Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

_Томас Ханна, Искусство не стареть

.pdf
Скачиваний:
153
Добавлен:
16.05.2015
Размер:
5.63 Mб
Скачать

30ЧАСТЬ I  |  Рассказы о сенсомоторной амнезии

Чрезмерный прогиб поясницы стал уменьшаться. Я попросил его ощупывать мышцы спины руками.Таким образом,он доба- вил осязательные ощущения к тем, которые головной мозг по- лучал о смягчении мышц непосредственно от них самих.

После того как чувствительные и двигательные функции восстановились в достаточной мере, я обучил Джеймса про- стому соматическому упражнению, которое он мог выполнять вечером перед сном и утром, после того как проснулся. В это время активность головного мозга несколько замедлена и на- учение осуществляется легче.5

Джеймс выполнял эти короткие упражнения соматического контроля в течение недели. Когда он, улыбаясь, явился ко мне во второй раз,я понял,что сенсомоторная амнезия постепенно отступает. Он больше не чувствовал острых болей и двигался свободнее и увереннее. После дальнейшего анализа движений его спины и туловища в положении лежа на столе, я научил его более сложному соматическому упражнению, которое он вы- полнял на протяжении всей следующей недели, вновь обучаясь контролировать свои ощущения и движения.

Когда я увидел Джеймса в очередной раз, он сказал мне, что не чувствует ни малейшей боли. Теперь он не жаловался на боль, а хотел, чтобы его туловище стало более гибким. Это дало мне понять,что он «прошёл сквозьзеркало надругую сторону». Он больше не был сосредоточен на избавлении отболи,его сей- час больше интересовало увеличение гибкости, что означало возвращение его чувствительно-двигательного контроля.Я по- нял, что скоро он перестанет быть моим клиентом, и я поздра- вил Джеймса с этим. На третьей встрече мы проработали, как, улучшив контрольвыяснили,что улучшение контроля над цен- тральными мышцами туловища, туловища позволило раскре- постить движения плечевых и тазобедренных суставов. Я об- учил его сложному комплексу скоординированных движений туловища,рук и ног.Затем я попрощался с ним как с клиентом.

Спустя несколько лет я встретил Джеймса и спросил, как он себя чувствует. Он сказал, что все в порядке. По утрам он по-прежнему выполняет соматические упражнения, которым

5

Budzynski, Thomas H. «Brain lateralization and rescripting.» Somatics 3(2)

 

(Spring,1981) pp.4 ff.

Глава 2  |  Джеймс (32 года): история «кошмарной» спины

31

я его обучил. Он до тех пор не почувствовал себя нормально, пока не напомнил сам себе, насколько это хорошо — ощущать мышцы удлиненными и расслабленными. Проснувшись утром, он потягивается, как кошка, и только после этого идет на ра- боту. Несколько раз в неделю он бегает по утрам. Нагрузка на телестудии осталась прежней, но сам Джеймс изменился. Он научился смягчать реакцию на стрессы и получал удовольствие от работы. «Вы были правы, — сказал Джеймс. — Оказывается, возможно,чтоб и волки были сыты,и овцы целы».

Хроническое мышечное напряжение

Джеймсу повезло. Проблема была своевременно распозна- на, и излишнее напряжение мышц снято. Он испытывал боли лишь на протяжении нескольких лет. Мы могли помочь ему, если бы он пришел и позже, но к тому времени он прожил бы с болями 20—30 лет.У меня бывали клиенты, которые чувство- вали боли в той или иной части тела на протяжении 40 лет. У них всегда также диагностировалось хроническое напряжение мышц в зоне боли.Постоянная больи хроническое напряжение мышц обычно взаимосвязаны. Однако их можно предотвра- тить еще до возникновения.

Мышцы предназначены для выполнения определённой функции — сокращения или укорачивания. Сокращение про- исходит, когда мышцы получают электрохимический сигнал из центральной нервной системы. Когда сигнал прерывает- ся, останавливается сокращение и мышцы расслабляются, до- стигая прежней длины. Для того чтобы расслабить и удлинить мышцу, затраты энергии не требуется, она нужна только для сокращения и укорочения мышцы. Когда мы произвольно со- кращаем мышцу, а затем расслабляем ее, мышца должна стать почти полностью мягкой. В расслабленной мышце совершенно отсутствует электрическая активность. Полностью произволь- но управлять мышцей означает обладать способностью сокра- щать и расслаблять ее в полной мере.

Многие люди сокращают мышцы спины, плеч и бедер, для того чтобы осуществлять различные движения. Но по оконча- нии выполнения движения они не в состоянии произвольно

32 ЧАСТЬ I  |  Рассказы о сенсомоторной амнезии

расслабить мышцы и добиться их возвращения к первоначаль- ной, естественной длине. Вместо того чтобы степень сокраще- ния и потребление энергии уменьшилисьдо нуля,мышцы ута- ких людей остаются сокращенными на 10-20 %, а иногда и на 40 %. Как бы такие люди ни старались, им не удается добиться полного расслабления мышц. Их мышцы продолжают работать и потреблять энергию.

Все мышцы обладают тонусом, т. е. естественной эластич- ностью или способностью растягиваться и сокращаться в ответ на стимулы. В фазе отдыха тонус равен нулю, т. е. если мы в полной мере управляем мышцами,то можем достичь нулевого мышечного тонуса—полного расслабления.Но если мы потеря- ли способность произвольно управлять мышцей, тонус может возрасти до 10, 20 и даже до 40 %. Это и есть хроническое на- пряжение мышц.

Если тонус достигает 10 %, то мышцы всегда ощущаются усталыми и плотными. Если тонус достигает 20 %, то мышцы будутощущатьсяуставшими,твёрдымиибудутболеть.Еслито- нус достигает 40 %,то мышцы становятся жёсткими и наряду с чувством усталости в них возникает сильная боль. Люди с хро- ническим напряжением мышц часто испытывают ощущение мышечной «слабости», т. к. они не могут свободно двигаться. Некоторые врачи в таких случаях говорят, что их мышцы ос- лабли. Однако на самом деле мышцы у них остаются довольно сильными. Они просто уставшие и перегруженные из-за по- стоянного сокращения. Если мы просто пощупаем мышцы, то убедимся в том, что они очень твердые. Это верный признак постоянного сокращения. Хронически сокращенная мышца подобна мотору,который невозможно выключить.Она продол- жает работать и сжигать энергию.

Вот почему мышцы с высоким тонусом всегда болезненны. Гликоген, который накапливается в мышцах, давая энергию для сокращения, постоянно расходуется. Сжигание гликогена ведет к сокращению мышц, а затем он превращается в молоч- ную кислоту. При постоянном сокращении молочная кислота накапливается. И чем больше ее накапливается, тем сильнее раздражаются чувствительные клетки мышц. Увеличение со- держания молочной кислоты на 10 % вызывает чувство уста- лости. Постоянное 40-процентное увеличенное накопление

Глава 2  |  Джеймс (32 года): история «кошмарной» спины

33

молочной кислоты настолько повышает кислотность в области нервных окончаний, воспринимающих боль, что поток крови не справляется с её удалением, что приводит к ощущению не- прерывной боли в мышцах.

Хронические боли и болезненность в мышцах часто встре- чаютсяулюдейпосле25лет.Этисимптомымогутсуществовать годами; бывает, что их сложно заметить, но иногда они стано- вятся невыносимыми, особенно после перенесенного стресса. Пожилые люди на протяжении своей жизни успевают полу- чить большое количество травм и перенести много стрессов. Поэтому у них наблюдается более высокий мышечный тонус, а такжескованностьдвиженийинарушениеосанки.Из-запосто- янного накопления молочной кислоты напряженные, зажатые мышцы становятся источником хронических болей.

Скованность мышц, ограниченность движений, усталость, нарушение осанки и хроническая боль в мышцах ошибочно считаются атрибутами старости. Это несуществующая болезнь, которая предположительно ведет к угасанию физиологических функций,постоянной усталости,слабости и считается «необра- тимой». На самом же деле возраст не имеет к данным симпто- мам никакого отношения.Эти явления возникают в результате «накопления» физиологических реакций на стрессы и травмы. Обычно требуются годы, чтобы «накопилось» достаточное ко- личество стрессов и травматических воздействий, способных вызвать такое нездоровое хроническое напряжение мышц. Однакотакойповышенныйтонусможетпоявитьсяиумолодых людей, если детство и подростковый период были достаточно травматичны. Я видел много двадцатилетних и тридцатилет- них с таким мышечным напряжением и такими жалобами, как будто им было семьдесят! И в каждом из случаев у этих моло- дых людей в биографии отмечалисьтакие события,как детские болезни в раннем возрасте, хирургические вмешательства, бо- лезненный распад семьи,тяжелая социально-политическая си- туация,например война,и т.п.

Обычномышечноенапряжениеповышаетсявстаршемвоз- расте.Вэтомнетникакогосомнения.Однакоэтопроисходитне из-за таинственного возрастного фактора, а из-за накопления явных стрессовых и травматических воздействий. И чем доль- ше человек живет, тем больше шансов, что он будет попадать

34ЧАСТЬ I  |  Рассказы о сенсомоторной амнезии

в стрессовые и травматические ситуации. У некоторых людей это происходит рано и ярко выражено. Другим выпадает воз- можность избегать стрессов и травм, и они сохраняют такую живость и гибкость в 70 лет, как будто бы им 25. Я надеюсь, что лучшее понимание механизмов сенсомоторной амнезии при- ведет к увеличению количества таких людей.

Если мы вспомним, что в человеческом организме имеется почти 800 мышц и что все они содержат много чувствительных нервных клеток, то сможем понять, почему наше хорошее са- мочувствие зависит от сенсорной информации, лежащей в ос- нове обратной связи между мышцами и головным мозгом.

Люди с высоким мышечным тонусом чувствуют себя плохо. Иногдаонитеряютнадеждунавосстановление.Сотниклиентов говорили мне: «Я чувствую себя таким старым!» Они имели в виду свой высокий мышечный тонус,считая его необратимым.

Но реакцию мышц на стресс можно одолеть. Можно чув- ствовать себя молодым в любом возрасте. На практике это вы- ражается в низком мышечном тонусе, не требующем больших затрат энергии при сокращении, ощущении комфорта и уме- нии управлять своими мышцами. Основная соматическая цель всей нашей жизни — как можно эффективнее уметь управлять собой,вселучшеучитьсятому,как«плавать»вморежизненных стрессов и травм, уподобляясь поплавку, который всегда оста- ется на гребне волн.

35

Глава 3   

Луиза (56 лет):

синдром «замороженного плеча»

Когда я познакомился с Луизой, у нее был синдром «за- мороженного плеча». За два года до этого она упала, сломав верхнюю часть плечевой кости, поблизости от плечевого су- става. Хирург ввел в кость фиксирующий стержень, для того чтобы обломки находились рядом. Позже стержень был уда- лен. Структура кости восстановилась, но функция руки оста- лась нарушенной. Физическая терапия привела к частичному уменьшению послеоперационной малоподвижности, но улуч- шение все же было незначительным. Луиза не могла поднять правуюрукувышегоризонтальногоуровня.Онанемоглатакже завести руку за спину. Рукой можно было двигать вперед, но даже это давалось с трудом из-за сильных хронических болей в плечевом суставе. Луиза, которой недавно исполнилось 56 лет, пришла к выводу,что ее жизнь подходит к концу.

После того как Луиза рассказала мне свою историю, я по- просил ее встать, чтобы посмотреть на ее осанку и пропаль- пировать мышцы — точно так же, как я это делал с Барни и Джеймсом.Глядя на нее спереди,я обратил внимание нато,что

ееправое плечо было ниже, чем левое. Казалось, что его тянут вниз. Кисть правой руки по сравнению с левой располагалась ниже на 2 см. Она сказала: «Мне кажется, что моя правая рука весит20кг».Луизастоялапередомноймрачная,однаизсторон

еетела казалась «увядшей».

Когда я ощупал ее мышцы, я сразу понял, почему рука ка- залась ей такой тяжелой. Она была права: руку тянуло вниз. Широчайшая мышца спины, которая крепится к верхней

Рис.6.
Осанка Луизы

36 ЧАСТЬ I  |  Рассказы о сенсомоторной амнезии

поверхности плечевой кости, а также к краю лопатки и спускается вниз вдоль всей спины к тазу и нижним отделам по- звоночника, была сильно напряжена. Это постоянное напряжение оттягивало руку вниз и не позволяло Луизе поднять её выше горизонтального уровня. Для того чтобы двигать рукой вперед для выполне- ния простейших действий,таких как при- ем пищи или управление автомобилем, ей приходилось пускать в ход верхние мышцы плеча, преодолевая значительное сопротивление. Это приводило к возник- новению сильных болей в мышцах, кото- рые постоянно находились в действии. Широчайшая мышца спины была как бы «заморожена» и неуправляема.

Мощная грудная мышца Луизы также была непроизвольно сокращенной и жёст- кой. Эта мышца, расположенная рядом с

широчайшей мышцей спины, прикрепляется к верхней части плечевой кости. Ее волокна покрывают переднюю поверхность грудной клетки от ключицы, через грудину и до пятого, иногда шестого ребра. Грудная клетка в свою очередь была оттянута вниз из-за хронического сокращения мышц живота,идущих от нижней части грудной клетки к лобковой кости. Напряжение грудных и брюшных мышц слегка оттягивало плечо вперед и вниз,сочетаясь с настолько же сильным натяжением широчай- шей мышцы спины назад и вниз. Таким образом, плечо было как бы «замороженным» (рис.6) и выгляделотак,будто у Луизы сломано крыло.

Так как Луизе было уже за пятьдесят, она думала, что все проблемы с восстановлением руки связаны с возрастом. Врач сказал, что ее рука неподвижна из-за рубцов, образовавшихся вокруг перелома недалеко от сустава, и что рубцы можно уда- лить оперативным путём. Однако после двух перенесенных операций—вначале для установки стержня,а затем для его из- влечения — Луиза не соглашалась на новые операции, не веря, что от них будет прок.

Глава 3  |  Луиза (56 лет): синдром «замороженного плеча»

37

Интуитивно Луиза была права. Хирургия, конечно, ничего недалабы.Никакихизмененийструктурыкостииобразований вроде рубцов, которые мешали движению, не было. Причиной было то, что определенные области мозга без ведома хозяйки постоянно посылали импульсы мышцам, чтобы те сокраща- лись. Это разделение между структурой и функцией является основополагающим для соматического подхода к проблемам человека. Если имеются структурные изменения, то необхо- димо хирургическое вмешательство или медикаментозное ле- чение. Если же нарушена функция произвольного управления мышцами,то ее необходимо восстановить.

Луиза должна была переобучиться эффективно управлять своими мышцами, и в этом была суть проблемы. Я знал по опыту, что именно вызывало симптоматику синдрома «замо- роженного плеча». Однако Луиза лишь ощущала тяжесть в пра- вой руке и боли в переднем отделе плеча. Она не чувствовала, что у нее сокращены мышцы. Она не только не могла рассла- бить, но и не ощущала их. Она была согласна с мнением врача, что ее неспособность управлять рукой вызвана структурными нарушениями.

Для того чтобы восстановить сознательную способность Луизы управлять «замороженными» мышцами, я постарался помочь ей научиться ощущать сокращение мышц при помощи

ееже собственной центральной нервной системы. Когда она легла на левый бок, подложив подушку под голову, правым бо- ком кверху, я положил руку ей на поясницу у края широчай- шей мышцы спины, а другую руку — на ее правое плечо. Затем я направил их друг к другу так, чтобы она могла ощутить связь между ними.

Постепенно она осознала, что движения в нижней части спины напрямую связаны с движениями в плече. Тогда я по- просил ее выполнить нечто странное: максимально сократить широчайшую мышцу спины до самого таза, вызвав тем самым еще большее сокращение мышц плеча и более сильное ощу- щение их «замороженности». В то же время я крепко держал

еенаправленную вперед руку и довольно сильно тянул ее в противоположном направлении. Ее мышцы при этом сократи- лись еще больше. Зачем я это делал? Для того чтобы при по- мощи системы сенсорной обратной связи Луиза осознала, что

38ЧАСТЬ I  |  Рассказы о сенсомоторной амнезии

она непроизвольно сокращает мышцы плеча и оно замирает в «замороженном» положении.

Луиза поочерёдно произвольно сокращала мышцы пле- ча, делая их еще тверже, а затем расслабляла «замороженные» мышцы, судорожно державшие ее руку и мешавшие ей дви- гаться. Она выполняла эти движения все лучше и лучше. Тем самым она вспоминала,как их нужно делать.И чем больше она ихзапоминала,темлучшеонаихвыполняла.Вскореонасмогла расслабить ранее сильно сокращенные мышцы настолько, что они стали мягкими и свободными, и она смогла свободно дви- гать плечом впервые за два года.

Луизабылаодновременнообрадованаиизумлена.Онадаже заплакала оттакого волшебного изменения.И ее слезы радости были частично от осознания того, что она вернула утраченный контроль над своими движениями.Волшебство заключалось не в том, что сделал я, а в том, что Луиза добилась этого сама, из- нутри себя. Она получила бесценный опыт, вновь открыв свою свободу и умение управлять собой.

Мы проделали те же действия и с другими мышцами пле- ча Луизы, пока к ней не пришло ощущение того, что она дела- ет, и пока не восстановилась способность управлять мышцами. Затем я обучил ее специальному соматическому упражнению для того, чтобы она могла тренировать свое новообретенное сенсомоторное умение прямо перед сном и сразу после про- буждения. Уже через две недели, на третьем сеансе, она смог- ла поднимать правую руку вертикально, а также класть её на правое ухо.

Теперь Луиза ощущала себя свободной, гибкой и активной. Проблема с плечом больше не возвращалась. Также больше не вернулось и ее удрученное, «предсмертное» настроение. Она забыла, что ей за 50, и начала вести себя, как намного более молодая женщина. Благодаря новому опыту она обнаружила в себе ресурсы для преодоления сложной физической проблемы, а это вернуло ей чувство бодрости и уверенности в себе.

Глава 3  |  Луиза (56 лет): синдром «замороженного плеча»

39

Что означает «соматический»?

Человека можно рассматривать двояко: снаружи вовнутрь или изнутри наружу. Рассматривая людей снаружи, физиолог или врач получает совсем другое представление, чем то, кото- рое сам человек формирует,ощущая себя изнутри.

Когда один человек смотрит на другого, он видит перед со- бой «тело» определенной формы и размеров. Такое же «тело» представляет собой любая статуя или восковая кукла, облада- ющая формой и размерами человеческого тела. Однако если человек рассматривает себя изнутри, он или она ощущает не- что совсем иное, чем при взгляде снаружи. Он осознает свои чувства, движения и намерения, недоступные чужому взгляду и составляющие совершенно другое, более полное существо. Взгляд снаружи — это взгляд постороннего. Постороннему че- ловек видится как «он», «она» или же нечто неодушевленное, некое «оно». Но когда человек как бы рассматривает себя изну- три — это особый взгляд, уже от первого лица, который отчет- ливо ощущает и осознает свое «я».

То, что видит физиолог или любой посторонний наблюда- тель, глядя со стороны, это всегда тело. То, что каждый человек видит сам, рассматривая и ощущая себя изнутри, — это всегда сома. Сома — греческое слово, которое со времен Гесиода обо- значает живое или живущее тело. Это восприятие живого тела, которое каждый испытывает в самом себе, радикальным обра- зом отличается оттого,как нас воспринимает посторонний на- блюдатель.Он смотритна нас как на некоетело,имеющее фор- му и размер, которое может принадлежать человеку, но также может быть и статуей, и куклой, и даже трупом. С объективной точки зрения,все это тела.

Любое восприятие человеческого тела, которое не включа- ет в себя обе части, — наружное, физиологическое восприятие стороннего наблюдателя и внутреннее восприятие человеком самого себя — обманчиво. Рассматривать человека только со стороны означает видеть только физическую куклу или мане- кен,который можно изменитьтолько с помощью внешних воз- действий, например, хирургических или химических. Однако это, прежде всего, неверный подход к рассмотрению человече- ского существа,он односторонний и неполный.