Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

История 2 / Кан А. Измена Родине. Заговор против народа. 1950

.pdf
Скачиваний:
54
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
2.02 Mб
Скачать

Капитан Муни: Не все; но все те, с которыми я встречался.

Далее капитан Муни спросил: «Могу ли я внести предложение, которое поможет сенатской комиссии раз­ решить этот вопрос?»

Сенатор Томас ответил утвердительно.

«Вышлите всех коммунистов и всех красных из стра­ ны, — сказал капитан Муни, — и тогда все пойдет на лад».

«Куда же вы бы их послали?» — спросил сенатор То­ мас.

«Назад в Россию».

«Вы на самом деле считаете их платными агентами России?»

«Я думаю так потому, что некоторые видные комму­ нисты из 50-го района уехали в Россию за новыми ин­ струкциями».

«Известно ли вам, в какую часть России они по­ ехали?»

«Они поехали в столицу». «А где это?»

Капитан Муни замялся, но потом ответил: «Ну, туда, где Ленин».

6.Генеральный штаб

Вбеспокойные годы «нового курса» небольшая груп­ па могущественнейших американских миллионеров соби­ ралась раз в год под большим секретом в Нью-Йорке, Рокфеллер Плаза 30, комната 3115. Эта группа называла себя «Комитетом особой конференции». Загадочная над­ пись на дверях комнаты 3115: «Эдуард С. Каудрик, кон­ сультант по взаимоотношениям в промышленности»—не проливала никакого света на дела, которыми занимался указанный комитет.

Втелефонном справочнике он не значился; его на­ звание на бланках не печаталось; все записи, протоколы заседаний, письма носили пометку: «Совершенно се­ кретно».

Впереписке с людьми, которые не состояли членами комитета, его секретарь Эдуард С. Каудрик никогда не упоминал название комитета. Он именовал эту органи­

зацию просто «мои

коллеги» или «группа, на которую

я работаю». Комитет

состоял из людей, пользовавшихся

211

легендарной славой в промышленных и финансовых кру­ гах всего мира.

Мы приведем имена некоторых из лиц, присутство­ вавших на заседаниях комитета или принимавших уча­ стие в его деятельности:

Уолтер С. Гиффорд, президент «Америкэн теле­ фон энд телеграф К0 »;

Ламмот Дюпон, президент «Э. И. Дюпон де Немур К°»;

Альфред П. Слоан мл., президент «Дженерал моторс корпорейшн»;

Гарри В. Андерсон, директор отдела рабочей си­ лы «Дженерал моторс корпорейшн»;

Оуэн Д. Янг, председатель правления «Дженерал электрик К°».

Эдуард Р. Стеттиниус мл., вице-президент «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн»;

Ф. В. Абраме, президент «Стандард ойл компани оф Нью-Джерси»;

Сайрус С. Чинг, директор отдела производствен­ ных взаимоотношений и печати «Юнайтед Стейтс раббер К°»;

Эдгар С. Блюм, президент «Вестерн электрик К0»; Юджин Дж. Грейс, президент «Бетлеем стил К°»; Дж. М. Ларкин, вице-президент «Бетлеем стил К0;

Франк А. Меррик, президент

«Вестингауз элек­

трик энд манюфекчюринг К°»;

 

Гарри И. Уорд, президент «Ирвинг траст К°»;

Нортроп

Хольбрук, вице-президент «Ирвинг

траст К°»;

 

 

Э. Дж. Томас, главный управляющий «Гудйир

тайр энд раббер К°».

 

В комитете

были представлены

монополистические

группы:

группа Моргана: «Юнайтед Стейтс стил корпо­ рейшн» (крупнейшая промышленная компания в Аме­ рике), «Дженерал электрик К°», «Америкэн телеграф энд телефон К0»;

группа Дюпона: «Дженерал моторе корпорейшн» (3-я по величине промышленная компания в Аме­ рике), «Э. И. Дюпон де Немур К0» (4-я по величине промышленная компания в Америке), «Юнайтед Стейтс раббер К°»;

212

группа Рокфеллера: «Стандард ойл компани оф Нью-Джерси» (2-я по величине промышленная ком­ пания в Америке);

группа Меллона: «Вестингауз электрик энд ма¬ нюфекчюринг К°»;

чикагская группа: «Интернэйшнл харвестер К0»;

кливлендская группа: «Гудйир тайр энд раб¬ бер К°».

«Комитет особой конференции» был тайным генераль­ ным штабом; он составлял стратегические и тактические планы и руководил проведением важнейших операций в непрестанной войне, которую вел в 30-х годах амери­ канский крупный капитал против профсоюзов и «нового курса»1.

Хотя заправилы комитета встречались только раз в год, в промежутках между этими встречами часто про­

исходили совещания

их представителей

и подчиненных.

В многочисленных

меморандумах,

отчетах и других

сообщениях секретарь Каудрик постоянно информировал

ведущих членов комитета обо всех значительных

событи­

ях на промышленном фронте.

 

 

Первый год «нового

курса» принес

членам

комитета

особенно много хлопот.

Вице-президент

«Бетлеем стил»

и председатель комитета Дж. М. Ларкин докладывал в начале 1934 г.: «По количеству заседаний, по разнообра­ зию и важности обсуждавшихся вопросов и по обилию требований, предъявленных членам комитета со стороны их компаний и отраслей промышленности, 1933 год был рекордным за все время существования комитета».

Выражая удовлетворение деятельностью комитета в эти тревожные времена, Ларкин заявил:

«Компании, которые своим участием и содействием поддерживали Комитет особой конференции ...имели возможность прибегнуть к его опыту и советам при раз­ решении проблем рабочей силы и других затруднений, возникавших в результате программы восстановления». Однако, добавлял Ларкин, еще существуют сложные проблемы, требующие разрешения. Основной из них яв­

ляется

то, что

«мы

сейчас непосредственно

столкнулись

1 «Комитет

особой

конференции»

был создан

в 1919 г., в

период

промышленных

конфликтов,

наступивший

после первой

мировой войны. Но только с началом эпохи «нового курса» коми­ тет стал постоянной, регулярно действующей организацией.

213

с кампанией, ведущейся профсоюзами против

найма не­

организованных рабочих...»

 

 

 

 

В первый период правления Рузвельта комитет имел

возможность,

используя свои

широкие

связи,

в значи­

тельной

мере

направлять политику правительства в раз­

личных

внутригосударственных вопросах.

В

августе

1933 г.,

когда министерство

торговли

США

 

учредило

Коммерческий консультативно-плановый совет, президент «Дженерал электрик» Джерард Суш и президент «Стан¬ дард ойл оф Нью-Джерси» Уолтер С. Тигл, чьи фирмы были представлены в «Комитете особой конференции», были назначены: первый — председателем этого совета, а второй — председателем комиссии производственных отношений при совете.

Затем Суоп и Тигл назначили ведущих членов коми­ тета членами комиссии производственных отношений, а Эдуарда Каудрика — ее секретарем.

В секретном письме президенту «Америкэн телефон энд телеграф К°» В. А. Гриффину Каудрик следующим образом разъяснял положение, занимаемое членами «Ко­ митета особой конференции» в новом органе правитель­ ства:

«Каждый член комитета приглашается индиви­ дуально, а не как представитель своей компании, и название комитета нигде не упоминается... Работа новой комиссии [комиссии производственных отно­ шений] будет дополнять и расширять, а не подме­ нять работу комитета. Возможно, даже не потребует­ ся созывать особых заседаний, поскольку необходи­ мое руководство работой комиссии производственных отношений можно будет осуществлять на наших оче­ редных совещаниях».

Но по мере того, как «новый курс» все более опреде­ лялся, комитету становилось ясно, что его члены не мо­ гут действовать достаточно эффективно внутри прави­ тельства. Тогда, по мнению комитета, возникла необхо­ димость в широкой кампании против Рузвельта и против профсоюзного движения.

Для консультации были приглашены специалисты по рекламе и специалисты в области производственных от­ ношений. Под руководством Каудрика был подготовлен подробный разбор намечавшихся законов в пользу рабо­ чих; он был разослан членам комитета для тщательного

214

изучения. По предложению Сайруса Чинга из компании «Юнайтед Стейтс раббер», «информационная служба» комитета была значительно расширена1. Оставаясь попрежнему за кулисами и используя средства, имевшиеся в распоряжении сочувственно настроенных коммерческих организаций, комитет повел хорошо подготовленную про­ пагандистскую кампанию против профсоюзов и за сохра­ нение системы «открытых цехов». В меморандуме по во­ просу о содействии, которое встретил комитет со стороны различных организаций, проводя эту кампанию, Каудрик отмечал:

«Я установил чрезвычайно полезный контакт с отдельными лицами и организациями, включая На­ циональную ассоциацию промышленников, Торговую палату Соединенных Штатов, Национальную авто­ мобильную торговую палату и вашингтонские конто­ ры некоторых компаний, представленных в «Коми­ тете особой конференции». Я действовал большей частью через эти знакомства, а не непосредственно через официальных лиц, так как мне казалось, что лучше не обращать на себя внимания и не созда­ вать впечатления, будто я оказываю давление на членов конгресса».

Как сообщал в своем меморандуме Каудрик, Нацио­ нальная ассоциация промышленников и Торговая палата Соединенных Штатов «проявили чрезвычайное доброже­ лательство и готовность к услугам, и это не удивитель­ но, если учесть, что большинство компаний, представ­ ленных в комитете, вносят обеим этим организациям крупные суммы».

Утверждение конгрессом закона о трудовых отноше­ ниях, несмотря на огромные усилия, приложенные коми­ тетом, чтобы провалить его, поставило перед комитетом множество новых проблем. Как сообщалось в отчете ко­ митета за 1936 г., в котором содержался и обзор дея­ тельности комитета со дня его основания в 1919 г.:

«За все прошедшие восемнадцать лет еще не бы­ ло такого трудного года, как 1936... В результате

1 7 августа 1947 г. президент Гарри Трумэн назначил Сай­ руса Чинга на пост руководителя Федеральной службы посредни­ чества и примирения, возложив на него обязанности главного ар­ битра в крупных конфликтах между рабочими и предпринима­ телями.

215

нового законодательства и агрессивности профсоюз­ ных руководителей трудности во взаимоотношениях с рабочими возросли...

Комитет проявлял в 1936 г. необычайную актив­ ность...» Резкое изменение обстановки потребовало и новой

тактики в борьбе против рабочего движения. В качестве одного из новых тактических приемов комитет рекомен­ довал в своих меморандумах привлечение «населения» и черносотенных элементов для поддержки борьбы круп­ ных компаний за сохранение системы «открытых цехов». В меморандуме, описывавшем применение этой тактики во время забастовки на заводе «Гудйир раббер К°» в Акроне, Каудрик писал:

«В воскресенье бывший мэр Акрона С. Нельсон

Спаркс

принял на себя

руководство

лигой

охраны

закона

и порядка... В своем выступлении по

радио

он предложил приезжим агитаторам убраться из го­

рода. В

то же время на

губернатора

снова

оказы­

вается

давление, чтобы он прислал войска

штата

для охраны порядка».

 

 

 

Одновременно «Комитет

особой конференции» при­

ступил в широком масштабе к изучению различных аме­ риканских фашистских организаций, которые можно бы­ ло бы использовать для срыва забастовок и для других действий, направленных против рабочих. В числе таких групп, о которых шла речь в меморандумах комитета, были «Койституционно-воспитательная лига», «Кре­

стоносцы»,

«Часовые республики» и «Люди Америки».

1 июня

1936 г. Каудрик

обратился с письмом к ди­

ректору отдела рабочей силы

компании «Дженерал мо­

торе» и помощнику Уильямса С. Надсена Г. В. Андерсо­ ну, запрашивая его мнение об антисемитской, пронацист¬ ской организации «Часовые республики». Несколько дней спустя пришел ответ, в котором говорилось:

«В ответ на Ваше письмо от 1 июня относительно «Часовых республики» сообщаю, что я никогда не слышал об этой организации. Пожалуй, вы можете использовать у себя в районе «Черный легион». Это будет небесполезно»1.

1 «Черный

легион» — тайное

террористическое

общество, дей­

ствовавшее в

штатах

Мичиган,

Огайо,

Иллинойс

и

Индиана в

середине 30-х

годов.

В своей

борьбе

против рабочих

организа¬

216

Другим свидетельством интереса комитета к фашист­ ским методам борьбы против рабочего движения являет­ ся меморандум Каудрика, написанный по заданию вице-

президента компании

«Юнайтед Стейтс стил» Янга.

В этом меморандуме

членам комитета предлагался по­

дробный разбор одного необычайного закона о труде, в котором, между прочим, имелся следующий пункт:

«Руководитель

предприятия решает за

служа­

щих и

рабочих все

вопросы,

касающиеся

работы

предприятия... Он несет ответственность за благопо­

лучие

служащих и

рабочих.

Служащие и

рабочие

должны хранить верность ему в соответствии с прин­

ципами

заводского

коллектива».

 

В письме к Каудрику Янг объяснял, что он получил

этот закон

«от одного

чиновника

германского

прави­

тельства». Это был «Закон об организации национального труда», подписанный Гитлером.

Вопреки планам, тщательно разработанным членами «Комитета особой конференции», и несмотря на их огромное влияние и большие средства, им не удалось остановить волну подъема профсоюзного движения, про­

катившуюся по фабрикам,

заводам и шахтам

Америки.

За шесть месяцев, с марта до сентября 1937

г., число

членов КПП выросло с 1

804 000 до 3 718 000

человек.

К концу 1938 г. общее число членов профсоюзов в Со­

единенных Штатах достигло

еще небывалой цифры —

7 700 000 человек.

 

 

В начале 1938 г. редактор органа КПП «Юнион ньюс

сервис» Лен де Ко, писал:

 

«За год с небольшим

благодаря организацион­

ной деятельности

КПП в сталеплавильной, автомо­

бильной, резиновой и других отраслях крупной про­

мышленности, где

раньше рабочие не были органи­

зованы, годовой заработок рабочих вырос почти на 1 миллиард долларов, не говоря уже о выгодах, ко­ торые косвенным образом получили рабочие других отраслей промышленности».

Только в одном крупном американском промышлен­ ном объединении рабочие остались вне профсоюза. Это объединение—«Форд мотор К°».

ций «Черный легион» прибегал к поджогам, бомбам, пыткам и убийствам. Подробности о деятельности Легиона см. в главе XI,. раздел 3.

217

Г л а в а X

В И М П Е Р И И Ф О Р Д А

Со дня сотворения мира никто еще не производил и не распределял таких богатств, как Форд. При этом Форд не приобрел и не использовал ни малейшей до­ ли своего богатства за счет кого-либо или чего-либо

другого.

Из статьи Самюэля Кроутера «Путь к богат­ ству», «Сатэрдэй ивнинг пост», 17 мая 1930 г.

Не дал ли нам творец, создавший нас, Прав неотъемлемых и среди них таких, Как право мирно собираться и просить

того, что нужно?

Не дал ли нам господь всесильный права, Когда захочется, высказываться смело,

Ини пред кем притом спины не гнуть? Попробуй же ты полицейским Форда На Ривер Руж об этом намекнуть,

Иесли скажешь то, что Форду неугодно, Где сложишь кости перебитые свои?

Из стихотворения Арчибальда Маклиша «Страна свободных».

1. Человек и миф

«Мы никогда не признаем Объединенный профсоюз рабочих автомобильной промышленности или какой-либо другой профсоюз, — заявил Генри Форд после того, как все крупнейшие фабриканты автомобилей подписали до­ говоры с этим профсоюзом. — Профессиональные сою­ зы — наихудшее зло, когда-либо поражавшее мир».

Никто из американских промышленников не вел та­ кой беспощадной и такой успешной борьбы против про­ фессиональных союзов, как Генри Форд. Утверждение закона Вагнера нисколько не помешало Форду препят­ ствовать вступлению его рабочих в союзы. Форд уже давно считал, что на него американские законы не рас­ пространяются.

218

Через три с половиной десятилетия после того, как никому не известный механик Генри Форд стал возиться в пустой конюшне в Детройте со странной штукови­ ной, похожей на большую детскую коляску с мотором сзади, он стал одним из самых богатых и могуществен­ ных людей в мире.

Обширная империя Форда раскинулась по всем частям света. Форд имел свои заводы и конторы в Ки­ тае, Египте, Аргентине, Мексике, Венгрии, Японии, Гер­ мании и десятках других стран. Он владел нефтяными промыслами в Калифорнии, сотнями тысяч акров бога­ той углем и лесом земли в Кентукки, Западной Вирджи­ нии и в северной части штата Мичиган, 2225 тыс. акров каучуковых плантаций в Пара (Бразилия). Он контро­ лировал почти четверть производства стекла в Соеди­ ненных Штатах. Ему принадлежали банки, железные до­ роги, воздушные и пароходные линии. Его заводы выпу­ скали легковые автомобили, грузовики, тракторы, элек­ тровозы, самолеты, паровые турбины, генераторы, сталь, цемент, текстиль и бумагу. Хотя Форд постоянно напа­ дал на «международных финансистов», его собственные предприятия были очень тесно связаны с химическими, оружейными, стальными и каучуковыми картелями Ев­ ропы и Азии.

Столицей империи Форда был завод Ривер Руж в Дирборне, штат Мичиган. Крупнейший промышленный комбинат в мире, занимающий территорию в тысячу с лишним акров, Ривер Руж представлял собой целый го­ род. В нем было свыше 100 миль железнодорожных пу­ тей; общая протяженность доков, в которые могли вхо­ дить океанские пароходы, составляла 1,5 мили; отдель­ ные части завода соединялись между собой густой сетью улиц и широких каналов. В его огромных зданиях раз­ мещались административные отделы, литейные, стале­ прокатные, сборочные, прессовые цехи, бумажная фабри­ ка, заводы, изготовлявшие шины, стекло и цемент. При работе на полную мощность здесь было занято 85 тыс. рабочих.

К 1940 г. «Форд мотор компани» выпустила более 30 млн. автомобилей. Доход фирмы составлял примерно 1 млрд. долларов в год.

Если верить легенде, которую неустанно плели вокруг Форда за большую плату наемники пера и верные по-

219

клонники, для которых он был символом благословенной системы «свободного предпринимательства», сей всемир­ но знаменитый фабрикант автомобилей был великим гу­ манистом, филантропом и мудрецом, его воодушевляли только стремление к прогрессу человечества вообще и к благоденствию его собственных рабочих в частности.

На самом деле, однако, этот высокий, тощий, слегка сутулый миллиардер сочетал в себе выдающиеся кон­ структорские способности с интеллектуальным бесплоди­ ем, злобным ханжеством и бешеной ненавистью к соци¬ альному прогрессу1.

На заводах Форда, разбросанных по всему миру, при­ менение новейших методов промышленного производст­ ва и тщательный уход за оборудованием сочетались с самыми отсталыми и жестокими методами обращения с людьми.

Разительнее всего был этот контраст на заводе Ривер Руж в Дирборне, штат Мичиган.

Пройдя через бдительно охраняемые ворота завода Ривер Руж, рабочий попадал как бы в автономное фа­ шистское государство, расположенное в Америке, госу­ дарство, в котором царил, по выражению Националь­ ного управления по урегулированию трудовых отношений, «режим террора и насилия по отношению к рабочим».

Если диктатором этого государства был Генри Форд, то грозным и всесильным начальником его тайной поли­ ции был Гарри Герберт Беннет.

2. «Малыш»

На протяжении всей легендарной карьеры Форда виднейшими его политическими советниками и исполни­ телями его приказов были подозрительные авантюристы и зачастую преступники. В его окружении неизменно фи­ гурировали такие личности, как бывший царский ге­ нерал-майор граф Череп-Спиридович, отъявленный

1

Неудивительно

и даже

характерно, что

Форд,

который в

свою

эпоху сделал,

пожалуй,

больше кого бы

то ни

было для

революционизирования методов промышленного производства, окру­

жал себя старинными вещами, время от

времени устраивал вечера

старомодных танцев,

строго запрещал

подчиненным курить в

своем

присутствии, а в начале 30-х годов заявил, что, если сухой

закон

будет отменен,

он не выпустит больше ни одной машины.

220

Соседние файлы в папке История 2