Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Диденко Сверхпроводясчие ускоряюсчие 2008

.pdf
Скачиваний:
59
Добавлен:
16.08.2013
Размер:
14.11 Mб
Скачать

показано на рис. 3.7. Если a <<b, блок не сильно отличается от сферы со сферическим дефектом в центре. При любом радиусе r скорость потока тепла (в ваттах) через сферическую поверхность есть

4π r 2λ

dT

,

(3.2)

 

 

d r

 

где λ – теплопроводность, Вт/(м·К). Приравняем 2 Q&T выражению (3.2) и получим простое выражение (где λ – постоянная)

 

4 π

 

2

λ

d T

=

 

&

 

 

r

 

 

 

 

 

 

 

2 Q Т

,

 

d r

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

d r

 

=

 

2 πλ

 

d T ,

 

r

2

 

 

&

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q T

 

 

 

b

 

d r

 

 

 

 

 

2 πλ

 

 

Tb

 

 

=

 

 

 

 

 

d T .

 

r

2

 

 

 

&

 

 

 

a

 

 

 

 

 

 

 

Q T

 

 

T a

 

Так как a <<b, это выражение упрощается:

1

=

2πλ

(Ta

Tb )

 

 

 

 

 

.

 

a

 

&

 

 

 

 

QT

 

 

Используя уравнение (3.1), получаем выражение для H:

H =

4λ (Ta Tb ) .

 

aRn

(3.3)

(3.4)

(3.5)

Когда дефект достигает критической температуры Тс , магнитное поле достигает максимального значения

Hмакс =

4λ (Tc Tb )

 

(3.6)

.

 

 

aRn

 

 

Например, при температуре

ванны Tb=2 К,

радиусе

дефекта

a = 50 мкм, поверхностном сопротивлении Rn

=10 мОм,

относи-

тельном остаточном сопротивлении ниобия, равном 300, и средней теплопроводности λ =75 Вт/(м·К) разрушение возникает при Нмакс = = 82 мТл.

111

Рис.3.7. Разница в температурах между внутренней поверхностью резонатора из ниобия и температурой гелиевой ванны (двухмерный случай)

Рассмотренная модель упрощенная, поскольку не учитывает такие физические аспекты, как температурная и частотная зависимости BCS поверхностного сопротивления окружающего сверхпроводника, остаточное сопротивление, температурная зависимость теплопроводности и особенности потока тепла между стенками ниобиевого резонатора и ванной с гелием. Однако заметим, что выводы, полученные по простой модели, остаются верными и при учете отмеченных деталей. Для данного дефекта (а, Rп), Нмакс

возрастает как λ . Помимо параметров дефектов и теплопроводности, другие факторы не играют столь существенной роли, поскольку нагрев дефекта доминирует по рассеянной СВЧ мощности на поверхности и потому что относительно низкая теплопроводность ниобия существенно изолирует дефекты от ванны.

Наиболее эффективным способом увеличить Нмакс при наличии небольших дефектов является повышение теплопроводности ниобия, как это видно из выражения (3.6). Тогда дефекты будут способны выносить большие мощности, прежде чем заставить соседний сверхпроводник прийти в нормальное состояние.

Для характеристики качества сверхпроводящего материала

вводится понятие отношения остаточного сопротивления, которое

определяется как RRR=

ρ

(300K)

. Остаточное сопротивление по-

 

nc

ρ

nc (4,2 K)

казывает меру загрязнения металлом (например, Ta) или газом (например, H, N, O). Избежать загрязнения и дефектов изготовле-

112

ния можно аккуратной проверкой процесса изготовления и качественным контролем посредством техники сканирования вихревыми токами.

Рис.3.8. Зависимость теплопроводности от температуры для ниобия с разным остаточным сопротивлением

Из рис.3.8 видно, что чем выше RRR, тем выше теплопроводность. Причина этого – тот факт, что электроны являются доминантом носителя тепла. Фононы тоже играют роль в теплопроводности, но эта компонента достаточна только при Т < 4 К. Ниже Тс теплопроводность обрывисто падает и тем быстрее, чем больше электронов конденсируется в куперовские пары. Поскольку неспаренная энергия непригодна из-за хаотического теплового движения, пары не рассеиваются из-за колебаний решетки, и поэтому не могут проводить тепло от одной части ниобия к другой. При высоких температурах (4 К < Т < Тс) малая часть электронов не превращается в куперовские пары и они могут нести тепло, доказывая тем самым, что рассеяние загрязняющими электронами небольшое. Так как температура в соседстве с дефектом находится между температурой ванны и критической температурой (от 4 до 9,2 К), то теплопроводность является высокотемпературной, и именно она будет оказывать сильное воздействие на тепловое разрушение.

Так как электроны конденсируются в куперовские пары, элек- трон-фононное рассеяние также уменьшается. Ниже примерно 4 К

113

теплопроводность от фононов доминирует и начинается увеличение, приводя к пику фононов около 2 К. С понижением температуры число фононов уменьшается как Т3 . В конце концов, величина максимума фононной проводимости ограничивается рассеянием фононов из-за несовершенства решетки, от которой интенсивность границы поликристалла является наиболее важной. Если поликристалл ниобия крупный, то из-за отжига при высокой температуре, наблюдается большой фононный пик. Наиболее значительные загрязнения рассеянными электронами являются межузельными, такие как О, N, C и Н. Для идеального ниобия, в котором нет межузельного рассеяния а присутствует только электрон-фотонное, RRR составляет 3500. Межузельные загрязнения имеют эквивалентное действие на низкотемпературную электрическую и тепловую проводимость. Поэтому можно определять теплопроводность и чистоту ниобия путем измерения низкотемпературного сопротивления в нормальном состоянии. При 4,2 К теплопроводность ниобия приблизительно описывается соотношением:

λ = 0,25 × RRR( Вт/(мК).

(3.7)

Рис.3.9. Расчетные зависимости ускоряющего градиента от величины остаточного сопротивления и размеров дефектов

Численные расчеты тепловой модели представлены на рис.3.9. Из графиков отчетливо видно, что ускоряющий градиент растет с увеличением RRR и с уменьшением диаметра дефектов. Заметим,

что Hмакс почти не зависит от температуры в сверхтекучем гелии.

114

В DESY впервые были проведены серии измерений по выявлению дефектов с использованием углеродных резисторов при нагреве внешней поверхности, а также с помощью техники рентгеновского излучения [1.1]. Сканирование вихревыми токами ниобиевых листов для этих резонаторов не использовалось. На рис.3.10 изображены соответствующие результаты измерения указанными методами одного существенного дефекта.

а

б

Рис.3.10. а – нагрев внешней поверхности, измеренный углеродными резисторами; б – дефект, обнаруженный с помощью рентгеновского излучния: тантал

На рис.3.11 отражены результаты измерений собственной добротности от градиента ускоряющего поля для резонаторов без дефектов и одного резонатора с дефектом. Чтобы избежать дефектов, в настоящее время производят сканирование листов ниобия вихревыми токами. Они чувствительны к дефектам (100 200) мкм, что хорошо для резонаторов, работающих при ускоряющих градиентах до 20 МВ/м.

Q0

Eуск, МВ/м

Рис.3.11. Зависимость Q0(Eуск) для нескольких резонаторов, один из которых имел дефект

Природа дефектов часто не ясна. Как найти дефект менее 50 мкм на поверхности площадью в несколько см2? Кроме того, нужно их идентифицировать, а именно, определить их природу –

115

включения постороннего металла, области расслоения, нерегулярности с острыми краями, поры, брак сварки.

На рис.3.12 приведены увеличенные участки поверхности при разной их обработке. Очевидно, после электрополировки Hмакс будет более высокое, чем после химического травления того же резонатора.

а

б

Рис.3.12. а – поверхность после химической обработки (1 мкм неровности );

б– поверхность после электрополировки (0,1 мкм неровности)

Опреимуществах тренировки при высокой температуре можно судить из рис.3.13. Прогрев при температуре 1400 ° С и RRR=770 позволил получить на семиячеечном резонаторе ускоряющий градиент до 29 МВ/м. Причем эта цифра была ограничена не квенчем,

анедостаточным уровнем высокочастотной мощности, вводимой в

резонатор.

Рис.3.13. Зависимость Q0(Eуск) для семиячеечного резонатора

Очистка на финальной стадии подготовки резонатора к испытаниям на высоком уровне мощности состоит в следующем. Производится очистка твердотельным газопоглотителем. В качестве ма-

116

териала газопоглотителя используются Ti или Y, у которых повышенная структурная близость к О (N, C) по сравнению с ниобием. Покрывают чашки или резонатор газопоглощающим материалом при 1350 ° С (Ti) при ультравысоком вакууме. Происходит диффузия кислорода из Nb к Ti, пока не будет достигнуто равновесие. При этом RRR увеличивается от 250300 до 5007000 и гомогенизируются загрязнения. Как показывают приведенные на рис. 3.14 данные измерений семи резонаторов, такая методика позволяет получить высокие значения добротности и напряженности поля, достигающие 30 МВ/м.

Однако необходимо отметить отрицательные последствия, которые возникают при такой подготовке резонатора к испытаниям. Так, газопоглощающий материал нуждается в травлении и полировке, а именно, он должен быть обработан в толщине материала до 100 мкм вдоль границ кристалла. Снаружи должен быть снят слой толщиной до 50 мкм для достижения хорошей передачи тепла и уменьшения сопротивления Капицы. При этом резонатор становится мягким.

Рис.3.14. Зависимость добротности резонатора от поля после очистки

В качестве средства против теплового разрушения рассматривали и использование пленки ниобия микронной толщины, наносимой на теплостабилизирующую медную подложку. Теплопроводность меди близка теплопроводности ниобия при RRR=1000. Техника напыления ниобиевого покрытия была развита в ЦЕРНе для структур с рабочей частотой 350 МГц и успешно применена для сотен структур. В Nb/Cu резонаторах редко наблюдался квенч.

117

Хотя добротность Q0 более 1010 наблюдалась при низких полях, СВЧ потери в таких резонаторах постоянно увеличивались с полем. Этот эффект приписывают суммарным потерям в ниобиевых пленках, которые становятся более жесткими на более высоких частотах.

В последнее время проведены исследования по изучению влияния формы ячейки на величину ускоряющего градиента при одном

и том же значении Нмакс. В табл. 3.1 приведены основные характеристики трех структур, отличающихся формой поверхности ячей-

ки (рис.3.15 и 3.16).

Рис.3.15. Формы резонаторов TTF [2.2], Low Loss (LL) [2.12] и Re-Entrant (RE) [2.4]

Ячейку TTF (TESLA) отличает пониженное значение максимальной напряженности электрического поля на поверхности, сильная связь от ячейки к ячейке. Достоинством ее является и наклоненная форма области диафрагмы, что позволяет проводить хорошую влажную очистку структуры, обеспечивающую подавление полевой эмиссии. Однако для нее свойственно повышенное Hмакс/Eуск (примерно на 15%).

Рис.3.16. Сравнение профилей ячеек Low-Loss и Re-Entrant с TTF

118

Ячейка формы Low Loss имеет пониженное отношение Hмакс/Eуск, но ее характеризует меньшая величина отверстия в диафрагме и повышенное Eмакс/Eуск.

Ячейка формы Re-Entrant является компромиссом по высокочастотным характеристикам двух вышеприведенных ячеек, однако ее форма затрудняет очистку структуры после промывки водой при высоком давлении.

 

 

 

 

 

Таблица 3.1

 

Сравнительные характеристики трех форм резонаторов

 

 

 

 

 

 

Параметр

Размерность

TTF

LL

RE

Комментарий

ri

мм

35

30

33

 

kc

%

1,9

1,52

1,8

Равномерность поля

Eмакс/Eуск

 

1,98

2,36

2,21

Максимальный гра-

 

 

 

 

 

диент (предельное Е)

Вмакс/ Eуск

мТл/(МВ/м)

4,15

3,61

3,76

Максимальный гра-

 

 

 

 

 

диент (предельное В)

Rш/Q

Ом

113,8

133,7

126,8

Запасенная энергия

G

Ом

271

284

277

Рассеяние

Rщ/Q G

Ом2

30840

37970

35123

Рассеяние (предел

 

 

 

 

 

криогенный)

Появление квенча можно обнаружить с помощью высокочастотного сигнала и температурной карты. При прохождении высокочастотного сигнала через резонатор при появлении квенча наблюдается обрыв передаваемой мощности за время в несколько миллисекунд, что соизмеримо с тепловой постоянной времени.

На рис.3.17 представлена температурная карта. Горячее пятно наблюдается в части поверхности с высоким магнитным полем. Во время квенча происходит значительное изменение температуры в месте квенча.

Применение рентгеновского излучения для этих целей усложняет ситуацию, так как может возникнуть квенч, индуцированный полевой эмиссией, мультипакторный разряд и др.

В табл. 3.2 приведены экспериментально полученные и расчетные значения магнитного поля на поверхности резонатора из ниобия и соответствующие ускоряющие градиенты при относительной скорости β=1. Точное значение поля зависит от конкретной геометрии структуры. Реальные сверхпроводящие резонаторы имеют меньшие значения указанных полей.

119

Рис.3.17. Пример температурной карты

 

 

 

Таблица 3.2

Экспериментальные и расчетные значения полей

 

 

 

 

 

Экспериментальные

Расчетное поле, мТл

Еуск, МВ/м

данные, мТл при 4,2 К

 

 

при 2 К

 

при 0 К

при 2 К

130

164

156

37

 

158

200

190

45

 

190

240

230

54

 

Типичное достигнутое значение поверхностного магнитного поля в одноячеечных резонаторах составляют 180 –190 мТл, но недавно в Корнельском университете было получено 209 мТл [2.5]. В девятиячеечных резонаторах достигнуто 170 мТл.

В настоящее время остаются открытыми следующие вопросы, связанные с явлением квенча [3.1, 3.2]:

Является ли приоритетным для понижения критического магнитного поля использовать крупный поликристаллический или монокристаллический ниобий? Речь идет об уменьшении эффекта границ поликристалла. Возможно ли использовать ровную поверхность крупных поликристаллов без применения электрополировки? Существует ли зависимость от предварительной обработки?

Почему электрополировка дает более высокие поля?

Каким образом можно промоделировать явление квенча с учетом сопротивления Капицы и связать результаты моделирования с экспериментально наблюдаемым спадом добротности при повышенных полях?

120

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]