Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
79
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
3.21 Mб
Скачать

7. "Нужно ужесточить законы, связанные с коррупцией"

Ростовчанину Е.М. 30 лет. Он стремится в любое время подработать на своем автомобиле, что, впрочем, у него не всегда получается (техника не очень новая). Хотел бы стать водителем-дальнобойщиком или купить подержанный им­портный автобус для междугородных перевозок. Несколько лет назад торговал автомобильными приемниками, резиной и пр.

Женат, имеет двоих детей. Проживает у жены в трех­комнатной квартире, свою квартиру сдает в аренду. С пи­танием семья проблем не испытывает, хотя на содержа­ние детей уходит большая часть средств. Семья получает помощь от родителей Е.М. и его жены.

В последнее время выезжал на отдых с семьей на Черное море, а также к родственникам, живущим в области.

Я довольно часто сталкиваюсь с коррупцией и теневой эко­номикой. И чаще всего это мне мешает. Но иногда это помога­ет решать какие-то проблемы. Например, когда мне нужно что-то быстро решить, но наши бюрократы изо всех сил затягивают решение этого вопроса. Например, для получения какого-то документа требуется неимоверное количество всяких бумажек-По-моему, это делается для того, чтобы у человека вытянуть побольше денег.

[448]

Сейчас я оформляю лицензию на перевозку пассажиров на своем микроавтобусе на пригородных сообщениях. Хорошо, что у меня есть знакомый по прежней работе в АТП (автопредп­риятие), который мне помогает собрать все необходимые справки. Раньше я сунулся за получением лицензии напрямую, так от меня отмахнулись просто, а потом потребовали кучу бумаг. Наверное, хотели, чтобы я эту ситуацию "смазал".

Например, в ГАИ я несколько раз выкупал свои права, ко­торые забирали у меня за то, что я что-то там нарушил по до­роге. Они, может быть, и справедливо меня останавливали, но требовали оплаты на месте. Потом как-то повадились забирать у меня водительское удостоверение и заставлять отрабатывать на них на моем же автомобиле и за мой бензин.

Случается так, что чиновники не ждут, пока ты сам им пред­ложишь взятку, а сами говорят, сколько будет стоить решение этого вопроса. Приходится платить. Раньше это особенно час­то было при решении вопроса о лицензии или разрешении на торговлю. Мне, например, пришлось в свое время дарить ад­министрации города автомобильные колеса, чтобы мне дали разрешение на торговлю. Мало того, они еще и выбирают, что им лучше взять в качестве подарка. Так получается, что ра­ботники администрации с каждого тянут то, что им необходи­мо; у одного парня на рынке "попросили" колеса для ВАЗ 21099, у другого коробку передач, у третьего автомагнитолу и пр. Все эти явления мешают в работе.

Пришлось мне полтора года назад оформлять загранпаспорт. ПВС1 этот паспорт оформляет в течение месяца, а мне нужно было в течение недели. Я узнал, что его делают в турфирмах. Но платить за оформление пришлось в четыре раза больше, чем установлено нормами. Потом запретили турфирмам зани­маться оформлением загранпаспортов, потому что они повяза­ли взятками всю ПВС.

1 Паспортно-визовый стол. - Прим. ред.

[449]

С другой стороны, такой подкуп помогает. Например, если нужно получить какую-то бумагу быстро, например в течение дня, а ее обещают выдать где-то через неделю. У меня из-за этой отсрочки может клиент "сорваться". Приходится опять "смазать" дело, и вопрос решается. Но эти явления помогают где-то в 10-15%, а в остальных случаях мешают.

Когда я перевернулся на "Волге", то мой товарищ, который ехал со мной, оказался в больнице. У него было смещение позвонка, нужна была операция, которая в принципе должна быть бесплатной. Конечно, определенные средства требовались на медикаменты. В конце концов запросили за операцию с моего приятеля 500 долларов. Это только операция. И плюс медика­менты, которые обходились в день около 500-600 рублей. Врач об этом сказал напрямую, и если бы мы тогда отказались пла­тить (а я тоже участвовал в расходах, потому что авария про­изошла и по моей вине), врачи могли бы представить ситуа­цию таким образом, будто операция невозможна. Так что пришлось платить.

В таких ситуациях жаловаться нет никакого смысла, если хочешь, чтобы все закончилось благополучно для больного. Мы заплатили, хотя все равно это к успешному исходу не приве­ло. Приятель не выжил.

Еще за медосмотры приходится платить. Но что касается "автомобильного" медосмотра, то сейчас за это стали брать плату официально и без всяких проблем медкомиссия происходит. Может быть, это и к лучшему. Я пришел на водительскую ко­миссию, думал заплатить сразу, чтобы мне выписали готовую справку. А они говорят: "Оплатите в кассу". Я оплатил, быст­ренько прошел всех врачей, без всяких очередей. Без всяких проблем выписали справку. Если бы везде так было, то взятки не надо было бы давать, всех бы это очень даже устраивало.

Вообще то, что врачам люди платят за лечение, я считаю нормальным. Врачи ведь тоже должны что-то зарабатывать. Другой вопрос - сколько платить. Если в разумных пределах, то это нормально.

[450]

Возможно, надо переводить всю медицину на платную ос­нову. Нужны полисы, но не такие, как сейчас, а такие, чтобы человек пришел в больницу с полисом, и ему полностью ока­зали все медуслуги. Пусть человек заплатит больше за медст-раховку - не 50 рублей, а 500, - но будет знать, что если он попадет в больницу, то его обслужат по полной программе. И он будет знать, что на весь год он застрахован и в любом слу­чае ему окажут всю необходимую медпомощь. Этот вариант лучше. А не так, как сейчас - по этому полису только могут посмотреть, жив ты еще или нет.

Ремонт автомобиля, если сложный, я делаю вместе со зна­комыми. Им плачу, но не много, а так, по-свойски. Детали для ремонта покупаю на авторынке. Никаких чеков там не дают. Ремонт делаю сам. Телевизор, если сломался, то несу знако­мым, которые ставят ему диагноз. А потом я уже думаю, кто из телемастеров может его починить. Вообще я стараюсь мно­гие работы по дому выполнять сам или с помощью друзей, потому что нанимать исполнителей для меня дорого.

В организации похорон я никогда напрямую не участвовал, но видел, что люди платили за перевозку покойного, за его одевание в морге. Часто дают деньги могильщикам, чтобы гроб нормально опустили и не вели себя как босяки во время похо­рон.

Наиболее коррумпированные сегодня - милиция и бюрок­ратия. Они не просто участвуют в теневой деятельности, но организовывают ее. Поэтому их ответственность гораздо выше.

Взятки, насколько я знаю, чаще всего берут работники ми­лиции, налоговой инспекции, таможни.

Милиционеры берут взятки в следующих ситуациях: при прописке. Создаются такие условия, при которых человеку, которому нужно прописаться, приходится платить деньги. Другие случаи, о которых мне рассказывали: стоит на посту гаишник, собирает штрафы. Когда у него набирается определенная сумма, он платит 15-20% своему непосредственному начальнику. Тот платит своему начальнику и дальше по цепочке вверх. Правда,

[451]

сейчас не так сильно придираются к водителям. Раньше это было чаще и в более грубой форме. Я в последнее время уже не встречаю гаишников, которые нагло говорят: "Давай 40 рублей а иначе я найду к чему придраться". Сейчас если останавли­вают, то по делу. В этом случае ситуация изменилась к лучше­му.

Еще в милиции вымогают деньги с тех людей, которые яко­бы совершили административное нарушение. Иначе везут в отделение и составляют протокол. Кстати, люди уже знают, что легче откупиться прямо на месте происшествия, чем ехать в отделение. Там это сделать сложнее и дороже. Милиция вооб­ще использует любую возможность, чтобы содрать деньги. Про ГИБДД я вообще не говорю, у них вымогательство существу­ет "в крови". Следователи некоторые тоже могут закрыть дело за недостатком улик, а на самом деле задерживают настояще­го бандита. И наоборот - заводят явно натянутое дело, а по­том начинают тянуть деньги за то, чтобы это дело закрыть.

Налоговые служащие моему знакомому напрямую сказали: если не хочешь платить налог, довольно большой, то "отстег­ни" нам такую-то сумму, и мы на это закроем глаза на какое-то время. А дальше посмотрим, как у нас пойдут дела. То есть они намекали на долгосрочное сотрудничество (в плане отку­па). Я бы не сказал, что все работники налоговой инспекции этим занимаются, но поставлено это на широкую ногу. Повсе­местно налоговые инспектора, которые ищут любую зацепку в документации, чтобы посадить фирму или предпринимателя на "доение".

В таможне такая же система. Товар иногда арестовывается, независимо от того, правильно или нет оформлены на него документы. Причину таможенники найдут. Например, смеще­на где-то в документе печать на пять миллиметров - плати деньги. Или езжай дальше сам, но твой товар не пропустят. И еше, когда были льготы на ввоз автомобилей и других товаров, то таможенники говорили так: "Мы тебе оформим льготу, а ты,

[452]

будь добр, отстегни нам" (это касалось льгот для тех граждан, которые проработали за рубежом по полгода).

Нелегальным производством заняты прежде всего владель­цы мелких и средних предприятий. Возможно, владельцы крупных предприятий, хотя их контролируют чаще и серьезнее. Это производство чаще всего связано с производством водки, ко­ньяка, видео- и аудиокассет, то есть товаров, которые очень хорошо реализуются. Кирпичные заводы, например, постоян­но гонят "левую" продукцию. Также те, кто производит бетон, стройматериалы.

А вот уклоняются от налогов та же милиция и налоговые работники. Они уклоняются не просто от уплаты налогов, а от уплаты налогов с незаконно полученных средств. Хотя, мне кажется, что практически все сейчас либо налоги не платят, либо скрывают частично доходы от налогов.

В целом же я считаю, что налоги платить надо, и полнос­тью. Но если налоги разумные. Сейчас у нас ужасно высокие налоги. В некоторых сферах, например для частных предпри­нимателей, налоги еще более-менее, а для предприятий, кото­рые что-то производят, очень высокие налоги. Я считаю, что 17-20% от прибыли - это вполне нормальный налог. При этом условии, я думаю, процентов семьдесят людей платили бы на­логи. А сейчас платят процентов двадцать. Если бы налоги уменьшились, то людям стали бы по основному месту работы платить больше, и им не нужно было бы постоянно искать, где подработать, им хватило бы одного места работы. Таким образом, часть проблемы решилась бы сама собой.

К руководству предприятий, уклоняющемуся от налогов, я отношусь по-разному. Иногда одобряю, иногда осуждаю. Все зависит от того, чем предприятие занимается. Если оно вы­пускает какую-то мирную продукцию, а от него требуют пла­тить налог в размере всей прибыли, то поневоле приходится Уклоняться. В этом случае я отношусь с пониманием. А осуж­даю, если он (директор-начальник) гребет деньги лопатой и еще и не платит никому. Например, в банках. Так, как сотруд-

[453]

ники банков берут взятки за выделение кредитов - из этих же кредитов. Сразу оговаривают условия - мы тебе даем кредит на 100 миллионов, а ты нам даешь 10.

Может быть, где-то и есть такое, что руководители уклоня­ются от налогов в пользу своих сотрудников, но это единич­ные случаи. Платят деньги сотрудникам ведь не для того, что­бы человек упрочил свое материальное положение, а для того, чтобы он вообще смог прожить. А "упрочивают" материаль­ное положение только начальники.

А вот к зарплате помимо официальной ведомости отношусь нормально. Это на многих предприятиях существует, а особенно в частном бизнесе. Например, в торговых точках: продавец имеет 3% от выручки. Но товар, который он продает, больше чем наполовину неучтенный, поэтому никто прибыль с него не показывает. Сегодня многие работают по процентам. А товар, который они продают, по большей части "левый". Официаль­но эти люди получают 100 рублей, а неофициально в 100 раз больше.

Также и к рядовым гражданам, уклоняющимся от налогов, я отношусь, скорее всего, с пониманием. Потому что сейчас у людей не так уж хороша жизнь, чтобы еще отдавать ту копей­ку, которую еле "урвал". Сейчас вот говорят по телевизору: "Заплати налоги и спи спокойно". Но я думаю, что если их полностью заплатить, то не уснешь вообще, потому что свое дело придется закрыть из-за банкротства.

Вообще как-то государственные органы должны понимать, что человек должен получать в качестве зарплаты не то, что остается после уплаты налогов, а ту сумму, которая позволит его семье жить нормально. Должен быть установлен в стране минимальный заработок, но минимальный не в плане самой маленькой цифры, а минимальный в плане возможности про­жить на такую зарплату. Если сейчас прожиточный минимум в стране 900 рублей, то и минимальная зарплата должна быть такой. В таком случае на любом предприятии люди не могут получать меньше 900 рублей. Больше - пожалуйста. А вот всякие

[454]

платежи и штрафы должны не равняться минимальной зарп­лате, как сейчас, или не исчисляться в ее размере, а должны быть на уровне 10-20% минимальной зарплаты.

Мне хотелось бы заняться перевозками пассажиров на сво­ем автобусе. Сейчас я уже получил лицензию на перевозки, осталось получить маршрут движения. Практически ничего мне не мешает, только вот был бы автобус новый у меня, то и про­блем с ремонтом было бы меньше. Машину я люблю и всю жизнь работал водителем - на городском пассажирском транс­порте, на легковых автомобилях. То есть хочу быть независи­мым ни от кого. Сейчас для этого созданы некоторые послаб­ления. Я, например, плачу в месяц 500 рублей за лицензию, и никто не лезет в мой карман. Раньше нужно было отчитывать­ся по билетам и пр. А теперь спокойно я могу эти деньги от­работать и заниматься своим делом.

Проблема коррупции и теневой экономики на сегодняшний день одна из важнейших, наряду с бюрократией, бесхозяйствен­ностью в госсекторе. Из-за бюрократии очень сложно решать любые дела. Работники различных организаций - админист­рация, собесы, домоуправления - используют свои места как кормушки. Мне кажется, что эти работники просто радуются тому, что человек нарушает какие-то нормы закона, и потом используют такую ситуацию в свою пользу.

В данный момент проще всего легализовать теневую эко­номику, снизить налоги, ужесточить законы к неплательщикам налогов. Легализовать теневую экономику нужно в первую очередь, но не методами силы, а продуманной политикой, чтобы предпринимателю было выгодно заниматься законной деятель­ностью. Особенно нужно поднимать те отрасли, которые у нас в упадке, - медицинскую промышленность, фармацевтику, легкую промышленность. Сейчас бурно развивается строительство бензоколонок, значит, эта отрасль выгодна, значит, у них есть Деньги на развитие, поэтому нужно налоги с них брать в большем объеме. Заправок сейчас так много стало, что скоро трасса превратится в сплошной ряд бензоколонок. Легализация тене-

[455]

вой экономики должна проводиться одновременно с контро­лем за соблюдением законов, но не только предпринимателя­ми, но и должностными лицами.

Нужно ужесточить законы, связанные с коррупцией. И умень­шить налоги. Чтобы у человека был выбор - и налоги не вы­сокие, и условия для работы есть. Организованная преступ­ность - это самое неприятное для человека, который работает на себя, занимается индивидуальным предпринимательством. Предприниматель, а особенно мелкий, не защищен от крими­нала. Милиция - не помогает, а наоборот "наводит" криминал на человека. С этими бандитами нужно расправляться самими жестокими способами, потому что никакой пользы они не при­носят.

Как бы я стал бороться с несправедливостью чиновников? Сначала бы попытался обжаловать в вышестоящих инстанци­ях и потом обратился к влиятельным друзьям, связанным с милицией и прокуратурой. У меня такие знакомые есть. Да­вать взятку я считаю унизительным. Суд, я думаю, вряд ли что-то решит, потому что суд у нас "подкупный", предвзятый. До­верия к нему нет. Криминал в таком деле - на самый последний случай.

[456]