Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
22
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
894.46 Кб
Скачать

Лекция №10. Избирательное право и системы выборов

  1. Развитие избирательного права.

  2. Основные типы избирательных систем. «Закон Дюверже».

  3. Политический маркетинг.

1)Общая тенденция развития выборных систем не вызывает сомнений: при наличии в истории многократных «возвратных, реверсных, откатывающихся назад волн демократии» происходит расширение участия граждан в выборах.

Весь позапрошлый век в развитых странах ознаменован постепенной отменой избирательных цензов. На исходе первой трети ХIХ в. в тех немногих странах, где выборы стали регулярными, участие в них принимали менее 5% населения. Британцы и французы признали право голоса за всеми гражданами-мужчинами в середине ХIХ в. При этом Франция избрала президентом Л. Бонапарта, вскоре создавшего II империю. В Англии принцип «один человек – один голос» бесповоротно утвердился лишь после Второй мировой войны. Снижение возрастного ценза и устранение гендерных предрассудков также шло весьма непросто.

При наличии разнообразных переходных моделей, многочисленных примерах превращения выборов в фарс, подтасовок, давления на избирателей и прямого их подкупа, не только развитые, но и многие развивающиеся страны ныне безоговорочно приняли принцип – всеобщее, равное, прямое, тайное избирательное право (в нашей стране революционных времен начала ХХ в. говорили «четыреххвостка»).

2) Мы выделим три варианта избирательного закона, а рассмотрим два наиболее распространенных. Итак, варианты избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и преференциальная (система предпочтений или преференций).

Сложная система учета мнений или предпочтений, «преференций», каждого избирателя «в чистом виде» почти не встречается. Ее элементы, встроенные в одну из двух других моделей, напротив – явление весьма распространенное. В системе партийных списков (это наиболее часто встречающийся пропорционализм) можно предоставить каждому избирателю право или вписать собственные кандидатуры, или ранжировать имеющийся список партийных лидеров по своему усмотрению. В мажоритарную систему или систему большинства (но это скорее бывает на выборах регионального или муниципального уровня) легко интегрируются те или иные многомандатные бюллетени: избиратель выбирает не единственного кандидата, а указывает, - возможно, в порядке своих предпочтений (1,2,3…), возможно, без упорядочения, нескольких кандидатов. Но все это весьма затрудняет подсчет для системы избирательных комиссий, которая, несмотря на участие в ее работе партийных активистов, остается неповоротливой бюрократической машиной, а также усложняет выбор обывателя.

Мажоритарная система включает две разновидности: система относительного большинства и система абсолютного большинства. Логика системы относительного большинства, по которой избираются нижние законодательные палаты в США и Англии, такова. Страна разбита на набор округов (дистриктов) с примерно равной численностью избирателей, от каждого из округов выбирается один парламентарий. Выборы проходят в один тур, побеждает кандидат, набравший простое большинство голосов.

Целостная модель абсолютного большинствастабилизировала более полувека назад французскую политическую жизнь, а в последние полтора десятилетия – итальянскую. Описанная в предыдущем абзаце модель дополняется вторым туром голосования (иногда появляется третий тур, а система еще более усложняется). Во второй тур выходят два победителя по каждому из округов. Эта система имеет некоторые варианты, но в целом ее логика сводится к следующему: в первом туре возможна абсолютная победа, если один из кандидатов получает более 50% голосов, во втором туре - достаточно относительного большинства.

Выборы признаются несостоявшимся (назначаются повторные выборы), если позиция «против всех кандидатов», т.н. кандидат «против всех», получил больше голосов, чем лидер среди реально существующих кандидатов. Весьма распространена бывает такая картина: победитель первого тура, лидировавший с большим отрывом от второго участника, в итоге проигрывает. Кандидат, занявший второе место, часто оказывается способен объединить очень разные силы. Зачастую применяется система двух- или многомандатных округов.

Пропорциональная систематакже существует в двух вариантах: на общегосударственном (федеральном) и региональном уровнях. Общая логика пропорциональной системы: избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию или избирательный блок (избирательное объединение). В большинстве стран, где используют пропорционализм, наряду с названием партии указываются и фамилии ее лидеров, возглавляющих партийный список. Каждая партия получает места в представительном властном органе в соответствии с процентной пропорцией (количеством) голосов, полученных ей на выборах. Более справедливое распределение голосов между партиями, учет мнения большего числа граждан дополняются в пропорциональной системе серьезным недостатком – появлением значительного числа мелких амбициозных партий, формированием патовой ситуации. Традиционным средством защиты является установление «заградительного барьера».

Партия, набравшая меньше голосов, чем некоторый, указанный в избирательном законе, фиксированный процент, не допускается к распределению парламентских мандатов. Голоса аутсайдеров иногда просто аннулируют, иногда – распределяют между партиями, преодолевшими барьер, причем партии-лидеры, как правило, получают бонус: чем больший процент получила партия, преодолевшая барьер, тем больше голосов она получит и при «дележке наследства неудачников». «Заградительный барьер» может меняться: в разных странах континентальной Европы он составляет от 3 до 18%%.

Связь выборной модели и структуры партийной системы обычно анализируют, опираясь на т.н. закон Дюверже. Пропорциональное представительство приводит к формированию многочисленных, достаточно стабильных, независимых и не склонных к коалициям партий. Мажоритарная система в один тур (система относительного большинства) подталкивает к двухпартийной системе. Мажоритарная двухтуровая система рождает две стабильные коалиции партий. Есть, по мнению французского политолога, и обратная зависимость: двухпартийность ведет к тому, что утверждается система относительного большинства. Множество негибких партий стремятся к выборам по партийным спискам.

3) В рамках краткого пособия по социально-политической науке затронем еще некоторые аспекты предвыборной деятельности. Выдвижение кандидатов при партийных выборах традиционно является прерогативой партий. При этом в законе, как правило, формулируется ряд условий, которым партия должна отвечать для того, чтобы получить право на участие в выборах. Выдвижение кандидатов при мажоритарном голосовании также часто является делом партий. Самовыдвижение происходит на основании, или сбора подписей, или избирательного залога. Практика денежного залога, который возвращается в случае достижения некоторого барьера, отражает весьма неприятную реальность современного общества. Наличие за кандидатом влиятельных финансовых групп – это не только основа коррупции, но и показатель системности кандидата, его готовности, в случае избрания, не принимать слишком радикальные решения, т.е. «не раскачивать лодку», «играть по правилам».

Сами выборные кампании в странах, как «первого», так и «второго-третьего» миров всё более превращаются в соревнование имиджей и конкурс обещаний. Предвыборная стратегия партий и кандидатов строится по законам политических маркетинга и рекламы. Как минимум две «лежащие на поверхности» причины подобной ситуации: 1) изменилась социальная структура общества, в значительной мере утрачена традиционная связь между социальными группами и выражающими их интересы партиями; 2) сама общественная реальность стала менее стабильной, более пластичной и подвижной, политика, как и многие другие стороны социума, все более становится набором символов.

Политический маркетинг представляет собой набор приемов по изучению политического рынка, поведения избирателей, методов воздействия на них. Стратегия выборной борьбы предполагает долгосрочную работу с электоратом на любом уровне. Первыми задачами являются изучение избирателя, его «информационное прикармливание». Затем возможно очень осторожное сравнение кандидата с его оппонентами.

Для не слишком известного кандидата или партии выборная кампания начинается по законам рекламы с «раскрутки», которая предполагает поначалу лишь формирование у избирателя позитивных стереотипов, а не осознанного желания голосовать. Затем возможно очень осторожное сравнение кандидата с его оппонентами. Многие западные руководства по политическим маркетингу и рекламе прямо советуют никогда не упоминать имя конкурента или название чужой партии. Основным «полем», по которому стоит работать «информационной тяжелой артиллерией», являются неопределившиеся, колеблющиеся избиратели (О роли политического юмора, путях распространения неформализованной политической информации (слухов), путях борьбы с их распространением (открытость власти, своевременное предоставление общественности полной, объективной, репрезентативной информации) подр.см.: Неформальная коммуникация: очерки теории и практики / А.В.Дмитриев, И.В.Макарова. – М.: Современная гуманитарная академия, 2008. – 165с.; Смех: социофилософский анализ / А.В.Дмитриев, А.А.Сычев. – М.: Альфа-М, 2009. – 591с.; Неформальная политическая коммуникация / А.В. Дмитриев, В.В. Латынов, А.Т. Хлопьев. - М, 1997; Левчик Д.А.. Политический «хэппенинг» // Социс. 1996, №8; Дмитриев А.В. Социология политического юмора / А.В. Дмитриев. – М, 1998).

Соседние файлы в папке Политические науки с Гусевым