Скачиваний:
223
Добавлен:
11.12.2015
Размер:
1.87 Mб
Скачать

5. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения

Правовое регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения во многом определяется концептуальным отнесением охраны здоровья к публичному, частно-публичному или частному интересу. Этим концептуальным подходам соответствуют три основные модели организации и финансирования здравоохранения:

1. Государственная система с бюджетной системой финансирования.

2. Здравоохранение, основанное на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

3. Платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования.

При первой модели здравоохранения, которая реализуется в настоящее время в Великобритании, Италии, Испании (ранее – в СССР), государство является главным покупателем и основным субъектом оказания медицинской помощи.

При второй модели, которая реализуется в ФРГ, Северной Европе, Японии, опора делается на принципы смешанной экономики, сочетающей в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий.

При третьей модели, которая наиболее ярко реализуется в США, главным инструментом удовлетворения потребности в медицинской помощи является рынок медицинских услуг.

Каждой модели присущи специфические моральные проблемы распределения ресурсов на цели здравоохранения, поскольку при первой модели охрана здоровья признается публичным интересом, при второй – частно-публичным и при третьей – частным интересом. Идеальной системы здравоохранения нет ни в одной стране мира. Вместе с тем исследования, лежащие в основе реформ национальных систем здравоохранения, и практика их осуществления позволяют говорить о том, что большинство теоретиков и практиков сходятся на том, чтобы признать в качестве оптимальной вторую (смешанную) модель организации и финансирования здравоохранения, при которой шансы гармонизации частного и публичного интересов более высокие, чем при первой и третьей модели.

В ст. 4 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) закреплен принцип предусматривающий, государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика.

Следовательно, можно констатировать, что в современной России реализуется концептуальный подход, согласно которому охрана здоровья является частно-публичным интересом.

С.И. Помазкова (2012) отмечает, что законодательство об охране здоровья граждан не может эффективно регулировать отношения без дефиниции основополагающего для этой сферы понятия «медицинская помощь». Анализ нормативных правовых актов показывает существенную разницу в понимании того, что такое «медицинская помощь» в соотношении с упоминаемыми одновременно «медицинскими услугами».

Анализируя российское законодательство, автор указывает, что согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «медицинская помощь ‑ комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг»; «медицинская услуга ‑ медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение». Следовательно, понятие «медицинская помощь» включает в себя и медицинскую услугу, являясь по отношению к ней родовым понятием.

Рассматривая содержательную сторону категорий «медицинская услуга» и «медицинская помощь» в нормативных правовых актах государств - участников СНГ, ЕврАзЭС, С.И. Помазкова приходит к выводу, что четкого разграничения данных понятий в законодательстве нет. Можно утверждать, что «медицинская помощь» и «медицинская услуга» ‑ это понятия тождественные, означающие действия, направленные на профилактику заболеваний и восстановление здоровья гражданина.

Платность или безвозмездность медицинского вмешательства не должны влиять на качество медицинской помощи. В законодательных актах следует подчеркнуть единство стандартов для любого медицинского вмешательства, называется ли оно медицинской услугой или медицинской помощью.

Автор указывает, что в сферу действия Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» включено предоставление только платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи). Следовательно, та группа населения, которая получает медицинскую помощь на безвозмездной основе, исключена из числа тех, кто имеет дополнительные способы защиты, предоставляемые законодательством о защите прав потребителей. Это положение нельзя признать справедливым, так как нет никаких моральных и правовых оснований лишать лиц, получающих бесплатную медицинскую помощь (скорую, неотложную), тех прав, которые имеют граждане, получающие медицинскую помощь на возмездной основе. Возмездное предоставление услуг может давать право только на дополнительный перечень услуг, предоставляемых гражданину, но не лишать его права на качество медицинского вмешательства, на информацию и других прав, гарантированных законодательством о защите прав потребителей.

Кроме того автор акцентирует внимание на том обстоятельстве, что бесплатность медицинской помощи является относительной. На самом деле в этих отношениях присутствует опосредованная через третьих лиц оплата. Система обязательного медицинского страхования направлена на формирование фондов из полученных от граждан средств и перераспределение их в дальнейшем среди организаций здравоохранения.

Таким образом, как отмечали А.А. Мохов, А.В. Мелихов (2006) медицинская помощь не является безвозмездной. Она в установленных Законом случаях «бесплатна» для конкретного пациента, который не оплачивает услуги непосредственно, то есть бесплатно для граждан, а не для исполнителя услуги.

Авторы указывают, что предпринимательство в сфере здравоохранения можно отнести к разновидности социального предпринимательства, особенностью которого является одновременно и частный, и публичный характер оказываемых услуг, а также медицинских, финансовых, социальных результатов функционирования системы здравоохранения в целом; потребность в достаточно жестком регулировании (включая надзор).

Частный характер услуги проявляется в способности удовлетворения потребностей личности (диагностика, профилактика, лечение заболеваний, устранение косметических дефектов и проч.).

Публичный характер услуги проявляется в следующем. Во-первых, здоровье населения, которое складывается из здоровья отдельных граждан, - это достояние всего общества, страны, определяющее перспективы и возможности их развития. Во-вторых, при оказании услуги конкретному пациенту могут выявляться карантинные, особо опасные и социально значимые заболевания, которые представляют угрозу не только для этого пациента, но и для общества в целом, что требует проведения комплекса специальных мероприятий, направленных на защиту населения от исходящих угроз.

При этом они особое внимание обращают на то, что за «границами» услуги имеются и другие направления медицинской деятельности, которые не могут ни при каких условиях рассматриваться как предпринимательство. Это относится к деятельности высокоспециализированных субъектов здравоохранительных правоотношений, функционирование которых не может быть переведено из публичной плоскости в частную (например, реализация принудительных мер медицинского характера специализированными психиатрическими учреждениями, реализация специфических функций учреждениями диспансерного типа и др.).

Соседние файлы в папке Лекции.Коммерч.право