Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
25
Добавлен:
10.12.2013
Размер:
417.28 Кб
Скачать

Билет №6

1 Поняти основного вопроса философии

Мировоззренческая направленность в осмыслении общественных. процессов также активно развивалась крупнейшим представите­лем современной философии истории А. Тойнби (1889—1975). По его мнению, философия истории есть особый подход к историчес­кому материалу, когда само содержание всей целостности истори­ческого процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования.

Специфика же философского знания, по Тойнби, связана с усмотрением в Бытии некой непреложной объективной целостнос­ти, находящейся в увязке с субъективным опытом человека. Иначе говоря, философия истории — это изучение взаимосвязи истори­ческого Бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики чело­веческой души. Основной вопрос философии и истории — это во­прос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени.

Тойнби считал, что история в своей целостности и конкрет­ных проявлениях имеет некоторое всеобщее содержание. Это содержание состоит в том, что исторический опыт и историческое

время не даны человеку как нечто внешнее, не даны в отрыве от его внутренней жизни, в отрыве от его личности. Объективные процессы истории в значительной мере опосредованы человеческой личнос­тью, ибо проходят через ее внутренний мир, внутренний опыт, вну­тренние конфликты. В этом смысле история персоналична. Таким образом, Тойнби подчеркивает, что история всецело не подчиняет­ся человеческому произволу, но развиваясь через человека, она имеет человеческое лицо. Выбрасывая из истории глубинное, внут­реннее содержание личности, — содержание, незаметное поверх­ностному взгляду и трудно реконструируемое, — мы, тем самым, рискуем выбросить из нее все наиболее существенное. По мнению Тойнби, бытие в его историческом измерении не просто отражает или осознает себя в личности. Оно воссоздается и спасается в ней и через нее. Внешне слабая, статистически пренебрежимая, количе­ственно несоизмеримая с огромностью истории, личность качест­венно как бы равновелика ей, ибо истории без нее не существует. И поскольку конкретный человек поневоле участвует в живой эста­фете, в живой преемственности поколений и сознании, которой оп­ределяется специфика истории, то, следовательно, для каждого человеческого существа объективная всеобщая история одновре­менно является и личной историей.

Человеческая история как «история людей» всегда, в той или иной мере, определяется ее участниками, специфическими особен­ностями их обликов и характеров. И в этом смысле история есть сфе­ра человеческого общения, осмысленного в его особом временном, долговременном, многовековом измерении. И человеческая лич­ность не растворима всецело в этой сфере, но напротив, во многом определяет ее специфику. Анонимность подавляющего большинства участников исторического процесса не снимает вопроса о лично­стном характере истории, о ее человеческой одухотворенности.

По мнению Тойнби, с точки зрения постижения истории, по­нятие общения между людьми и человеческого достоинства связаны нерасторжимым образом. Достоинство человека реализуется лишь в общении между людьми. Оно есть духовное соотнесение человека к человеку, человека с Бытием и, только благодаря этому, человека с самим собой. В этом смысле понятие человеческого достоинства и понятие человеческого в человеке—синонимы. Из этого, по Тойнби, следует и решение вопроса о смысле истории. «Смысл историй есть реализация человеческого достоинства в преемственности истори­ческого опыта людей, то есть духовных, социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и иных ценностей». Процесс боре­ния человека, человеческой души, подчас даже в самых страшных обстоятельствах за обретение, утверждение и развитие мира ценно­стей и есть, по сути дела, процесс реализации смысла истории.

Подчеркивая человеческое, личностное содержание истори­ческого процесса, Тойнби, вместе с тем, стремится утвердить основ­ные принципы христианского философского мировоззрения. В истории, по Тойнби, действует Вселенский Разум, божественный закон — Логос. Взаимодействие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается в диалоге человечества с Логосом. Первоначальный диалог с Боже­ственным разумом запечатлен уже в Ветхом Завете, где, по мне­нию английского мыслителя, содержатся предсказания относи­тельно будущего человечества. Позднее Божественный Логос во­площается в образе Иисуса Христа. С этого момента история протекает как процесс спасения человечества. Но одновременно история представляет собой полное выявление человеческой сущ­ности и проявления всех ее потенций. Постижение истории есть ничто иное, как познание человечеством самого себя и в себе самом Божественного Логоса. Таким образом, Тойнби определяет исто­рию общества как взаимосвязь, взаимодействие исторического, временного и надысторического, вечного. Время фиксирует смену состояния человеческой истории, именно через время раскрывается ее конкретное содержание. Вечное определяет начало и конечную цель исторического процесса.

А. Тойнби категорический противник «европоцентристской» или «западноцентристской» схемы исторического процесса. Концеп­ция единой цивилизации, по его мнению, ложна в своей основе. Она базируется на переносе современных представлений в прошлое. С точки зрения этой концепции, западное общество провозглашается уникальной цивилизацией, обладающей единством и неделимостью, которая после длительного периода борьбы достигла, наконец, цели мирового господства. Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерного итога единого и непре­рывного процесса развития человеческой истории приводит к гру­бейшим искажениям фактов и поразительному сужению историче­ского кругозора. В результате, игнорируются особенности культур, не учитывается многообразие исторического опыта народов и чело­вечества, в целом, три мировых цивилизации объединяются в одну, а история этой единственной цивилизации оказывается выпрямлен­ной в одну линию, нисходящую от современной Западной цивилиза­ции к примитивному обществу времени неолита и палеолита.

Тойнби уверен, что объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие-либо конкретные национально-государственные образования, а только определен­ные культур но-исторические типы, которые он называет общест­вами или цивилизациями. Именно общества или цивилизации пред­ставляют собой умопостигаемую единицу истории, целостные сис­темы, в которых все элементы соответствуют друг другу и влияют друг на друга. Общества или цивилизации сопоставимы, сравнимы между собой. На основе определенных критериев исследователь может определить, как далеко те или иные общества продвинулись вперед, насколько они отстали от наиболее высокого уровня и на этой основе может сделать вывод о значении каждого отдельного

общества или цивилизации, В качестве важнейшего интегрального критерия развития обществ или цивилизаций Тойнби называет ре­ализацию ими конечной целевой установки, определенной Боже­ственным Логосом для предназначения каждого из них в истории. Эту установку Тойнби характеризует как вызов, брошенный Бо­жественным Логосом различным народам. Ответ народов на этот вызов и составляет, по мнению Тойнби, основное содержание исто­рического процесса. Вызов Божественного Логоса осуществляется в многообразных формах: особенности природной среды обитания, взаимодействия с другими народами и т. д. Этот вызов реализуется в историческом процессе через многоактные конкретные правле­ния. «Ответы» на «вызов» могут быть различны, и в этом причина непохожести исторического пути народов.

Тойнби считал, что каждое общество проходит в своем дви­жении определенные стадии: генезис, рост, надлом и разложение. Жизнеспособность цивилизации определяется уровнем освоения жизненной среды и развитием духовных основ данного общества. При этом серия последовательных «ответов» на последовательные «вызовы» должна истолковываться как проявление роста, если по мере развертывания исторического процесса наблюдается тенден­ция действия из области внешнего окружения в область внутрен­него. Тойнби считал, что по мере роста все меньше и меньше возни­кает «вызовов», идущих из внешней среды, и все больше и больше появляется «вызовов», рожденных внутри действующей системы или личностей. Основной же критерий роста — это прогрессивное движение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности.