Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крейдлин.pdf
Скачиваний:
308
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
18.11 Mб
Скачать

§ 3. КАСАНИЕ КАК НЕВЕРБАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ АКТ

Ключевые слова: касание, контакт, кожа, тактильный, пове­ дение, взаимодействие, трогающие люди, трогающие культуры, не­ вербальные параметры, невербальные переменные, правило, условие применимости, кбнтактнйй (проксимальный), дистантный (ди­ стальный).

Из перцептивных способностей человека касание является одной из основных. Касание — это всегда установление физи­ ческого контакта с человеком, с его кожей, волосами или (уже как переносное употребление), с одеждой, с предметами, ко­ торые человек держит, носит и т.п. Кожа, по словам Л. Фран·- ка, это оболочка, содержащая человеческий оргаийзм, в коже человека, как известно, содержится огромное количество ре­ цепторов, реагирующих на боль, температуру, давление, на неровности и шероховатости тела или другого материального предмета. Она занимает большое пространство человеческого тела, так сказать, расходится по телу по всем направлениям и предохраняет человека от многих неприятных воздействий внеш­ ней среды. Кожа, в отличие от глаз, способна воспринимать и передавать сообщения в темноте: она мгновенно реашрует на внешние возмущения, отчетливо узнает объекты и распознает акты поведения. Э. Монтегю в этой связи пишет: «Касание — это ощущение, напрямую связанное с кожей, самым важным после мозга органом. Кожа, как и нервная система, развива­ ется из наружного слоя эмбриональных клеток, или эктодер­ мы. Это общая поверхность, покрывающая тело и позволяю­ щая развиваться волосам, зубам и всем органам чувств — осязанию, зрению, обонянию, слуху, вкусу <...> О коже мож­ но думать как о внешней нервной системе, оказавшейся на по­ верхности тела эмбриона. Таким образом, еслй нерйная сис­ тема — это скрытая часть кожи, то кожа, напротив, — это видимая часть нервной системы» (Монтегю 1971, с. 2). Не случайно, видимо, высказывание Я это кожей чувствую! яв­ ляется высшей оценкой ощущения и иррационального пони­ мания; ср. также На женское предательство у него был особый нюх, должно быть, обостренный всем его разнообразным опытом былых разочарований. Вот и теперь он чувствовал его кожей, то и дело улавливая взглядом мнимое Римминоравнодушие, тщатель­ но маскируемую счастливую напряженность, спортивно-задорную предрасположенность к интриге (А. Макаров); Есть люди страс­

тей чувствощущений — Вы человек дуновений. Мир вы вос­ принимаете ниасожно: это не меньше чем: душевно. Через кожу Вы воспринимаете и чужие души, и это верней (М. Цветаева).

К касаниям относятся и физиологические движения, и конвенциональные жесты, которые, как мы видели, облада­ ют особыми условиями применимости. Так, касания охотно применяют между собой друзья, но человеку обычно не нра­ вится, когда его трогают чужие. В норме человек на публике избегает прикосновений, если, разумеется, осознает присут­ ствие людей, нам не нравится, когда проявляют «чувство лок­ тя» в транспорте, когда нас касаются в лифте, в очереди или

впереполненном помещении. Нормальный человек обычно вынужден совершать много «лишних» движений и лавировать

влюдском потоке, чтобы избежать ненужных и неприятных прикосновений. Если же он сам, проходя или пробегая, когото задевает, то по нормам этикета ему полагается за это изви­ ниться. Впрочем, речевой акт извинения в подобной ситуации может и предшествовать касанию, если человек предполагает, что касание неизбежно.

Люди любят трогать всё для них новое или необычное, и привычка эта сохраняется с самого раннего детства. Неудиви­ тельно, что в залах музеев, на вернисажах и выставках повсю­ ду развешены таблички с надписью: «Руками не трогать!». Су­ ществуют целые общественные группы и даже народы, которые можно назвать трогающими; для трогающих людей условия ис­ пользования касаний совершенно особые.

Трогающими являются, например, маленькие дети. Через касание, трогание осуществляется познание мира. В раннем детстве трогать просто тождественно познавать: младенец тро­

гает все, что попадает ему под руки, вопреки всем предосте­ режениям и наказаниям, и благодаря тактильным ощущениям открывает для себя мир. У детей разных народов и культур есть даже свои детские игры, в которых акт касания является до­ минирующим; в русской культуре к таким играм принадлежат, например, салки или жмурки. В то же время родители спе­ циально учат своих детей не трогать других людей и говорят детям, чтобы те не трогали своего тела и огромного числа предметов.

Ктрогающим людям относятся и некоторые социальные категории взрослых — врачи, медсестры, парикмахеры, бан­ щики, массажисты, портные или косметологи. Все они в силу специфики своей профессиональной деятельности вынуждены трогать других людей. Выдающийся современный физиолог, один из авторов психобиологической теории терапевтического

гипноза Э. Росси как-то заметил, что касание в ряде случаев может быть наиболее сильным биологическим и социальным сигналом из всех. Мы открыты к близости, а потому неуди­ вительно, что люди, которым мы позволяем прикасаться к нам — массажисты и физиотерапевты, парикмахеры, врачи и медсестры, — часто становятся объектами нашего глубокого личного доверия.

Есть культуры, любящие касания; это, например, италь­ янская, арабская, турецкая и различные латиноамериканские культуры. По наблюдениям, которые сделал антрополог Т. Каннон (устное сообщение), даже у тех итальянцев, которые давно живут в США и являются гражданами этой страны, каса­ ния гораздо более продолжительные, щедрые и искренние, чем, к примеру, у американцев-англосаксонцев, большинство касаний которых сводится к недолгим объятиям (Ьвд’ам), быс­ трым поцелуям и совсем формальным рукопожатиям.

У некоторых народов существующая тактильная практика жестко регламентирована и строго распределена по социальным и культурным сферам. Так, на острове Борнео Малайского архипелага, в северных горных районах, живет народ дусун численностью порядка 150 ООО тыс. человек, который зани­ мается в основном выращиванием риса, охотой и сбором пло­ дов с лесных деревьев. Хотя в течение нескольких последних десятилетий на культуру этого народа заметное влияние оказа­ ли, да и сейчас продолжают оказывать, китайская, индийс­ кая и арабская традиции, центральные области ее до сих пор остаются такими же, какими они были в далеком прошлом. Нам удалось получить от информантов данные (см. также Ви­ льямс 1966), которые говорят о том, что репертуар жестовых касаний в языке тела дусун достаточно богатый и в целом рас­ пределяется по трем крупным зонам: (а) жесты касания, обо­ значающие культурные и социальные интерактивные акты, дифференцированные в разных отношениях. Например, в куль­ туре дусун существуют разные виды сельскохозяйственных и охотничьих обрядов, обряда инициации, церемониальные ги­ гиенические акты омовения или одевания, ритуальное нанесе­ ние татуировок или косметики. К ним можно добавить быто­ вые социальные акты: ухаживание, воспитание детей, сбор урожая риса, приход в гости и целый ряд других социальных действий; (б) жесты касания, выражающие эмоции (около 50 различных жестов!) и (в) не менее полутора десятков интим­ ных жестов-касаний.

Правила тактильного поведения, или взаимодействия, опи­

сывающие контакты местных жителей друг с другом, базнру-

ются на разнообразных кинетических параметрах и переменных, среди которых ведущую роль играют тип культурного и соци­ ального контекста ситуации, возраст и пол участников невер­ бального коммуникативного акта, наличие или отсутствие адап­ теров, способ и место касания, вид, функция и значение жеста, совершается ли касание вместе с другими жестами или речью и др. Например, касания, которые допускаются (а не­ которые даже обязательны) во время церемониальных обрядов, по характеристике участников этих актов, по способу, месту и самому значению касаний значительно отличаются от тех ка­ саний, которые разрешены во время ритуальных танцев, ле­ чения больного или похорон.

Нарушение правил тактильного поведения в ряде культур карается весьма строго. Так, в культуре дусун за невыполне­ ние или неправильное выполнение обязательных — в данной ситуации — касаний могут последовать весьма строгие наказа­ ния: за это людей бьют палками, а в более серьезных случаях изгоняют из общества и даже отрубают голову. (Описание не­ которых правил тактильного поведения в культуре жителей Борнео и санкций, которые применяются за неподчинение этим правилам, см. в статье Вильямс 1966).

В русской культуре касания — это всегда активное вторже­ ние в личную сферу другого человека, поэтому они должны быть действиями осторожными и ненавязчивыми. В условия приме­ нимости правил тактильного взаимодействия, свойственных рус­ ской невербальной культуре, входят не только информация о доступности (неуязвимости) resp. недоступности (уязвимости) для касаний определенных областей тела или информация о типе касания и выражаемом касанием смысле, но также сведения об актуальном психологическом состоянии и качествах адресата, об отношении его к касаниям вообще и к данному типу каса­ ний в частности: не ущемит ли, например, касание его гор­ дость, не заденет ли честь, будет ли оно ему приятно и т.п. Так, людям, находящимся в тревожном или взволнованном состоянии, или людям, часто теряющим контроль над собой, обычно необходимо участие, утешение, поддержка или по­ мощь. Поэтому они нуждаются в том, чтобы их больше каса­ лись и тем выражали участие (хотя сами при этом других трога­ ют меньше), а потому в отношении таких людей допустима ббльшая по сравнению с нормой свобода касаний.

Многие люди испытывают настоятельную потребность в ощущении прикосновений, испытывая при этом чувство, по­ добное голоду (в среде западных ученых-физиологов в таких случаях обычно говорят о переживаемом человеком skin hunger,

то есть, буквально, «голоде кожи»). С недостатком прикосно­ вений связаны эмоциональные нарушения у людей, например неврозы, некоторые виды детских страхов. В свою очередь человек, чувствующий и понимающий другого, путем касаний может более эффективно на него воздействовать. Данный факт хорошо известен врачам-психотерапевтам, медицинским сес­ трам и психологам и обычно учитывается ими при обследова­ нии и лечении больных.

Аналогичным образом ведет себя ребенок. Он тоже стре­ мится к физическому контакту с другими людьми, ищет у них тепла и защиты — прежде всего, конечно, у родителей, а так­ же у бабушек и дедушек. И младенца прижимают к груди, дер­ жат на руках, качают, гладят и пр. Ф. Дэвис в этой связи замечает, что «без прикосновений ребенок умирает, человечес­ кое сердце болит, душа увядает* (Дэвис 1991, с 3). Недоста­ точное число касаний между матерью и младенцем действует не только на ребенка, но и на мать, в частности на способность матери к вскармливанию.

Контактный, или, как его называют в социальной психо­ логии, проксимальный, способ взаимодействия по мере взрос­ ления ребенка постепенно сменяется дистантным, или дисталь­ ным, когда диалогическое взаимодействие в норме больше происходит на расстоянии: люди смотрят друг на друга, разго­ варивают, улыбаются и т.п. Уже в самом раннем возрасте у людей проявляются половые различия в проксимальном пове­ дении (см., например, Льюис 1978, с. 229—240). Так, маль­ чик, рожденный и воспитывающийся в Европе или Америке, в течение первых нескольких месяцев жизни получает в норме больше, чем девочка, касаний и других форм проксимального поведения, однако где-то примерно к шести месяцам количе­ ство и частота касаний постепенно выравниваются, и далее ситуация меняется на противоположную. Кроме того, мальчи­ ки быстрее девочек переходят от проксимальных типов соци­ альных отношений к дистальным.

* * *

Резюмируем сказанное. В этом параграфе были введены важные для гаптики понятия и противопоставления — тактиль­ ное поведение, трогающие люди и культуры, правило тактиль­ ного поведения, контактный и дистантный способы тактильного взаимодействия и др. — и рассмотрены основные кинетические константы и переменные невербального акта касания. К ним относятся социальный статус и социальная роль участников коммуникации, возраст, пол, культурные, национально-эт­