Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Буторина-евроинтеграция-учебник

.pdf
Скачиваний:
431
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
4.75 Mб
Скачать

Глава 4. Европейские проекты и идейные предпосылки европейской интеграции

71

 

 

Основой «вечного мира» по Сен-Пьеру должно было стать «европейское равновесие» на базе status quo. Некоторый идеализм этого тезиса искупался детальной проработкой механизма многосторонних переговоров, которые должны были увенчаться подписанием соответствующего договора. СенПьер особо подчеркивл роль дипломатических переговоров, полагая, что сам переговорный процесс является гарантией выгодного для всех соглашения.

Однако реальность европейской политики XVIII в. не позволяла надеяться на умиротворение Европы на основе status quo, что отмечали многие критики проекта Сен-Пьера. При этом неоспоримой заслугой автора стала выявленная им система долгосрочных факторов интеграции европейского общества.

Некоторое сходство с проектом Ш. де Сен-Пьера прослеживается и в знаменитом трактате великого немецкого философа Иммануила Канта «К вечному миру» (1795). Цель проекта, созданного Кантом в эпоху Великой французской революции, носит весьма идеалистический характер — вечный мир на базе status quo. Для его достижения автор предлагал заключить соответствующий договор без права денонсации каким-либо государством. Фактически шла речь о создании договорной конфедерации европейских государств.

Цитата

Должен существовать особого рода союз, который … имеет целью не приобретение власти государства, но лишь поддержание и обеспечение свободы каждого государства для него самого и … для других союзных государств.

Иммануил Кант

Безусловную концептуальную ценность имеет мысль Канта о взаимозависимости «права государственного гражданства», международного права и так называемого права всемирного гражданства. Под правом всемирного гражданства Кант подразумевал «право посещения», т.е. право свободного перемещения из страны в страну.

Будучи человеком эры Просвещения, Кант увязывал нравственные основы внутренней организации государства с

72

Раздел I. Региональная интеграция и ее европейское воплощение

 

 

его внешнеполитической активностью. По мысли философа, безнравственный режим, угнетающий собственных граждан, не может вести нравственную, справедливую внешнюю политику. Таким образом, Кант прозорливо сформулировал основную дилемму международного права конца XX — начала XXI вв., которая ставит легитимность и национальный суверенитет конкретного государства в прямую зависимость от ситуации с соблюдением прав человека в данной стране.

Роль эпохи Просвещения в процессе кристаллизации европейской идеи не исчерпывалась появлением новых проектов европейского единства. Обогащение концептуального наследия европеизма шло параллельно формированию Европы, открытой миру.

Уточним понятия Евроцентризм — представление о Европе как наиболее

зрелой, «высшей», форме цивилизационной общности. Предполагает восприятие мира через призму абсолютного политического, социально-экономического, культурного и технологического превосходства европейской цивилизационной модели.

Данный процесс имел две ипостаси. С одной стороны, колонизационный импульс спровоцировал возникновение евроцентризма. Именно евроцентристская модель в XIX в. легла в основу расовой теории, а та, в свою очередь, послужила идейным фундаментом для реализации в XX в. нацистского европейского проекта «Новой Европы». С другой стороны, активизация контактов европейцев с представителями иных культур, наложившись на гуманистическую и просветительскую традицию, способствовала формированию либеральноуниверсалистской, космополитической составляющей европейского идейного наследия. В соответствии с ней европейская культура — лишь одна из многих культур, каждая из которых обладает собственной ценностью и равноправна среди прочих. Универсализм, понимаемый как толерантность по отношению к нормам и ценностям других социумов, стал сегодня одной из доминант этического кода европейского общества.

Глава 4. Европейские проекты и идейные предпосылки европейской интеграции

73

 

 

Европейские проекты XIX в.: попытки реализации и новые перспективы. Начало XIX в. ознаменовалось грандиозной и кровопролитной эпопеей объединения Европы под эгидой Французской империи Наполеона I Бонапарта. В ходе реализации наполеоновского проекта была проведена решительная реструктуризация и модернизация политического пространства Центральной и Западной Европы. Были укрупнены германские государства, упразднена Священная римская империя (1806), начата унификация правовых и политических режимов западноевропейских стран по французскому образцу. Так, в частности, в ряде стран в законодательство был инкорпорирован французский Гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона).

Наиболее сильное сопротивление установление французской гегемонии в Европе встретило на европейской периферии — в России, Испании и островной Британской империи. В 1814 г. план Наполеона по силовому объединению Европы потерпел окончательный крах. В результате этого актуальным стал проект организации европейского политического пространства под эгидой Священного союза, предложенный Россией и Австрией.

Подписанный в 1815 г. на Венском конгрессе Акт Священного союза провозгласил возврат в европейской политике к христианским нравственным нормам. Кроме того, крае­угольным камнем европейской системы стал принцип легитимизма — уважения прав традиционных монархов — помазанников Божьих.

Парадоксальная архаичность формы союза, отразившая особенности умонастроения императора Александра I, не снижала, однако, его относительной эффективности. Соблюдение христианских заповедей на известный срок консолидировало «европейский концерт», а легитимистский принцип внес существенный вклад в обеспечение европейской стабильности. Возвращение Франции в «европейский концерт», подавление революционных движений в Италии, Испании и Греции — все эти и многие другие решения стали плодом охранительной и стабилизационной активности Священного союза.

74

Раздел I. Региональная интеграция и ее европейское воплощение

 

 

Обострение отношений России с другими участниками «европейского концерта» в 1840-х годах привело к развалу Священного союза. К концу XIX столетия Европа стала ареной возникновения противостоящих друг другу блоков: Четверной союз центральноевропейских держав вступил в борьбу за гегемонию на континенте со старыми колониальными империями и Россией. Поэтому до Первой мировой войны европейская идея оказалась не востребованной большой политикой.

Между тем во второй половине XIX в. инициатива европейского строительства перешла от правительств к обществу. Новый подъем европейской идеи происходит в контексте обострения социальной борьбы и роста национального движения в европейских странах. Новую национально-освободительную версию европейской идеи олицетворяют либералы и националисты из разобщенных стран Европы. Среди них — Джузеппе Мадзини, создатель движения «Молодая Европа» (1834), Луи Блан, Лайош Кошут и др. В отличие от авторов рассматривавшихся ранее европейских проектов, либеральные националисты «Молодой Европы» и ее аналогов предполагали консолидировать не государства Европы, а европейское общество. Государства рассматривались, скорее, как помеха европейскому братству и должны были либо исчезнуть, либо уступить место новым национальным государствам.

В 1842 г. в Лондоне состоялся I Конгресс мира, собравший под свои знамена либеральных сторонников европейского единства. Именно на аналогичном форуме — на III Конгрессе мира, прошедшем в Париже в 1849 г., — Виктор Гюго произнесет ставшую знаменитой фразу о Соединенных Штатах Европы (СШЕ).

Цитата

Настанет день, когда … все вы, нации континента, не утрачивая … вашего великолепного своеобразия, ... образуете европейское братство, ... когда мы воочию увидим два гигантских союза — Соединенные Штаты Америки и Соединенные Штаты Европы, которые, ... скрепив дружбу рукопожатием через океан, ... совершенствуют все созданное ими.

Виктор Гюго

Глава 4. Европейские проекты и идейные предпосылки европейской интеграции

75

 

 

Отныне лозунг СШЕ будет одним из самых востребованных европейским движением. Своего значения как ориентира он не утратил по сей день.

Обострение империалистического противостояния в Европе на рубеже XIXXX вв. привело к затуханию массового пацифистского и европейского движений. Его последующий подъем приходится уже на межвоенный период.

4.3. На пороге интеграционного процесса: европейские проекты первой половины XX в.

Европейская идея межвоенного периода. Итоги Первой мировой войны создали новые условия для развития европейской идеи. Во-первых, были полностью скомпрометированы национализм и империализм. Подвергалась сомнению и сама государственная идея. В результате войны рухнули четыре крупнейшие империи континентальной Европы — Германская, Российская, Австро-Венгерская и Оттоманская. Вовторых, было расколото складывавшееся столетиями европейское политическое пространство. Победа большевистской революции 1917 г. вывела Россию за пределы европейской системы политических координат.

Первой реакцией на происшедший катаклизм стало оформление в 1920-е годы панъевропейского движения. В 1923 г. граф Рихард Куденхове-Калерги опубликовал манифест «Пан-Европа». В нем он констатировал крах европейской экономики, катастрофическое ослабление государственности европейских стран и предлагал рецепт выхода из нынешнего кризиса.

По мнению Куденхове-Калерги, демократические страны Европы должны объединиться для того, чтобы успешно противостоять внешнему противнику. В категорию внешнего противника автор включил не только Советскую Россию, но и англосаксонские страны — Великобританию и США. Для эффективной конкуренции с этими странами предлагалось создать общий европейский рынок и снабдить его необходимыми наднациональными институтами. В частности, речь шла о международном арбитраже и таможенном союзе.

76

Раздел I. Региональная интеграция и ее европейское воплощение

 

 

Цитата

Национальная промышленность и ее защита со стороны государства являются очагом европейского национализма и угрозой европейскому миру.

Р. Куденхове-Калерги

Вполитической сфере Куденхове-Калерги выступал за создание общего военного союза для обороны восточной границы Европы, обращенной к России. Автор «Пан-Европы» не рассматривал вопрос о соотнесении полномочий наднациональных институтов с национальным суверенитетом стран — членов Пан-Европы. Поэтому в целом проект являл собой, скорее, развернутый лозунг, нежели программу реальных действий. Тем не менее его значение трудно переценить: панъевропейский манифест пробудил к жизни новое, послевоенное поколение сторонников европейской идеи. Важно

ито, что многие предложения Куденхове-Калерги оказались востребованными на стадии реального интеграционного строительства.

В1930 г. европейские проекты впервые приобретают международно-правовой статус: в Лиге Наций зарегистрирован меморандум Аристида Бриана (в недавнем прошлом — министра иностранных дел Франции) об организации Европейского федерального союза.

Однако последующее десятилетие не благоприятствовало развитию проектов единой Европы. В регионе формировался блок агрессивных государств, и в этих условиях позиции европейского движения в его пацифистской либо либеральной версии ослабели.

Европейские проекты конца 1930–1940-х годов. Вторая мировая война и предшествующие ей годы стали временем второй, после Наполеона, попытки реализовать модель насильственной интеграции Старого Света. Ее идейным базисом была расовая теория, рассматривавшая народы Европы с точки зрения их близости к якобы существовавшей идеальной арийской расе. Претворение в жизнь расовой версии европейской идеи взял на себя немецкий национал-социализм, с 1933 г. планомерно осуществлявший этническую чистку Германии от «расово чуждого элемента». Реализация модели

Глава 4. Европейские проекты и идейные предпосылки европейской интеграции

77

 

 

«расово чистой Европы» тесно увязана с судьбой нацистского политического проекта, но выходит далеко за национальные рамки немецкого национал-социализма. Уже с конца 1930-х годов идея Третьего рейха германской нации уступила место лозунгу «Новой Европы», которая бы объединила все коренные «истинно арийские» нации Европы. Переформатирование европейской идентичности по биологическому — расовому — критерию и консолидация Европы как высшего цивилизационного субстрата под эгидой нацизма предполагали «очистку» Европы от «расово чуждого» населения, отказ от базовых, складывавшихся столетиями, ценностных ориентаций европейского общества.

Летом 1940 г. германский Рейхсбанк разработал план превращения рейхсмарки в единую валюту контролируемой Третьим рейхом Европы. В 1942 г. Берлинский союз промышленников провел коллоквиум по вопросам создания «Европейского экономического сообщества», на котором выступил, в частности, нацистский министр экономики Вальтер Функ. Под лозунгами «Новой Европы» сражались в войсках СС десятки тысяч добровольцев из оккупированных нацистами стран Европы. Окончательной реализации гитлеровского европейского проекта помешало лишь поражение в войне.

Но до окончательного разгрома нацизма в подполье, в движении Сопротивления стали выкристаллизовываться проекты объединения Европы на демократической основе. По понятным причинам они отвергали любые формы национально-государственной замкнутости, столь явно скомпрометировавшей себя в двух мировых войнах. Из антифашистского подполья будущая Европа виделась федерацией демократических государств. В 1941 г. Альтиеро Спинелли и Эрнесто Росси, сосланные фашистским режимом на остров Вентотене, написали свой ставший знаменитым «Вентотенский манифест». Тогда же было создано Европейское федералистское движение.

Именно масштаб вызванной националистическим и государственным эгоизмом катастрофы обусловил количественный и качественный рост европейского движения в первые послевоенные годы. Количественный рост выразился в создании множества организаций, ставивших целью объедине-

78

Раздел I. Региональная интеграция и ее европейское воплощение

 

 

ние западноевропейских стран (поскольку восточная часть Европы осталась в зоне влияния СССР) и появлении новых, конкурировавших между собой проектов и их широкой поддержке населением. Качественный рост состоял в переходе на активные проевропейские позиции значительного числа политиков Старого Света. Наиболее видной фигурой здесь стал Уинстон Черчилль. В своей знаменитой Цюрихской речи (1946) он призвал к созданию европейской федерации по образцу США и указал, что первым шагом на пути к объединению Европы должно стать франко-германское примирение.

Важным событием первых послевоенных лет стал Гаагский конгресс сторонников единой Европы (1948). Более 700 делегатов из 16 стран собрались для обсуждения принципов и путей интеграционного строительства. Не все позиции удалось согласовать в ходе конгресса и последующих дискуссий. Однако в главном все стороны были едины: Европа должна начать процесс реального объединения.

Этот момент настал в 1950 г. На этом заканчивается история европейских проектов и начинается история европейской интеграции.

Выводы, проблемы, тенденции

1.Современный европейский интеграционный процесс — это не только реакция на системный крах европейского миропорядка предшествующих десятилетий, но и попытка практического воплощения идей, веками владевших сердцами и умами сотен мыслителей, политиков и мечтателей.

2.В европейской интеграционной архитектуре нашли свое отражение институциональные идеи герцога де Сюлли, У. Пенна и Р. Куденхове-Калерги. Через поколения до строителей европейской интеграции дошла идея гуманистов

омире как высшей ценности, объединяющей все народы. Больше трех столетий назад Я.А. Коменский сформулировал тезис о важности культуры и коммуникационного фактора для обшеевропейского единства. Век Просвещения подарил современной интегрированной Европе идеи универсализма, толерантности и правового государства, а идеи Э. Крюсе о роли торговли и ремесел были успешно апробированы уни-

Глава 4. Европейские проекты и идейные предпосылки европейской интеграции

79

 

 

кальным опытом строительства Экономического и валютного союза. И. Кант, а за ним либеральные европеисты XIX в. сформулировали в качестве важного условия окончательного примирения европейцев их отказ от деспотических режимов.

3.Тысячелетняя история европейской идеи высветила и ряд ловушек, расставленных на пути сторонников единой Европы. Чрезмерная сосредоточенность на культурной общности европейских народов может обернуться евроцентризмом, созданием «Крепости Европа» и, как уже бывало в европейской истории, ростом расовой и этнической нетерпимости к тем народам, которые не соответствуют избранным критериям «европейскости».

4.Попытки форсированного объединения Европы всегда оканчивались крахом — этот урок европейской истории надо помнить и нынешним лидерам интеграционного процесса. Наконец, опыт Наполеона и нацистского проекта «Новой Европы» ясно засвидетельствовал невозможность объединения Европы силой под властью одного гегемона.

5.Созидательный потенциал европейской идеи на сегодняшний день далеко не исчерпан. Европейский Союз в своем развитии пока лишь частично реализовал заложенные в ней ресурсы. И рано говорить о практической реализуемости главной цели сторонников европейской идеи — создании собственно объединенной Европы, которая включила бы в единое политическое, культурное, социальное и экономическое пространство все населяющие регион народы.

Контрольные вопросы

1.Как повлияла на развитие европейской идеи философия Просвещения?

2.В чем специфика европейских проектов эпохи Средних веков?

3.Как соотносится концепция «баланса сил» с европейской идеей?

4.Почему европейская идея второй половины XIX в. направлена против существующих государств?

5.Что явилось стимулом развития европейской идеи в межвоенный период?

80

Раздел I. Региональная интеграция и ее европейское воплощение

 

 

Литература

О с н о в н а я

Борко Ю.А. От европейской идеи — к единой Европе. М.: Деловая литература, 2003. Гл. I.

Браницкий А. Erit una Europa? История объединения Европы: проекты, противоречия, перспективы. Нижний Новгород: ННГУ, 2006. Гл. I.

Д о п о л н и т е л ь н а я

Кант И. К вечному миру // Соч. М.: Мысль, 1966. Т. 6.

Куденхове-Калерги Р. фон. Пан-Европа. М.: ВитаПланетаре, 2006.

Фуше М. Европейская республика. М., 1999.

Черчилль У. Мускулы мира; Трагедия Европы // Черчилль У. Мускулы мира. М.: Эксмо, 2003.