Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
79
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
3.21 Mб
Скачать

6. "Кушать больше хочется, чем работать на честном предприятии"

Москвичке СВ. около 50 лет. По специальности она техник-технолог обработки металла, но всю жизнь работала эко­номистом-нормировщиком, потом просто экономистом. Сей­час числится на бюджетном предприятии. Официальная зарплата 400 рублей - хватает только на дорогу до рабо­ты и обратно. Поэтому только считается, что СВ. рабо­тает на предприятии, а на самом деле она туда не ходит, работает и зарплату получает другой человек, а ей только

[440]

трудовой стаж идет. Ее это устраивает: "Пусть на вся­кий случай идет стаж, хотя сейчас это вроде бы ничего мне не прибавляет (25 лет я уже отработала), но кто зна­ет, как оно дальше повернется". Сама она занимается чел­ночным бизнесом. В отпуск ездила к родителям, "а больше никуда". Говорит, что вообще непонятно, что сейчас на­зывается отпуском. Живет с мужем в двухкомнатной квар­тире.

Когда я ушла с работы, сначала пошла работать в фонд за­щиты бывших военнослужащих. Там работала бухгалтером в магазине, делала отчеты, получала товар, сдавала его в мага­зин, когда надо - и продавцом стояла. В этом фонде прорабо­тала месяцев семь. Мы торговали по бартеру с узбеками, они нам рис поставляли. Потом мой директор разорился, запил, а помещение магазина сдал индусам. Они занимались тканями. Пока документы переоформляли, я с этими индусами позна­комились, и они предложили у них работать менеджером. По­лучала ткани, предлагала их разным магазинам, ателье, рабо­тала как поставщик с крупными магазинами. Эти сделки все документально вообще не оформлялись, все было наличными. За аренду помещения индусы платили директору лично в кар­ман. Этот директор получил помещение в аренду на 25 лет за смехотворные деньги, потом разбил его на несколько частей и сдавал их в аренду. Получала я 250 долларов, а официально оклад был в 10 раз меньше. Вообще с индусами работать было хорошо. Два выходных, отпуск, если больничный - он опла­чивал. Даже у нас одна девочка в декрет уходила, он ей дек­ретные выплатил.

Ткани в Англии покупались на вес, за гроши, а здесь они продавались по очень хорошей цене. Эти ткани были с небольшим брачком: где-то маленькая дырочка, где-то край прорезан. По­этому было так заведено: если покупатель берет три метра ткани, и попался кусок с браком, то ему этот кусок дают бесплатно, а потом отмеряют сколько положено хорошей ткани.

[441]

Ушла потому, что началась сильнейшая аллергия на ткани

В челноки я пошла от безысходности, когда муж семь ме­сяцев зарплату не получал, дочь в это время родила, а муж ее учителем физкультуры работал. Вообще в семье денег не было Четыре года стояла на рынке.

Если ты торгуешь на рынке, у тебя должна быть санитар­ная книжка. Она официально платная, нужно оплатить сдачу анализов, например, но к тому же нужно еще потратить уйму времени. Те, кто этого делать не хотят, платят сразу деньги -и тебе приносят готовую книжку. Есть такие люди, которые ходят по рынку и предлагают санитарную книжку.

Весь набор документов, который должен быть у продавца -накладные, сертификаты качества, приходные и расходные ордеры, проштампованные предприятием, где куплен товар, - прода­ется на рынке. В эти бланки ты уже можешь вставить любые суммы, которые тебе нравятся.

Делают еще и так: человек работает с легальными докумен­тами, а ты платишь ему определенную сумму и работаешь как его "продавец". Кассовые аппараты в большинстве случаев не работают под разными предлогами.

Я торговала в мелких масштабах, а есть люди, занимающи­еся крупным оптом. Они привозят товар и сдают его на рынок продавцам. Те покупают на этот товар накладные и торгуют, а тот, кто привозит, вообще ни по каким документам не прохо­дит.

А сколько есть крупных рынков, где проверок налоговой инспекции просто не бывает, на Черкизовском, например, люди вообще стоят без документов. Директор рынка берет эти от­ношения с налоговой и остальными проверяющими органами на себя. А каждый продавец только платит ему за место - и больше у него нет никаких проблем. Поэтому мелкие рынки дают государству больше, чем крупные.

Я одно время работала на "Динамо", была оформлена там продавцом. При этом пишется заявление: прошу принять меня на работу, согласна на минимальный оклад. Это очень выгод-

[442]

но всем, потому что с меня как с продавца налог не берут - у меня минимальный оклад, работодатель налог на зарплату тоже не платит. Честным трудом на рынке, даже если ты уходишь частично от налогов, больших денег не заработаешь. Ты смо­жешь питаться нормально, может быть, кое-что себе купить, но не более того. Ни машины, ни дачи, ни тем более квартиры с этого не купишь.

В месяц оплата места около 3500 рублей, плюс 200 долла­ров минимум стоит поездка, еще столько же за пересылку то­вара. Сколько же надо продавать на рынке, чтобы возместить эти расходы! Это я не считаю расходы на покупку докумен­тов, на медицинские справки... Хорошо хоть сейчас рэкета не стало, по крайней мере там, где охрана хорошая. А раньше еще им приходилось платить.

В Турции рэкета вообще нет, а вот в Польше - просто что-то страшное. Есть автобусы специальные, на которых ездят в Польшу. Этот автобус сразу едет на рынок. Только он на ры­нок приехал - приходит рэкет. Собирают со всего автобуса мзду. Потом приезжаешь в гостиницу - приходит русский рэкет. Потом на границе с Белоруссией приходят белорусы. Потом мы въез­жаем в Россию - останавливает ГАИ: будем автобус проверять, выгружайте вещи. Конечно, выгружать никому не хочется. Тогда, пожалуйста, 50 долларов с автобуса. И так по всему пути сле­дования. А если ехать одной, то еще страшнее, могут и товар отнять, и деньги, и поколотить, если еще не убьют.

Но, кстати, государственные служащие практически никог­да напрямую деньги, вроде, не вымогают, а вот косвенно - да. Я когда занялась челночным бизнесом, сначала пыталась де­лать все как положено, по закону. Но система налогообложе­ния у нас такая, что если ты занимаешься частной трудовой Деятельностью, то не учитываются никак твои расходы - транс­портные, арендная плата, плата наемным работникам. Прибыль рассчитывается как разница между закупочной ценой и ценой Реализации. Таким образом прибыль неоправданно завышается и, естественно, завышается и налог. Еще один момент, ко-

[443]

торого никто не учитывает. Если ты ездишь за товаром за ру­беж, то ты его покупаешь за доллары, а продаешь здесь за рубли А курс очень неустойчивый. Из-за разницы курса получается нередко, что торгуют себе в убыток. Вот отчего люди пытают­ся все скрыть. Многие ездят не за границу, а на наши рынки и у оптовиков закупают товар. Как правило, при этом не офор­мляются никакие накладные и прочие документы. Это позво­ляет прятать прибыль. А если ты покупаешь в Турции, то тебе дают накладную, где все указано.

Увидев, что я должна все отдать, я плюнула на свое жела­ние работать честно, порвала все бумаги, отнесла в налого­вую подарок и все оформила, как мне надо было.

Когда через таможню проходишь, по таможенной деклара­ции имеешь право провозить товар на определенную сумму и определенное количество каждого вида товара. Его полагает­ся официально оформить и сдать на перевозку.

Но часто можно видеть, как люди с пятью огромными меш­ками проходят таможенный досмотр. Как им это удается? Я сама не видела, чтобы кто-то кому-то деньги давал, но как-то же они договариваются!

У меня на таможне был такой случай. Я всегда до копейки вносила всю валюту в декларацию. А потом смотрю, другие как делают: прошли таможенный досмотр и достают валюту из всех карманов. И вот однажды я собралась ехать за грани­цу, а мне как раз отдали долг тысячу долларов, и еще 500 дала подруга, чтобы я там ее дочери что-то купила. Взять справку из банка на эту валюту я уже не успевала. Положила долла­ры в кроссовки. Но у меня же все на лице написано! У меня эти деньги отобрали, и потом еще столько же заплатила штрафа. Да те 500 долларов, которые не мои были, пришлось отда­вать. Вот и вышло, что я месяца четыре работала потом в убыток. Только-только с долгами рассчиталась, а тут как раз августовский кризис. Поле этого я вообще решила плюнуть на этот бизнес.

[444]

Я не хотела ни с кем связываться, чтобы не обманули, ра­ботала одна. А те, кто работал, например, семьей - муж, жена, взрослый сын или дочь, - те сделали очень хорошие деньги.

Такая схема: если я провожу больше валюты, чем положе­но, я должна платить таможенные пошлины, а это уже невы­годно. Поэтому многие предприниматели делали так: заклю­чали договоры с турками, те сюда пересылали товар, здесь он продавался, а деньги отдавали посредникам, и они их уже как-то вывозили обратно в Турцию.

Одна моя знакомая всегда брала на 20-25 тысяч долларов товара и весь его сдавала оптовикам, имея на этом по одному доллару с единицы товара. Она ездила за товаром каждую не­делю и каждую неделю получала соответственно две тысячи минимум. Но для того чтобы так работать, нужно иметь боль­шие наличные деньги для закупок. На крупных рынках кру­тятся колоссальные деньги.

Вообще мне кажется, что в теневой экономике сейчас заме­шаны все, начиная с правительства, местной администрации и так далее. Теневые отношения есть и в науке, и в искусстве, не говоря уже про таможню, про вузы. Перечислять можно долго.

Я, например, давно уже поняла, что в случае чего нужно обращаться к кому угодно, только не к государственным орга­нам обращаться. Был у меня случай, что пришлось к банди­там идти. Взяли у меня товар на реализацию и не хотели от­давать деньги. Я тогда позвала одного мужика, который с нами у индусов работал, шкаф такой. Мы с ним вместе только по­дошли к этим ребятам, они сразу поняли, что нужно отдавать.

Или возьмем уклонение от налогов. Если человек будет доб­росовестно все платить, он останется без денег. Вообще я, ко­нечно, к тем, кто уклоняется, в том числе и к себе самой, брезгливо отношусь. Но и не делать этого невозможно. Представить себе, что ты двенадцать часов на рынке стоишь и уходишь с деся­тью рублями в кармане. Зачем тогда вообще работать?

Кто бы стал рисковать и уклоняться от налогов, если бы были разумные ставки налогообложения? Мне, например, не-

[445]

понятно, почему у предпринимателей налоги выше? Ведь че­ловек свои личные деньги вкладывает, сам себе создает рабо­чее место - почему он должен платить больше?

А к уклоняющимся руководителям предприятий я отношусь по обстоятельствам. Смотря ради чего он избегает налогов. Если в пользу сотрудников - то ради бога. Хотя при нормальной государственной системе такого быть не должно. Вот на том предприятии, где я числюсь, если бы от налогов не уходили, то оно бы уже давно вообще не работало. Хотя вы знаете хоть одного руководителя, который честно показывает зарплату, которую он платит своим сотрудникам? Никто этого не дела­ет.

Лично я совершенно уверена, что все должно происходить в рамках закона, не должно быть так, чтобы одним было мож­но преступать законы, а другим - нельзя. Это очень важно. Но без обеспечения нормального уровня жизни никакая борь­ба с коррупцией невозможна.

Чтобы справиться с теневой экономикой и коррупцией, нужно перестроить все государство сверху донизу. Нужны нормаль­ные законы, эффективная судебная система, не зависящая ни от правительства, ни от мэрии. Налоги должны быть значи­тельно меньше. На рынке говорят: нам лучше работать с бан­дитами, чем с налоговой инспекцией. Бандиты лишнего не возьмут, они понимают, что не в их интересах разорять тор­говцев. А налоговая норовит раздеть догола.

Любому крупному предпринимателю выгоднее иметь "кры­шу", которой заплатил - и тебе никто не страшен: ни пожар­ники, ни милиция, ни санэпидстанция. Это все уже берет на себя "крыша".

Какая может быть борьба с коррупцией, когда у нас кор­румпировано все сверху донизу! У меня у одной знакомой муж возил бандита, он рассказывал: на строительство МКАД Луж­ков велел всем бандитам привезти определенные суммы денег. И все привезли. Очевидно, за это на что-то потом закры-

[446]

ли глаза. Мне вообще непонятно, как эти люди ходят в цер­ковь!

Хотя люди же сами выбирают таких руководителей, да и выбрать не из кого, все с этим связаны. Если бы я точно зна­ла, что такой-то связан с криминалом, то, наверное, не прого­лосовала бы. Впрочем, кто знает?

При существующей системе против коррупции не поможет никакое повышение зарплаты чиновникам, потому что люди сами будут давать взятки, и ни один чиновник не удержится, чтобы не взять, какая бы ни была у него зарплата. Всю систе­му надо менять, без этого не получится.

Я сама, если необходимо будет решить какой-то вопрос с чиновником, вынуждена буду дать взятку. А если не очень нужно? Просто плюну и уйду, не буду связываться.

Да и вообще, если разобраться, разве чиновники сейчас мало получают? Да еще льготы всякие. У меня одна знакомая рабо­тает в счетной палате, рассказывает, сколько у них получает женщина, которая поливает цветы, - это сумма, которая и не снилась бюджетникам, например. И у них сохранились вып­латы к отпуску и прочее.

Конечно, я хотела бы работать только в теневой сфере, по­тому что работать надо там, где хорошо платят. Кушать боль­ше хочется, чем работать на честном предприятии.

Хочу заняться любимым делом - стать парикмахером. Сей­час уже начала реализовывать этот план, поступила учиться на государственное учебное предприятие бытового обслужи­вания. Здесь такая особенность: если ты официально не реги­стрируешься, что ты работаешь мастером, или не поступаешь на работу в парикмахерскую, то через три года твой документ становится недействительным. И вообще хочется заниматься законно и квалифицированно, а не лишь бы как. Чтобы рабо­тать индивидуально, нужен стартовый капитал. Эта работа требует санитарного обеспечения, то есть должно быть оборудовано отдельное место для работы, в противном случае можно забо­леть и заразить семью. Значит, мне в квартире нужно отвести

[447]

под это дело комнату. Дальше: для того чтобы конкурировать с салоном, мне нужно брать гораздо меньшие деньги за стрижку Ни один человек не захочет платить на дому такие деньги, как он отдает в салоне, где все красиво устроено. Люди ведь стригутся не каждый день, значит, если даже у меня будет 20-30 посто­янных клиентов - это один человек в день. Это не заработок. Для того чтобы найти клиентов, мне нужно давать куда-то рекламу, а это невозможно сделать без регистрации. Вероятно, все же придется устраиваться в салон.