Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
21
Добавлен:
10.12.2013
Размер:
417.28 Кб
Скачать

Билет №2

1 Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука.

На смену образу и символу прихо­дит Логос — разум. Философия и зарождается как попытка ре­шить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связываю­щиеся друг с другом по определенным логическим законам.

Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (phileo — люблю, sophia — мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремя­щимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что име­новавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существова­ния

философия унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако реше­ние мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило с позиций рацио­нальной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия — это теоретически сформулированное мировоззрение. философия — это мировоззрение, система общих теоретичес­ких взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение раз­личных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень миро­воззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами.

. Точнее, именно такое отношение к действи­тельности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. Но по мере того, как накапливался эмпирический ма­териал и совершенствовались методы научного исследования, про­исходила дифференциация форм теоретического освоения дейст­вительности.

Первый этап связан с дифференциацией теоретической формы освоения действительности в древнегреческой культуре. Этот период был наиболее четко зафиксирован в системе Аристо­теля. Древнегреческий философ и ученый выделял: логику — науку о правильном мышлении, психологию — науку о душе, физику — науку о природе, метафизику (собственно философию} — учение о первопричинах, самых общих началах бытия. При этом он называл философию «госпожой наук». И Аристотель не преувеличивал, так как он просто констатировал существовавшее в его время глубокое различие по степени теоретической зрелости между философией и другими науками.

В античном и средневековом обществах не было достаточных стимулов для развития науки. При этом они опираются на опытные, эмпирические мето­ды исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, лежащая в основе). Субстанция—это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообра­зие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относи­тельно устойчивому и самостоятельно существующему.

Универсализм и субстанционализм характеризуют особен­ность философии как теоретической формы освоения действитель­ности.

Философы ставят все под сомнение для того, чтобы прове­рить, насколько прочны эти человеческие установления, и отбро­сить те из них, которые отжили свой век.

Первичной, исходной единицей историко-философского про­цесса является философское учение того или иного мыслителя. Фи­лософское учение — это система определенных, логически связан­ных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, .создан­ное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы. Последователи Платона — пла­тоники, Августина—августинцы, Маркса — марксисты и т. д.

Существование множества философских учений, школ, тече­ний и направлений характеризует историко-философский процесс со стороны его внутренней дифференциации и поляризации. Разви­тие философии предстает как столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. При этом с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения фило­софских проблем. Из этого нередко делаются необоснованные выво­ды. Первый — о том, что у философии нет единого систематизирую­щего начала и, следовательно, невозможна ее самотождественность. Второй — о том, что поскольку философы обосновывали противоре­чащие друг другу положения, которые в равной мере оказываются опровержимыми, постольку философия не способна отыскать исти­ну.

Наи­более ярко их высказывали сторонники скептицизма (но не только они). Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предшествую­щие философские учения были ложными, или, по крайней мере, име­ли серьезные изъяны, стремились создать «единственно истинную философию». Великие философы Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Маркс, Ницше и другие — объявляли свои философские системы вершиной разви­тия философской мысли, впитавшей все лучшее, что было у предше­ствующих поколений философов, дающей человечеству абсолют­ную истину и, тем самым, покончившими с гибельной для философии борьбой.

Существенной особенностью учения Гегеля является стремление увязать развитие философии с конкретным историческим про­цессом, с его религиозными, экономическими и иными характери­стиками. Это означает, что его учение ограничено рамками той эпохи, в которой он живет и творит. Но если каждая эпоха порождает свой тип философии, то, учитывая качественное различие исторических эпох, цивилизаций, культур, национальных особенностей,

Философия рассматривается в марксизме как одна из форм общественного сознания, специфически, под своим углом зрения, отражающая общественное бытие. Следовательно, философия, как духовное образование, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия,

В экзистенциально-персоналистской интерпретации подчер­кивается, что философия — это не наука, а духовно-практическая форма освоения действительности. В отличие от науки, она пред­ставляет собой не просто теоретическое знание, интеллектуальную конструкцию, а является выражением основных убеждений челове­ка, его нравственной позиции. Философствование — это духовный акт, в котором действует не только интеллект, но вся совокупность духовных сил человека. Это значит, что в основе философии лежит опыт человеческого существования во всей его полноте.

Каждая личность создает свою философскую систему. Сколько личностей, столько может быть и философских систем. Поэтому не следует сталкивать философские системы друг с другом, объявлять, что одна из них истинна, другая — ложна. Каж­дая из них представляет ценность сама по себе.

Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций

Философия как форма духовной деятельности необходимо должна нести в себе момент историчности. Философия — это ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека.

Проблема исторической обусловленности философии имеет много аспектов. Прежде всего, эта историчность проявляет­ся в том, что создатели философских систем, мыслители, являются Детьми своего времени, своей цивилизации, своего народа, государства, вероисповедания и т. д. Следовательно, на многообразие фило­софских систем накладывает свой отпечаток историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальная и вероисповедальная принадлежность и другие моменты, которые характе­ризуются определенными материальными и духовными параметра­ми: развитием производства, характером общественных отношений, состоянием науки, культуры, искусства, тенденциями в их раз­витии и т. д.

Философское учение — не про­сто продукт эпохи. Это все продукт размышлений, установок, пере­живаний конкретной личности.

С одной стороны, каждая историческая эпоха, государство, культура создают предпосылки для сходной, тожде­ственной постановки и решения философских проблем. Но, с другой стороны, эта тождественность обусловливает различия, так как в каждую иную эпоху, в каждой культуре создается иная тождест­венность, и значит, в разные эпохи, в разных культурах должны быть разные способы постановки и решения философских проблем.

Вместе с тем, историческое развитие характеризуется не только тем, что на смену одной эпохе, культуре приходят другие, то есть уникальностью различных эпох, государств, народов, культуре. Оно необходимо предполагает преемственность между этими •эпохами и культурами. И это обусловливает возможность заимст­вования накопленного предшествующими поколениями богатства философской мысли и ее продолжение, развитие философской традиции, которая выражается в существовании философских течений и направлений.

Наличие философской традиции характеризует тождест­венность философской мысли и показывает, что, несмотря на раз­личие эпох, культур, государственно-национальных образований и иных факторов. Ярким примером такой переклички эпох является стоическая традиция — античный стоицизм — хри­стианский стоицизм — экзистенциальный стоицизм.

Таким образом, в традиции в какой-то мере реализуется надысторические детерминанты в фило­софии. Наличие философской традиции, позволяющей философ­ской мысли одной эпохи, культуры перекликаться с философской мыслью другой эпохи, культуры, приводит к выводу об относи­тельном значении исторического фактора, позволяет выявить в философии «надысторические моменты». Правда, здесь возможно объяснение и с позиций исторического детерминизма. Суть его состоит в том, что сходные по некоторым наиболее общим характе­ристикам состояния общественного бытия и сознания (например, состояние кризиса всех сфер общественной жизни) создают наибо­лее общие предпосылки для появления близких идей в различные эпохи, продуцируют философские традиции.