Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архивоведние лекции (экзамен).doc
Скачиваний:
154
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
848.9 Кб
Скачать

Тема 2.3. Архивы Русского централизованного государства (XV-XVII вв.)

Архивы высших, центральных (приказы) и местных органов управления.

Архивы высших органов управления. Московский великокняжеский архив.

Архивные документ сыграли важную роль в борьбе Московского княжества за создание Русского централизованного государства. После присоединения удельных княжеств их архивы перевозились в Москву.

Документы требовались постоянно. Поэтому с них стали снимать копии – позднее сборники копий получили название «копийные книги». Договорные, духовные грамоты.

Документы Московского княжества хранились в казне. С конца ХV в. письменные материалы выносятся их казны. В это время начинают создаваться приказы. Некоторые материалы из великокняжеской казны были переданы этим учреждениям, но основная масса документов вошла в состав Государственного архива России ХV в.. Вследствие развития книгопечатания письменные материалы отделились в ХVI в. от библиотек. Начался второй этап в развитии архивного дела.

Царский архив. Одним из отражений этой эволюции является переход архива великокняжеской казны, в наибольшей части составлявших его документов, в Посольский приказ. Этот переход подтверждается произведенным С.А. Белокуровым сличением упомянутой выше описи Царского архива с описью дел Посольского приказа, которая была составлена в 1614 году. Сличение показало, что из перечисленных в описи Царского архива 231 ящика с документами значительное количество их упоминается в описи 1614 года, как дела, принадлежащие Посольскому приказу, из коих документы более 125 ящиков уцелели в преемнике архива Посольского приказа – Московском главном архиве иностранных дел.

Инвентаризация. Приемы инвентаризации. В дубовых ящиках, обшитых кожей, ларях, ларчиках. Ящики были нумерованы. (с. 20).Отдельные особо ценные документы находились в мешочках. (с. 21).

В Царском архиве, как и в других центральных и местных архивах Российского государства ХVI в., хранились документальные материалы, различные по внешнему виду: отдельные грамоты. Написанные на пергамене или бумаге (иногда их скатывали в «столпик»); дела, состоявшие из нескольких бумаг. Склеенные в «столпы» (столбцы); книги; тетради («тетрати»…); связки; отдельные листки бумаги. В архиве хранились и печати и деньги (по-видимому образцы).

В Царский архив поступали документы из других учреждений(иногда, видимо, и обязательные копии или дубликаты), и из Царского архива передавались документы в другие учреждения. В пометах указывалось обычно время выдачи и возврата документов (год, месяц, а чаще всего и число). Иногда называлось лицо, взявшее документ, в частности, отвозившее его к государю.

Однако степень систематизации и учета документов в Царском архиве (и даже архиве Посольского приказа в первой половине ХVI в.), как верно отметил И.Л. Маяковский, не следует преувеличивать. Лишь постепенно выработались более четкие формы подробных описаний архивных документов, известные нам по описям Посольского приказа ХVII в.

Царский архив был теснейшим образом с текущим правительственным и придворным делопроизводством, с делами, непосредственно касающимися государя. Здесь сосредоточились челобитные на государево имя и решения, принятые после рассмотрения челобитных, а также изветы, на основании которых чинили розыск (обычно под пыткой), и многочисленные судебно-следственные дела.

Печатники – хранители Царского архива.

Царский архив. Очевидно. Первоначально находился в ведении печатника. На рубеже ХVI– ХVIIстолетий печатник был помощником казначея, ведавшим государственной печатью и прикладывавшим ее к грамотам (согласно статье Судебника 1497 г.). Первые конкретные сведения о печатниках… относятся к началу ХVIв…. Функции не совсем ясны… В других европейских странах таких высоких государственных лиц называли канцлерами.

Постельная казна (архив «ближней думы»)

Архивы центральных (приказы) органов управления

Приказы. Название «приказ» произошло от таких широкоупотребительных слов, как «приказать», «приказные люди». Термин от глагола «приказати»… (поручить кому-либо; распоряжаться, ведать). Приказы часто назывались (на языке обиходной документации) не по функциям, которые они выполняли, а по именам лиц, ими руководивших. О таких людях говорили «чиноначальники», «чиновники», В начале ХVII в. – «начальные люди».. «Дьяки избные». «Государевы дьяки» не были твердо прикреплены в служебном отношении к тому или иному центральному учреждению.

Поручения боярами дьякам в ХV в. («приказы»). Появились такие должности, как казначей, печатник, разрядный и ямской дьяки. …Но с усложнением задач им давались «для письма» (с начала ХVI в.) чиновники помельче – подьячие, объединенные в особом помещении – канцелярии-«избе», «дворе». … Должностные лица, не имевшие своих канцелярий-«изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах»… Каждая «изба» представляла собой зародыш будущего приказа. Впервые слово «приказы» встречается в документах 1512 г… На протяжении ХVII в. существовало в среднем более сорока приказов. Они возглавлялись судьями (кто имел право принимать решения). Им помогали дьяки – профессиональные бюрократы, опытные в порученном приказу деле. Судьям и дьякам подчинялись старшие («старые») подьячие. Им в помощь давались молодые подьячие. Для приказов были характерны косность, некомпетентность, неконтролируемость; нечеткое распределение функций.

Наиболее значительные архивы отложились в Посольском, Разрядном и Поместном приказах.

В архив Посольского приказа поступали документы по сношению с другими странами. Особо интересны статейные списки – отчеты посольств в форме дневников, в которых фиксировались наказы посольствам, ответы на «статьи» - вопросы в виде анкеты, содержащиеся в наказах, а также и полученные послами документы.

Первоначально сколько-нибудь значительного архива при Посольском приказе не было. Документы Царского архива, и, может быть, Постельной казны, передавались по мере надобности в Посольский приказ на сравнительно короткий срок. Это прослеживается и по Описи. Но знакомство «приказных людей» из Посольского приказа с документами Царского архива вне сомнений. Они опирались на эту документацию в своей повседневной деятельности. Очень вероятно, что именно для справок Посольского приказа составлялись выписки из посольских книг сношений с определенными государствами и что эти справочного характера материалы постоянно находились под рукой у приказных людей именно в «Посольной полате», так же как образцах грамот, титулования иностранных государей и т.п., не говоря уже о документах собственно приказного делопроизводства (приходо-расходные книги Приказа, материалы о лицах, служащих в Приказе, и т.д.).

Посольский приказ, быть может, в большей степени, чем другие приказы, был связан с делопроизводством Боярской думы и фактически являлся ее отделением по вопросам внешних сношений, а канцелярия Посольского приказа была, по существу, отделением канцелярии Боярской думы. И в этом отношении Царский архив можно считать в какой-то мере и архивом Посольского приказа.

В описи Посольского приказа начала ХVII в. достаточно четко прослеживается распределение документов по разделам: «грамоты», «книги», «столбцы», «чертежи», «рознь» (хранившаяся чаще всего в связках). А.А. Зимин выявил признаки такого распределения уже в документации, отложившейся от времени правления Василия III (1505 – 1533). Особенно старались выделить документы внешнеполитических сношений. Их распределяли либо по годам, либо, чаще всего, - по государствам. Частично пытались систематизировать, таким образом, и «грамоты»… Новые документы нередко клали в ящики вместе с документами такой же разновидности или близкими по содержанию.

Делопроизводство приказов.

Учет документов. Переходя к вопросу о том, как производился учет наличности старых документов, регистрация накоплявшихся новых дел и пользование ими для наведения разного рода справок, необходимо, прежде всего, иметь в виду внешние формы документов: старая Москва, аккуратная и деловитая во всем, соблюдала эту аккуратность и в своем делопроизводстве; даже внешний вид документов стал предписываться еще с ХVI в. и мало помалу кристаллизовался в такие незыблемые, почти канонические формы, которые являлись существенным признаком документов…

Формы документов. (Делопроизводство) Таких форм было несколько.

Столбцы. Тексты документов писались чернилами, гусиными перьями, обычно на одной полосе относительно узких (16 – 18 см) полос бумаги. Оборотная сторона использовалась для указания адреса, подписей («рукоприкладств») свидетелей и других лиц и для резолюций («помет»). Документ не складывался, а сворачивался в трубку («столбец»). Несколько документов, относящихся к одному вопросу, склеивались друг за другом, образуя уже рулон («столп»), а места склейки («сставы» или «поставы») скреплялись подписью дьяка или подьячего, разделенной на слоги (считалось, что это предотвращает подлог документов).

Соборное уложение 1649 г. Соборное уложение – 434 аршина или - 309 метров. Дворяне, чье происхождение было подтверждено соответствующими записями в столбцах, назывались «столбовыми».

Обыкновенно как на саму старую из них указывают на «стоп» или «столбец». Однако, в описи Царского архива, … эта форма не упоминается, фигурирует термин «список» (не копия). Или – это синоним «столбца», либо – форма, предшествовавшая «столбцу» и представлявшая собой всякий документ, написанный на отдельных не соединенных листах.. Ширина – 3,5 вершка.. …Обратной стороной столбцов пользовались в порядке тогдашнего делопроизводства для официальной скрепы документов, для «рукоприкладства» свидетелей, челобитчиков, продавцов, душеприказчиков, для занесения необходимых надписей и помет, для подписи («справы») должностного лица, изготовлявшего и редактировавшего («справил») документ, наконец. Для адреса, по которому он отправляся. При этом производившие скрепу документ дьяки или подьячие «с приписью» должны были расписываться, в целях охраны документов, по самим сставам, то есть, в данном случае по местам склейки столбцов.

Тетради. Другим способом хранения документов были «тетради».

«Тетрадь» представляла собой документ или ряд документов, написанных на двух или более отдельных листах или полулистах, вшитых друг в друга наподобие обычной тетради. Таким образом, признаком этой формы была наличность в тетради не менее четырех листков того или иного формата: если тетрадь сшита из целых листов, то она называлась тетрадью «в десть»; если же тетрадь состояла из сшитых полулистов, то она называлась тетрадью в полдесть. Вторым признаком, характеризующим «тетрадь», является один общий корешок.

Если две, или несколько тетрадей подшивались одна к другой таким образом, что получалась тетрадь о двух или нескольких корешках, то такая тетрадь называлась «книгой. Таким образом, первоначальным признаком, отличавшим эту форму от формы тетради, была количественная разница в корешках, но не переплет, как указывает. Например, Д.Я. Самоквасов. Дело в том, что переплеты, особенно в провинции, бывали очень редки, и если книга была переплетена, то это отмечалось особо, в роде, например: «книга в досках».

Листы. Книги. Связки. Наконец, дела и документы, не соединенные ни в столбцы. Ни в тетради, ни в книги, сгруппировывались (с.67) в так называемые свертки и связки: в них механически связывались или свертывались порою самые разнородные документы, что и отмечалось на тогдашнем языке словом «рознь» или «розница всякая». В связки могли попадать также тетради и книги. Кроме того, иногда именно книги и являлись основным ядром связки, с которым перевязывались отдельные документы; в таких случаях связка называлась обыкновенно так: «книги (о том-то), а к ним привязано…» … По размерам связки могли быть различны: бывали связки очень большие, объединявшие документы за несколько лет, и наряду с этим встречались связки, заключавшие в себе лишь несколько документов.

Архивы местных органов управления.

Текущее делопроизводство в провинции

Судебник 1550 г. предписывал, чтобы старосты, сотские, десятские и все люди провинциальных городов за руками своими и земского дьяка «розметные книги ежегод присылали в Москву, к тем бояром и дворецким, и к казначеям, и к дьякам, у кого будут городы в приказе». Следовательно, местными мирскими органами должны были вестись «розметные книги». Раскладка тягла также требовала ведения записей.

Судебные функции органов местного земского самоуправления также требовали делопроизводства на местах. Его вели земские дьяки. Так постепенно слагалось на местах текущее делопроизводство.

Администрация. Воевода – дьяки – подьячие, как заведующие делопроизводством, а, следовательно, и хранением документов по столам или отделениям… Подьячие порой подразделялись на «подьячих с приписью» и просто подьячих: первые имели право подписывать выдававшиеся из канцелярии бумаги и посылавшиеся в Москву доношения.

«Присыльные» и «посыльные» документы.

Воеводы и съездные избы.

С введением в областях после Смутного времени воеводского управления, с его более тесной связью с Москвой, делопроизводство сосредотачивается в присутственных местах воеводской деятельности – съезжих избах – и регламентируется из центра. В подчинении воевод были приказчики. Воевода имел приказную или съездную избу во главе с дьяком.