Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
25
Добавлен:
10.12.2013
Размер:
417.28 Кб
Скачать

Билет №21

1.Вопрос о возникновении человека

^Философы античности длительное время рассматривали чед0 века как образ Космоса, как "малый мир", микрокосм. Челов? ческое и природное, знания о которых были весьма фрагмента^ ны, то и дело отождествлялись. Но вот уже платонизм делает су щественный шаг вперед в понимании человека. (Платонизм пони­мает человека как комбинацию души и тела. Душа принадлежит к бестелесному, к миру идей. Человек выступает носителем вне-личного духа^ Аристотель настаивает на единстве души и тела Душа принадлежит телу. Итак, природа человека двойственна она состоит из двух различных частей — души и тела. а

^Б христианстве человек рассматривается как образ Бога.Лу. ша есть дуновение самого Бога. Человек оценивается с позиций не разума, а сердца (сердце упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Все готово для появления великой троицы — разума, сердца и воли, трех составляющих внутреннего мира человека. Но глав­ное размежевание внутри христианства проходит не столько ме­жду телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "ду­ховным человеком".

Философия Ренессанса рассматривает человека как автоном­ное существо, как живую целостность. Единство души и тела — это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленны­ми эстетическими достоинствами. _]

\^В Новое время Декарт рассматривает мышление как единст­венное достоверное свидетельство человеческого существования.1 Специфика человека усматривается в разуме, в мышлении. Ра­зум важнее сердца, он господствует над страстями. Человек — это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит. Ясное содержание души — это соз­нание.

/ Для Канта человек тоже двойствен. Он принадлежит как ми­ру природы, где властвует естественная необходимость, так и ми­ру свободы.] Специфика человека определяется его трансцендеН-тальностью и нравственной свободой поведения.

В немецком романтизме конца XVIII —• начала XIX в. е~ те, Гердер) происходит в некотором роде возвращение к тради­циям Ренессанса. Сфера эмоционально-чувственного полностью уравнивается с мышлением и ставится выше его. Так, по Нови-лису, "мышление — только сон чувства".

и Гегель развивают идею историчности человека. Для гегеля человек есть носитель общезначимого духа, субъект духов­ной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах в Германии, Чернышевский и Антонович в России возвращают человека в центр философских изысканий. Человек рассматривается как чувственно-телесное существо со всеми вы­текающими отсюда последствиями.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудо­вую деятельность. Общественное бытие определяет сознание че­ловека. Общество детерминирует свойства личности.

философия жизни (Ницше, Дилътей) видит специфику чело­века в феномене жизни, который либо сильно сближается с ор­ганическим, биологическим (так часто у Ницше и Бергсона), ли­бо истолковывается в культурно-историческом смысле (Дилъ-тей). В философии жизни на первый план выдвигаются внемыс-лительные способности человека: чувство (Гаман, Якоби), воля (Шопенгауэр), интуиция (Баадер, Бергсон). Часто сознанию про­тивопоставляется бессознательное, глубинный источник челове­ческого поведения. Фрейд (и фрейдизм) возвышает бессознатель­ное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человече­ского он видит в бессознательном, относительно которого чело­век не отдает себе полностью отчета.

Экзистенциализм в первую очередь обеспокоен подлинно­стью индивидуального человеческого существования. Он ищет сво­боду как от природного, так и от всех других безличностных сил. В очередной раз отвергается диктат объективного идеализма, материализма, сциентизма. На первый план выдвигаются чувст­ва, но не просто чувства, а процесс чувствования, переживания. На место кратковременных чувств ставится долговременное чув­ство, переживание.

Феноменология Гуссерля стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается интенсиональным, оно изначально направлено на внешний мир. Человек не просто су­ществует, а существует в мире.

Существование человека в мире Кассирер понимал как мани­фестацию человека в языке, труде, религии. Человек — сущест­во, которое создает символы самого себя, культуру.

Развивая тенденции, заложенные в философии жизни и фе­номенологии Гуссерля, в 1928 г. благодаря работам Шелера и

Плеснера в Германии возникает философская антропология особая философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. Ставится задача на основе данных частных наук о че-ловеке — биологии, психологии, социологии — воссоздать цело­стное понятие о человеке.

Подведем итоги рассмотрения проблем человека в различных философских направлениях, для чего необходимо философски обобщить собранные довольно разноречивые сведения о человеке.

1. Человек и уникален, и универсален. Человек -— венец при-роды, которому нет равных, он обладает уникальными способно­стями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность,

2. Человек — это соотношение внутреннего и внешнего, или, иначе говоря, интерналистского и экстерналистского. Духовный мир человека — это его внутренняя доминанта, но она символи­зируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, ху­дожественном творчестве. В итоге он оказывается существом со­циальным, общественным.

3. Человек есть единство, но он еще и состоит из частей. Че­ловек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический — все это объединено в каждой кон­кретной личности.

4. Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее. Человек обеспо­коен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное.

5. Человеку не избежать бремени ответственности перед самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гума­нистических позиций и идеалов, равно как и в их обновлении.

Человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть сиюминутным. Здесь больше подходит метод длитель­ной осады крепости, имя которой человек. Начинаем "осаду" с рассмотрения природы психических функций человека.