Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
vkr_-_gotovaya.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
3.22 Mб
Скачать

Глава 1.Теоретические основы исследования представлений о семейном насилии у юношей и девушек в эпоху отрочества.

1.1 Семейное насилие, как предмет психологического исследования. Причины и виды жестокого обращения по отношению к детям.

Прежде, чем приступить к рассмотрению видов семейного насилия, нужно обратиться к его истории, а так же дать определение данному феномену.

Насилие над детьми в семье – это систематическое, умышленное применение физических, психологических и иных видов наказания к ребенку со стороны родителей и других членов семьи с целью запугивания, оскорбления, нанесения различного рода травм, унижения человеческого достоинства, в результате которых нарушается его здоровье и социальное благополучие, создаются условия, мешающие оптимальному физическому и психическому развитию, ущемляются права и свободы ребенка. [27].

Сравнительно – исторический взгляд на наказания детей И.С. Кона рассказывает о том, что история семейного насилия уходит глубоко в прошлое.[24]

Отношение родителей к детям менялось на протяжении всей истории человечества. Издавна телесные наказания считались неотъемлемой, полезной частью воспитательного процесса. Телесные наказания, как вид воспитательного процесса, являл собой родительскую заботу. Считалось, что отец должен быть авторитетом для ребенка, которого он должен с одной стороны бояться, с другой уважать. Так же считалось что наказание «за дело» это не проявление жестокости, а жизненный урок, чтобы ребенок набрался ума и опыта. Строгость отцовского авторитета, должна научить ребенка дисциплине, самостоятельности и умении отвечать за собственные поступки. Проявление любви же, как считалось, по мере взросления делало ребенка инфантильным, не самостоятельным и зависимым от родителей. История говорит о том, что телесные наказания являлись общественной нормой, помимо родителей ими не пренебрегали воспитатели и учителя. В военных училищах посредством строгости, и системы телесных наказаний воспитывали будущих офицеров, с заправской выдержкой, «настоящих» мужчин. Телесные наказания применялись в большинстве своем по отношению к мальчикам. В женских школах, институтах или же пансионах благородных девиц, уклон делали на моральный аспект наказания в воспитательном процессе, на унижение достоинства и стыд.

Со временем менялись моральные устои и ценности, общество заговорило о том, что телесные наказания влияют на народную нравственность, поражают в ребенке чувство чести, мешают развитию личности, а так же не соответствуют достоинству человека, и духу времени. Однако далеко не все приняли эти перемены. В учебных заведениях отказались от порки, но подзатыльники, шлепки и щепки довольно часто раздавались учителями и воспитателями. Применение подобных вольностей в отношении учащихся зависело от социально происхождения учащегося и от готовности родителей защищать своего ребенка. В рамках семьи все оставалось в руках сами родителей. Семейное насилие стало носить латентный характер. Если внешне казалось, что общество ушло от подобной проблемы, то внутри семьи эта проблема существовала и крайне остро. Проблема семейного насилия в том, что обнаружение его наличия проявляется лишь в крайних случаях. В большинстве своем оно не выходит за рамки семьи или же тщательно скрывается её членами. Дети в силу своего возраста не всегда способны осознать, что насильственные действия, совершаемые против них, являются опасными и о них следует рассказать. Так же далеко не все дети готовы говорить об этом, или же попросту не знают к кому обратиться. В таких случаях о ситуации семейного насилия могут рассказать окружающим, разве что заметные следы на теле ребенка.

Семейное насилие бывает не только физическим, но так же психологическим, сексуальным и экономически.

4 вида семейного насилия, которые И. Г. Малкина- Пых приводит в своей книге:

1.Физическое насилие – это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам.

2.Психологическое (эмоциональное) насилие – это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль.

3.Сексуальное насилие – вид домогательства, выражаемый в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

4.Экономическое насилие в семье, такое, как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм эмоционального давления и оскорбления. [29]

Помимо основных четырех видов семейного насилия в отношении детей существует еще пренебрежение основными потребностями ребенка.

Пренебрежениеэто хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре. [13]

Чаще всего физическое насилие сочетается с другими формами жестокого обращения с детьми. В большинстве случаев физического насилия имеет место быть психологическое (эмоциональное) насилие. Психологическое насилие зачастую трудно идентифицировать, потому что в отличие от физического, явные признаки насилия редко видны, однако последствия могут быть намного тяжелее. Создание ситуации экономического насилия в отношении ребенка очень опасно, потому что ребенок становится, полностью зависим от своего обидчика, что создает предпосылки для психологического, физического и сексуального насилия. Сексуальное насилие стало язвой на теле современного общества. Сексуальное насилие наиболее скрытая форма жестокого обращения с детьми из-за закрытости семьи от внешнего контроля. Взрослые используют доверие ребенка для манипулирования и контроля над ним. Согласие ребенка не дает оснований считать сексуальный контакт не насильственным. Ребенок, может не понимать значения действий взрослого в силу собственной незрелости. Так же, ребенок не волен принимать решения самостоятельно, так как полностью зависим от взрослого. Чем младше возраст ребенка, тем он более уязвим и зависим от родителей. Но, пожалуй, одним из самых пагубных проявлений насилия является пренебрежение нуждами ребенка. Яркий пример пренебрежения, когда родители оставляют без присмотра детей, предоставляют их самим себе, что зачастую приводит к несчастным случаям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Андрей Синельников говорил о том, что дети, находящиеся в силовом поле семейного насилия, являются активными участниками данного конкретного сценария, независимо от их формального статуса жертвы или свидетеля. Они самым непосредственным образом вовлечены в динамику насильственных отношений и являются прямыми её участниками.[44]

Он выделил три основных типа вовлеченности детей в ситуацию семейного насилия:

1. Первый тип – это непосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессивных действий. Данный тип включает в себя акты физического, сексуального или психологического насилия по отношению к ребенку с целью установления над ним своей власти.

2. Второй тип вовлеченности, который во многом смыкается с первым – это непосредственная вовлеченность в качестве объекта манипуляций. Этот тип представляет собой одну из тактик установления власти и контроля, часто используемую обидчиком. Данный тип вовлеченности обычно проявляется в такой форме как использование детей обидчиком для установления контроля над взрослой жертвой. Этот тип может включать в себя эпизоды физического или сексуального насилия над детьми, при этом основная цель актов насилия здесь – не ребенок, но его мать. К насилию по отношению к ребенку обидчики прибегают с целью подчинения основной жертвы, ее устрашения и установления над ней полного контроля. Этот тип вовлеченности также включает в себя использование детей как заложников, принуждение детей к вовлечению в физическое и психологическое насилие над взрослой жертвой, борьбу за родительские права с использованием манипуляции над детьми, и т.п.

3. Третий тип вовлеченности подростков в ситуацию семейного насилия я могу обозначить как опосредованную вовлеченность: ребенок не является жертвой агрессивных действий, а «всего лишь» наблюдает за развитием ситуации, в которой присутствует насилие. Проблема здесь заключается в том, что семейное насилие наносит ущерб ребенку не только тогда, когда он является непосредственным объектом насилия со стороны отца, но даже когда он просто наблюдает за жестокостью по отношению к матери. Как свидетельствуют западные специалисты, психологическая травма, которую получают подобные дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Испытываемые ими поведенческие, соматические и эмоциональные проблемы практически такие же. Детям – «просто» свидетелям домашнего насилия наносится огромная психологическая травма, которая приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку. Если физическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмы присутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии. [44]

Говоря о семейном насилии, стоит упомянуть, что данное явление имеет системный характер с тенденцией к увеличению жестокости. Насилие чередуется с извинениями, раскаяньем насильника и обещаниями измениться. Но чем дольше продолжается ситуация семейного насилия, тем временной интервал между совершаемым актом насилия сокращается, пропадает всяческое раскаянье за содеянное, это становится нормой.

Причины проявления семейного насилия:

1. Причиной семейного насилия является социокультурное стереотипическое представление человека о сущности семейных взаимоотношений, взятой из детства и переносимое в собственную семью, как единственно возможную модель поведения.

2. Жестокое обращение может быть личным опытом человека, в результате которого, он считает данную модель взаимоотношений универсальной.

3. Причины, связанные с переживание в детстве ситуации семейного насилия в раннем возрасте, что побуждает человека вымещать свои детские комплексы на близких людях.

4. В результате внешних воздействий, превышающих предел личностной устойчивости человека, происходит компенсация своей неудовлетворенности дома, за счет тех, кто не может защитить себя.

5. Немало важную роль играют личностные особенности человека. Развитые доминирующие черты и особенности характера не компенсированные надлежащим воспитанием.

Причины семейного насилия определяются сочетанием различных факторов, ни на один из которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление.

Среди общесоциальных факторов, способствующих распространения насилия по отношению к детям, Н.О Зиновьева и Н.Ф. Михайлова выделяют следующие:

1. Постоянная демонстрация насилия в средствах массовой информации, что способствует проникновению агрессии в повседневную жизнь.

2. Обеспечение прав граждан на неприкосновенную частную жизнь, личную и семейную тайну, затрудняет своевременное выявление фактов насилия по отношению к детям и эффективное вмешательство на ранних стадиях семейной дисфункции.

3. Отсутствие в российской Федерации эффективной превентивной политики государства и необходимой сети специализированных учреждений для работы с неблагополучными семьями. При работе с такими семьями используется карательный подход (привлечение к уголовной или административной ответственности, лишение родительских прав), а не меры реабилитационного и профилактического характера.

4. недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы, отсутствием четких критериев жестокого обращения с детьми.

5. Низкая правовая грамотность населения, в частности, недостаточная осведомленность детей о своих правах.

Постоянное раздражение, напряжение, хроническое беспокойство о нерешенных проблемах, стресс, несовпадение между желаниями и возможностями, наличие фрустрированных желаний, проблемы в сексуальных отношениях, разногласия в воспитании детей, связанность семейными обязанностями, неучастие в общественной деятельности, данные факторы так же увеличивают риск насилия.

Однако, А.И. Тащёва, отмечает, что сам феномен семейного насилия нельзя адекватно представить, сведя данную проблему только в область глобальных общественно-экономических причин, грубых социальных отклонений или патопсихологии. Даже в самых благоприятных внешних условиях не существует абсолютно бесконфликтных семей. Поэтому решающим психосоциальным фактором в возникновении поведения насилия в семье следует признать восприятие ситуации как конфликтной, интерпретацию конфликта членами семьи и приписывание ими друг другу разнообразных свойств характера, особенностей и причин фрустрирующего поведения, ответственности за успех или неудачу взаимодействия.[11]

Очень часто проявление насилия, так же связывают с агрессивным поведением.

Здесь немаловажную роль играет гендерный аспект, а так же различия установок к агрессивному поведению. В работе «Агрессия» зарубежных авторов Р. Бэрона и Д. Ричардсона приведены исследования, на основании которых можно сделать вывод, что мужчины склонны к прямой форме проявления агрессии, они реже задумываются о её последствиях. Для них агрессия инструмент для получения различного социального и материального вознаграждения. Мужчины редко испытывают чувство вины и тревоги. Женщины склонны к косвенному, вербальному проявлению агрессии. Агрессия рассматривается ими как средство выражение гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии.[8]

Можно предположить, что именно поэтому в семье, объектом семейного насилия чаще идентифицируется отец. Именно он берет на себя роль «плохого», того кто применяет физическое наказание в ответ на проступок ребенка. Он намного строже относится к ребенку, реже проявляет нежность и заботу, наряду с этим предъявляет более высокие требования, чем мать. В большинстве своем женщины прибегают к словесному воздействию на ребенка, они отдают всю свою ласку и любовь без остатка, им сложнее «поднять руку» на ребенка из-за глубокой эмоциональной привязанности.

Проведенные на Западе исследования подтверждают, что последствия насилия в семье незамедлительно проявляются в поведенческих характеристиках подростков, в особенностях их социального поведения на улице и в школе. Исследователи доказывают, что у детей, живущих в ситуации насилия в семье, снижается способность усваивать новые знания в школе, падает успеваемость. У многих подростков, страдающих от насилия в семье, из-за неумения контролировать свои эмоции появляются проблемы в общении со своими сверстниками.[44]

Эмпирические исследования показывают, что действительно имеется однозначная положительная корреляция между опытом семейного насилия в детстве и наблюдаемым поведением насилия в настоящем. Так, Кауфман и Зингер определили, что уровень передачи из поколения в поколение стилей поведения родителей, включая использование физических наказаний, варьирует в пределах 30,0-35,0%, то есть является отнюдь не случайным совпадением. Альфаро и Краткоски утверждают, что дети, подвергавшиеся насилию в семье, обнаруживают поведение насилия по отношению к другим людям; Льюис и др. доказали, что жестокое поведение свойственно детям, чаще подвергавшимся физическим наказаниям, чем детям, не имевшим такого опыта; Гуттерс и Райх свидетельствует, что семейное насилие не только ведет к воспроизведению экстернальных форм насилия, но может сформировать саморазрушительное поведение, включая суицидальное. Многие авторы полагают, что на развитие насильственных форм взаимодействия влияют не только реальная практика жертвы насилия, но и наблюдаемое детьми насилие над другими людьми: в семье, в телепередачах и фильмах, когда ребенок может усвоить насилие как инструмент достижения желаемого.[11]

Поведение взрослых в семье, следуя представлениям Л.С. Выготского о развитии детской психики, можно охарактеризовать как источник развития, из которого ребенок черпает информацию сначала о мотивационной стороне поступков и только затем об операционально-технической. Следовательно, продуктом подражания оказывается психологический образ домашнего насилия, который и обеспечивает понимание ребенком действительных задач и мотивов испытываемого им насилия, создает ориентацию в смыслах и характере человеческих отношений вообще. Формирование психологического образа определяется переживаниями. У детей и у взрослых постоянное принуждение формирует чувство слабости, потребность в объекте манипулирования, самоутверждения, высвобождения подавленных чувств. Возникающие при этом негативные эмоции делают человека особо чувствительным к несоответствиям внешних объектов и других людей своим ожиданиям, что провоцирует ответное насилие для сохранения чувства самоэффективности и удовлетворения своих интересов [11].

Эмпирическое исследование А.И Тащевой и С.В Гридневой показало, что в процессе развития у детей формируются два относительно самостоятельных понятийных блока представлений о насилии в семье. Первый возникает на базе абстрактных содержательных характеристик, описывающих насилие в терминах, отстраненных от реального опыта семейных отношений («убийство», «драки бандитов», «изнасилование»), что связано с усвоением социальных стереотипов и общекультурных представлений о подобном виде поведения. Второй блок представлений о семейном насилии формируется на основе конкретного опыта семейных отношений и усвоения детьми доступных их непосредственному наблюдению паттернов инструментального использования отдельных элементов поведения насилия, известных детям по абстрактным понятиям из первого блока. Другими словами, через опыт семейных отношений в сознании детей происходит конкретизация общих абстрактных представлений о насилии.

Что позволяет говорить о том, что опыт семейной жизни дает детям и нормативные образцы инструментально-целевого использования актов насилия в различных ситуациях межличностного взаимодействия; развивает у них устойчивость к восприятию и переживанию эмоциональных и физических последствий поведения насилия; задает способы его причинно-следственного обоснования.[11]

В данном параграфе насилие было рассмотрено с точки зрения исторически-культурного явления, как комплексная проблема, которая имеет ряд причин, факторов и видовую классификацию. Так же были рассмотрены последствия жестокого обращения с детьми, формирование личности в ситуации семейного насилия и формирование представлений о данном явлении в сознании детей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]