Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
37
Добавлен:
16.05.2015
Размер:
180.22 Кб
Скачать

20

Лекция: «философия познания»

1.Общий взгляд на проблему философии познания и философии науки в свете философской и научной классики, неклассики и постнеклассики

2.Наука как развивающаяся система.

3.Основные законы экономики.

4. Когнитивистика.

Общий взгляд на проблему философии познания и философии науки в свете философской и научной классики, неклассики и постнеклассики

Проблема познания изначально была одной из основных в философии. Ею активно занимались буквально все ведущие школы античности, начиная с философов физиса, гуманистов, Академии Платона и Аристотеля и кончая представителями эллино-римского периода, неоплатонизма и патристики. При этом каждое из названных направлений вносило свою специфику в исследование обсуждаемой проблемы. В ходе развития философии данная проблематика выделилась в самостоятельный структурный компонент философского знания – гносеологию. Гносеологические исследования пополнялись оригинальными идеями в средневековье (патристика, концептуализм, реализм, номинализм); в период Возрождения; в Новое время и в современных работах.

При этом стало очевидным, что основная структура феномена познания может быть представлена видами познания мышления и языка. К видам познания относятся: мифология, религия, философия, обыденное, художественное, научное и эзотерическое. К видам мышления можно отнести: ситуативное, образное и понятийное мышление. При этом каждому из названных видов соответствует свой вид языка (соответственно: язык ситуаций и движений, язык образов и язык понятий). Ясно, что все виды познания связаны друг с другом и в каждом из них «работают» все три вида мышления и языка. Правда, при этом в каждом виде познания превалирует свой вид мышления и языка. Например, ситуативное мышление (и соответствующий ему вид языка) превалирует в обыденном познании, образное мышление и язык образов характеризуют художественное познание. Понятийное же мышление и понятийный язык являются основными в научном познании. Особым образом соотношение мышления языка и познания представлено в философии. Восточная философия – по преимуществу образная. Западная – по преимуществу понятийная.

Ввиду особой значимости научного познания оно стало постепенно выделяться в ряду проблем гносеологии. Более того, каждый этап развития философии вносил свой вклад в исследование феномена науки. Это, правда, нисколько не принижает роли других видов познания. И их, кстати говоря, наука заменить не может. Но все же очень важно знать, что собственно, выделяет науку из ряда других видов познания? У науки, как известно, два уровня целей. Первый - открытие законов, а второй – вооружение человека техникой и технологиями. Именно достижение этих целей делает науку грозной силой, к которой, собственно, и тянется человек, выделяясь с ее помощью из всех живых существ на Земле. (Известна же фраза Р.Бэкона: «Знание –сила». Правда это высказывание –метафорично. Само по себе знание никакой силы не представляет. Ею является умелое его применение в виде техники и технологий.) Техника и технологии характерны всем сферам жизни и деятельности человека, начиная от материально – производственной и коммуникативной и кончая регулятивной и духовной.

Но каким образом открытые законы становятся сущностью техники и технологий? Это делают технические науки. Они отличаются от других наук тем, что ведут поиск тех систем, в рамках которых можно столкнуть открытые законы, чтобы они стали бороться друг с другом в пользу человека. Получается, что есть «обычные» и технические науки. Прикладные исследования. В каждом из этих рядов выделяются фундаментальные и прикладные исследования. Только что приведенный вывод – результат современного осмысления проблем науки. Но без них невозможно понять ту непреодолимую силу с который современный1 человек тянется к науке. С нынешних позиций наука есть модус бытия. В первую очередь это относится к бытию человека. А далее – бытию Вселенной ввиду того, что ей характерна антропность (а тем самым и антропный принцип).

Открытие законов, вооружение человека техникой и технологиями относятся и к философии. И в этом смысле философия также является модусом бытия. И по времени он более первичен, нежели модус бытия в облике науки. Более того, у каждого человека есть личностная философия. И хотя личностной науки у каждого человека нет, у всех есть разного уровня развития основания для занятий наукой. (Вообще говоря, это относится ко всем видам познания. Они все являются модусами бытия человека. Правда, в этих модусах есть различия, своего рода «градация модусов». Исследование данного вопроса – отдельная весьма интересная тема. Здесь же она упомянута ввиду того, что речь изначально шла о познании вообще. И лишь затем философия познания стала структурировать исследуемый феномен, выделяя различные его компоненты, а также виды мышления и языка в них задействованные. В данной же лекции акцент делается на общих чертах философии познания вообще (гносеологии) и на философии научного познания в частности.

При этом, ввиду того, что и философия, и наука открывают законы и вооружают человека техникой и технологиями очень часто философию просто отождествляют с наукой. Хотя это – совсем не тождественные виды познания. И далеко не всегда такое отождествление было корректным( Кроме, может быть, последней, постнеклассической стадии их развития, когда при определенных условиях это отождествление частично можно признать правомерным. Принципиальным отличием философии и науки является следующее. Философии характерно событийное видение, ввиду того, что она ставит своей целью построение целостной картины мира, где приходится связывать в одно целое все видимые события. Науке же, напротив, свойственен процессуальный взгляд. Конечно, было бы хорошо с самого начала огбъединить событийное и процессуальное видение к чему, собственно говоря, сейчас и пришли философия и наука. Но изначально это не позволяли сделать возможности разных уровней развития данных видов познания. Речь идет о классике, неклассике и постнеклассике философии и науки. На эти особенности следует специально обратить внимание.

Классическая философия (VI,VII в. до н.э.– середина XIX в.)

Она рассматривала единство двух миров, в которых живет человек. Не сумев решить данный вопрос, философия стала противопоставлять эти два мира. Получились два варианта: первичен внешний мир; первичен духовный мир. Первых стали называть материалистами, вторых – идеалистами. На этой базе и сложились материалистический и идеалистический подход в философии познания.

В свою очередь классический этап развития науки выглядел следующим образом: преднаука (VI,VII в. до н.э. – XVI в.) и собственно классическая наука (XVII – XIX вв.) Основой классической науки фактически выступала классическая физика И.Ньютона и возникающие новые научные дисциплины, которые к концу XVIII в. составили дисциплинарно организованную науку. Несмотря на бурное развитие, спецификой классичесой науки оставалось то, что она исследовала только изолированные объекты и процессы, не имея возможность осмысливать их в неизолированном состоянии. Тем самым, наука не могла видеть и события, поскольку событие – это связь большого числа неизолированных процессов.

Важной особенностью в развитии связей рациональности философии и науки явилось формирование так называемого общенаучного знания (знания, применяемого во всех отраслях науки). Исторически первый слой такого знания включает в себя математику и логику. При этом в развитии логического знания в период классической науки и философии произошли трансформации, существенно повлиявшие на современное понимание логики. Известно, что у логики три основания: логика вещей (Демокрит); логика понятий (Платон) и логика доказательств и опровержений (Аристотель). Со временем логика вещей превратилась в раздел философии – онтологию. Логика понятий стала другим разделом философии – гносеологий. А в облике науки осталась только логика доказательств и опровержений. Вот именно в этом виде логика как раздел науки и дошла до середины XIX в. В XIX в. она подверглась серьезной модификации Фреге, Лукасевич и др. Но уже в лоне становления собственно классической науки и развитии классической философии появились исследования, указывающие на недостающие звенья в логике (логика Пор – Рояля, логика Христиана Вольфа, трансцендентальная логика И.Канта, диалектичсая логика Г.Гегеля.

Неклассическая философия (середина XIX в. – 80-е годы XX в.), рассматривала единство духовного мира человека (в котором представлена его биологическая, психическая и социальная сущность) и социального его окружения. Этот принципиально иной ракурс по-новому разделил философию. Она получила облик, включающий в себя (вместо прежнего материализма и идеализма) такие компоненты как рационализм, психологическое направление и иррационализм. На этой философской базе в рамках каждого из названных только что компонентов стали складываться новые мощные концепции познания вообще, научного познания в частности, мышления и языка. Естественно, что каждая крупная школа каждого из направлений философской неклассики рассматривала соответстствующие грани обсуждаемых проблем. Но в целом не было ни одной школы, которая в той, либо иной форме их не затрагивала.

В рационализме вклад в развитие таких исследований был сделан марксизмом, позитивизмом, эмпириокритицизмом, логическим и семантическим позитивизмом, постпозитивизмом, или методологией науки, неокантиантством, представителями культурологического и техногенного вариатов цивилизационного подхода, феноменологии и структурализма.

В психологическом направлении исследовались мотивы научной деятельности, в том числе и в сфере экономичесой науки.

И, наконец, в иррационализме к исследованию проблем познания, научного познания, мышления и языка имели прямое отношение: философия жизни, волюнтаризм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, фрейдизм и неофрейдизм.

На таком неклассическом философском фоне стала складываться неклассичесая наука. Ее отличительной особенностью является то, что она оказалась в состоянии исследовать неизолированные системы и неизолированные процессы. Основой для этого стал второй уровень общенаучного знания, созданный специально для этих целей. В него, в период развития научной неклассики, входили четыре основных звена: вероятностные и статистические методы, теория систем, теория информации, кибернетика. Длительное время такие неизолированные системы наука пыталась исследовать только с помощью вероятностных и статистических методов (начиная с XVII в.). Первыми серьезными теориями, построенными на вероятностной и статистической базе, были электродинамика Дж. Максвелла и термодинамика Л.Больцмана. В принципе, этот момент можно было бы считать началом неклассичесой науки. Но названные только что теории далеко не представляли всю науку того времени (XIX в.). И лишь в начале XX в. усилиями Н.Бора, А.Эйнштейна, Шредингера, М.Бора, В.Гейзенберга, Пали и др. стала строиться новая и новейшая физика в облике квантовой механики, физики элементарных частиц, физики атомного ядра и т.д. с самого начала построенных на вероятностных и статистических методах. Это и считается началом становления неклассической науки.

Почти 50 лет научная неклассика строилась только на этих методах. И лишь в 1949 году были сразу в один год созданы триновых звена второго уровня общенаучного знания. Речь идет о теории систем (Л.фон Берталанфи), теория информации и кибернетика (Н.Винер).

Более того, в первой половине XX в.прошла полемика по основаниям математики (логицисты – Б.Рассел, А.Н.Уайтхед; формалисты – Д.Гильберт и его коллеги; интуиционисты – Э.Брауэр). Результатом этой полемики явилось осмысление связи математики и логики, а также создание математической логики; создание основ метаматематики; выработка понятия свободно становящейся последовательности и др. В конечном счете был создан первый унитарный облик математики (группа Бурбаки). Это и было становление неклассичесого облика математики.Становление неклассичесого облика логики началось с логико –философских рукописей Витгнштейна.

В период философской и научной неклассики сложилась почти вся основная проблематика философии науки: проблема истины и ее критерия; основания научного знания в облике репрезентации, интерпретации, конвенции; создание теории языка; полемика по основаниям математики и логики; соотношение номотетического и идиографического знаиия; онтологические основания современной науки; проблемы детерминизма и их отражение в философии и науке; научная картина мира; идеалы, нормы и ценности науки; принципы , уровни, формы и методы научного познания; роль общенаучного знания в развитии философии и науки; осмысление методологических проблем развития науки и др.

С созданием в 80-х годах XX века пятого компонента второго уровня общенаучного знания, т.е. с созданием синергетики (А.А.Андронов, А.А.Самарский, С.П.Курдюмов – Россия; И.Р.Пригожин – Брюссель; Г.Хакен - Штуттгарт) рациональности философии и науки объединились. И впервые за двух с половиной тысячелетнюю историю западной философии и науки у философии появился еще и процессуальный взгляд, а тем самым и прямой выход на научные проблемы. А наука обрела еще и событийное видение и вместе с ним – прямой выход на типично философские проблемы. Философия и наука в таком своем виде стали постнеклассическими.

Здесь нет возможности описать весь сложившийся сейчас круг вопросов, которым занимается постнеклассическая наука. Мы ограничимся только тем, что сделаем указание на совместные научно – философские исследования в современной постнеклассике науки и философии. Но прежде чем обратиться к этому нужно сказать каким стал облик современной математики и современной логики как составляющих первого уровня общенаучного знания. В математике сейчас получен поливариантный облик ее унитарности, построенный на теории категорий и функторов (Эленберг и Маклейн), а также на теории нечетких множеств Заде. Это - своего рода математическая картина всеобщей универсальной связи. Современная же постнеклассическая логика характеризуется бурным развитием всех трех оснований логики (логики вещей, логики понятий и логики доказательств и опровержений). Если логика вещей получила, прежде всего, свое развитие в логике частных наук и общенаучного знания, а логика доказательств и опровержений – в современном облике так называемой формальной логике, то логика понятий сейчас предстает как бурно развивающаяся неформальная логика. Последняя представляет из себя очень гибкую и высоко формализованную логику процесса познания. (Это – своего рода современный облик «психологизма» в логике, против развития которого яростно выступал Д.Гильберт вполне обоснованно считавший, что на этом пути, пути формализации процесса познания математика того времени не сможет продвинуться сколь – нибудь серьезно. Сейчас математическая и логическая наука нашла возможности преодолеть кажущиеся ранее непреодолимыми преграды на данном направлении. А первым заложил основание в решении задач такого рода Г.Тард (социальная логика Тарда). В настоящий момент ведущие логики МГУ считают что объединение названных трех ветвей логики делают ее высоко формализованной философией. Но это – всего лишь краткое замечание по поводу развития современной постнеклассичесой науки. А для сохранения логики изложения следует вернуться к тому как стала выглядеть современная философия и какие она ведет совместные исследования с современной наукой.

Постнеклассическая философия сейчас имеет следующее деление.

Научно – философская рациональность, где философия и наука совместно решают весьма широкий круг проблем, начиная от космологии и космогонии (голографическая Вселенная Д.Бома) и кончая проблемами создания искусственного интеллекта (голографичесий мозг К.Прибрама).

Биофилософия как философствование биологов. В основе биофилософии лежат: этология (К.Лоренц); социобиология Э.О.Уилсон); «Древо познания» (У.Матурана, Ф.Варела); «Биология познания» (У.Матурана). Здесь биологи обсуждают биологические основы этики, эстетики, трудовой деятельности человека, а также биологичесие основы лингвистического поля высшей психики и сознания человека.

Философия коммуникативного действия (Ю.Хабермас).Здесь обсуждается проблема отчуждения от коммуникаций, не уступающая по своей сущности отчуждению от результатов труда. Это - проблема современных государств, пытающихся преодолеть отчуждение от результатов труда и почти не видящих отчуждения от коммуникаций. Здесь философы работают совместно с социологами, экономистами, математиками.

Постмодернизм в обоих его вариантах в облике лингвистического и коммуникативного поворотов. Философы здесь работают вместе с лингвистами (лингвистичесий поворот), а также с экономистами, психологами, биологами и др.(коммуникативный поворот). Особенно интересен коммуникативный поворот, который по сути представляет из себя своего рода «шизоанализ» как результат многократного «расщепления» бытия человека. Речь идет о следующих «расщеплениях». Человек, как известно, живет сразу в двух мирах (внешнем мире и мире собственной души). А эти два мира совершенно очевидно – не идентичны. Сущность человека тройственная (биологическая, психическая и социальная). И каждая из граней этой сущности «тянет» в свою сторону. Поведение человека детерминировано прошлым, настоящим и будущим. Названные только что составляющие такой детерминации безусловно разноплановые. Если прошлое мы уже изменить не можем, то в изменении настоящего у нас появляются свои возможности. Но особенно существеннодля человека то, как он видит свое будущее. То есть будущего еще нет, но оно влияет на настоящее поведение людей. Если в перспективах, которые человек выстраивает перед собой стоящие ценности, то жизнь человека имеет один облик. Если ценности «фальшивые», то жизнь совершенно другая. Так и появляются «симуляции и симулякры» (Ж.Бодрияр).

На таком уровне совместной с наукой деятельности по новому видны застаревшие проблемы философии науки. Если раньше не было никаких возможносте их исследовать, то сейчас ситуация принципиально меняется. Иначе говоря, проблемы философии науки на уровне философской и научной постнеклассики приобретают недоступный ранее новый облик.

Например, сейчас философия может ответить на вопрос что же такое научная рациональность. Краткий ответ – это инструментарий научного познания. Полный ответ – это философский анализ оснований такого познания. ( По сути дела это – объект и предмет философии науки. Поэтому он и выглядит необъятным (Ю.Хабермас), заводящим в методологические тупики и капканы (Матыцка)).

В настоящий момент видно как связаны идиографическое и номотетическое научное знание ( неокантианцы Баденской и Марбургской школы). Эта связь в системной организации обоих видов знания. У них есть: узлы и параметры целостности; законы: структуры, функции, развития, саморегуляции и самоорганизации.

Если признать, что наука – модус бытия человека, то техника – это опредмеченные научные идеи, или это – инобытие науки ( научного духа человека). А философия техники – один из компонентов философии науки.

И наконец, сейчас появляется возможность на уровне научно – философского исследования провести новый уровень анализа сущности языка и информации. Это своего рода научно – философская рефлексия над спецификой языковой и информационной составляющей рациональности философии и науки.

Выход постнеклассической науки на новые возможности исследования позволил ей начать анализ собственного познания. Это и есть когнитивистика.

На основе сказанного выше можно понять на каком уровне развития философии и науки стали обсуждаться вынесенные на семинарские занятия вопросы и какой они имеют вид сейчас. Иначе говоря, создается методологическая основа для их обсуждения. Речь идет о вопросах следующих тем: