглые крестьяне, не находившиеся в зависимости от какого-либо конкретного владельца, – феодала и владельческие, которые жили на землях, принадлежавших вотчиннику или помещику. Последние состояли из старожильцев, серебряников, новоприходцев, половников, бобылей.

До 1497 г. владельческие крестьяне могли переходить об одного хозяина к другому в любое время. Судебник 1497 г. ограничил это право, установив, что крестьяне могут уходить от своих господ только за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября). При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян.

Сохранялось еще и холопство (большие, докладные, кабальные), но источники его сокращались, и холопы постепенно приравнивались к зависимому крестьянству (страдники – холопы, посаженные на землю).

  1. Государственный строй и государственный аппарат Русского (Московского) государства

Давая характеристику государственному строю, необходимо иметь в виду процессы постепенной трансформации раннефеодальной монархии в более тесное политическое образование. Организация государственной власти и управления приобрела более стройный вид, появляются зачатки специализации в аппарате государственной власти. Если прежде удельные князья строили свои отношения с великим князем на иммунитетных грамотах и договорах и служили за вознаграждение, то в начале ХV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю в силу его положения.

Великий князь, как глава государства, был наделен широкими полномочиями, обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Изменяется порядок наследования – большая часть земли оставлялась наследнику престола. Появляются внешние признаки величия князя: церемониал, титулатура, печать и пр. Начиная с Ивана III, великие князья стали именовать себя «государями всея Руси».

К ХV в. оформился такой орган, Боярская Дума, сменившая Совет при князе. Это был постоянно действующий орган со стабильным составом, в который входили думные чины (думный дьяк, думный дворянин). Боярская дума не имела четко очерченной компетенции, но могла принимать решения по наиболее важным вопросам жизни государства.

Феодальные съезды по мере централизации государства теряют свое значение и начинают отмирать.

Управление в центре осуществлялось и на основе дворцово-вотчинной системы, которая постепенно преобразовывалась. Возникают так называемые пути, обеспечивающие специальные нужды князя (Сокольничий, Ловчий, Конюшенный и др.), в штат которых, входили боярин, дьяк, подьячий. Пути помимо функций хозяйственного органа выполняли административные и судебные функции в отношении всех, приписанных к конкретному пути.

В конце ХV в. начинается перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную, что свидетельствовало о дальнейшей централизации государства. Появляются более сложные органы управления: Посольская изба, Разряд, Поместный приказ.

Главой Русского государства был Великий князь, об­ладавший значительной властью. Он издавал законы, осуществлял общее руководство государством, имел судебные полномочия. Первоначально свои законодательные, административные и судебные полномочия Вели­кий князь осуществлял лишь в пределах собственного домена. Даже Моск­ва делилась в финансово-административном и судебном отношениях меж­ду князьями-братьями. В XIV-XV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на праве общей собственности. С ослаблением власти удельных князей Великий князь становился подлинным властителем на всей территории государства.

Таким образом, централизация явилась внутренним источником вели­кокняжеской власти. Внешним было падение власти Золотой Орды. Вна­чале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский "стол". С Куликовской битвы (1380 г.) эта зависимость становится формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически незави­симыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III московские ве­ликие князья, именовали себя "государями всея Руси". Иван III и его пре­емник пытались присвоить себе и царский титул, признанный некоторыми европейскими государствами.

В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог -единственной наследнице уже не существовавшего константинопольского престола.

Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Была создана теория божественного происхождения княжеской власти. Дореволюционные историки, начиная с Н.М. Карамзи­на, считали, что московские великие князья были уже самодержцами. Это верно в том смысле, что Иван III, завершивший освобождение Руси от та­тар, "сам держал" свой великокняжеский "стол", независимо от Орды. Од­нако говорить о самодержавии в полном смысле слова (как о неограничен­ной монархии) в XV в. и даже в XVI в. не приходится. Власть монарха бы­ла еще ограничена другими органами раннефеодального государства, пре­жде всего Боярской думой.

. В на­чальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православ­ная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживаю­щую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень скоро православные митрополиты договорились с Ордой, получили от ордын­ских ханов ярлыки, закреплявшие привилегии Церкви. Тем не менее по мере подъема движения за освобождение русских земель Церковь включи­лась в борьбу против татаро-монголов.

Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в пер­вую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместо десятины, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Московской государстве получили иные источники доходов: поступления от опреде­ленных статей княжеских доходов - городских торговых, таможенных и судебных пошлин.

Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувст­вовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе. Однако к концу периода московским князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных преиму­ществ Церковь признала верховенство светской власти.

Противоречивым было отношение Церкви к проблеме централизации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были и горя­чие сторонники укрепления государственного единства Руси, и силы, ока­зывавшие упорное сопротивление этому процессу.

В организационном отношении Церковь представляла собой сложную систему. Во главе ее стоял митрополит, В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной - самостоятельной по отношению к вселен­скому патриарху, сидевшему в Византии. Вся территория подразделялась на возглавляемые епископами епархии. До XV в. русские митрополиты на­значались константинопольским патриархом. Теперь они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей.

  1. Система органов местного управления в период образования Русского централизованного государства

Местное управление осуществлялось по следующей схеме: государственные земли (государевы волости) управлялись наместниками и волостелями, а частновладельческие земли подлежали вотчинному управлению. По мере увеличения поместных земель увеличивалось число земель, управляемых землевладельцами-помещиками.

Управление волостью осуществлялось по системе кормления представителем княжеской администрации – наместником или волостелем совместно с выборным волостным старостой. В подчинении волостеля находилось 5-6 тиунов. Как правило, волостель назначался на 1-2 года и получал за свою работу «корм» от жителей волости.

Города в данный период не имели самоуправления. В пограничных городах управляли воеводы, в крепостях – городовые приказчики. В удельных княжествах управление городами осуществ­лялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных кня­жеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических центров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепо­стями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывше­го удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально ве­ликие князья управляли городами так же, как раньше удельные князья, т.е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находя­щимися на подвластной им территории.

Позже появляются некоторые специальные органы городского управ­ления. Их возникновение связано с развитием городов, в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеоб­разного военного коменданта города. Он обязан был следить за состояни­ем городских укреплений, за выполнением местным населением повинно­стей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных. Должность городчи­ка замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими.

Городчики, поначалу бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу столетия стали играть серьез­ную роль. На первых порах временно, а затем и постоянно за ними закреп­лялись широкие полномочия в земельной, финансовой и других отраслях управления, причем не только в пределах города, но и прилегающего уез­да. Изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми приказчиками. Ведая вопросами военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись вели­кокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда несколько та­ких приказчиков. В их лице дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь - надежных проводников политики централизации.

Происходят изменения в формировании войска. Дружину заменяет личный полк великого князя. Система верстания на военную службу позволила значительно увеличить русское войско. Складывается единство в организации и командовании войском.