Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЭУ. учебник.docx
Скачиваний:
161
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
784.67 Кб
Скачать

4. Неокейнсианство

Кейнсианское направление уже в первые послевоенные десятилетия претерпело значительные изменения. Оно превратилось в неокейнсианство. Когда говорят о неокейнсианстве, стремятся, подчеркнуть то новое, что дали его представители по сравнению с наследием самого Дж. М. Кейнса. К указанным новациям относятся, прежде всего, теории экономического роста и циклического развития.

Модель Кейнса была статической; он рассматривал все экономические процессы в рамках краткосрочного периода, в рамках его модели основные параметры (прежде всего инвестиции, сбережения) не менялись во времени. Такой подход был во многом обусловлен особенностями депрессивной экономики 1930-х годов. Тогда проблема долговременного экономического роста, экономической динамики не стояла на первом месте. Кейнсу важно было ответить на более насущный для него вопрос: как от занятости неполной перейти к занятости полной, как быстрее покончить с массовой безработицей, недогрузкой мощностей, перепроизводством товаров.

В послевоенные годы положение кардинальным образом изменилось. Подстегнутая военным бумом экономика ведущих западных стран (особенно США) обрела невиданные темпы. Население после тягот войны не хотело возврата к довоенной массовой безработице и необеспеченному существованию. Устойчивости в длительном, долговременном плане требовали также деловые круги. Проблема экономической динамики выдвинулась на передний план и вследствие соревнования со странами государственного социализма. Последний, превратившись в 1940-1950-х годах в мировую систему, обладал тогда немалым динамизмом, рассматривался (это прямо отмечали некоторые западные экономисты) не только как политический, военный, но и как экономический конкурент Запада.

Все это выдвигало проблему исследования долговременного экономического роста, условий его обеспечения на передний план. Решение вопросов экономической динамики стало вызовом времени, и неокейнсианская теория приняла этот вызов. Среди кейнсианских теоретиков, разработавших модели роста, особенно выделяются английский экономист Р.Харрод и американский ученый российского происхождения Е. Домар. Вследствие близости их воззрений иногда говорят о единой модели роста Харрода-Домара. Неокейнсианская теория динамики не ограничивается одним лишь построением моделей экономического роста. Трактуемая в широком плане она обязательно включает в себя теоретическое объяснение циклических колебаний.

Уже Кейнс, показав неизбежность неустойчивого развития капитализма, выдвинув тезис о подрыве механизма автоматического выравнивания спроса и предложения, подводил своих последователей к необходимости представить интерпретацию причин цикла. Но у самого Кейнса теории цикла не было: в 1930-е годы ее создание не было актуальным, так как налицо были практически лишь две фазы циклического развития - кризис и депрессия.

В послевоенный период в условиях быстрого, но неравномерного роста западные экономисты обязаны были сосредоточиться не на кризисах и депрессиях, а на цикле в целом, в единстве его четырех фаз, включая оживление и подъем. И здесь обнаружилось, что бурные инфляционные бумы - для экономики явление столь же нежелательное, что и затяжные спады, а потому цикл нуждается в регулировании на всех стадиях своего протекания. Но чтобы регулировать цикл, необходимо знать его причины, внутренний механизм функционирования. Так сама жизнь, практика подвела неокейнсианскую теорию к необходимости создания специальной теории циклических колебаний.

Таким образом, дальнейшее развитие кейнсианских идей связано с именами Р.Харрода и Е.Домара. Лучшая книга о Кейнсе была написана именно Харродом.

Рой Харрод (1900-1978) вырос в интеллигентной британской семье и получил прекрасное образование (Вестминстерский кол­ледж, Оксфордский университет), преподавал современную исто­рию и экономическую теорию в Оксфорде. Во время стажировки в Кембриджском университете он слушал лекции Дж.М.Кейнса и Ф.Эджуорта. Знакомство с Кейнсом переросло в дружбу, и Харрод стал первым читателем его «Общей теории занятости, процента и денег».331

В своих первых работах «Заметки о предложении» (1930), «За­кон убывающих издержек» (1930), «Теория международной эконо­микки» (1933) Харрод рассматривает проблемы денег, колебаний издержек, международной торговли, вводит понятия предельного дохода, сравнительных и предельных издержек, предполагает су­ществование мультипликатора внешней торговли. В книге «Торго­вый цикл» (1936) он пишет о взаимном влиянии друг на друга колебаний инвестиций, потребления и выпуска капитальных благ. Наибольшую известность Харроду принесла работа «К теории экономической динамики» (1948). Под динамикой ученый понима­ет такое состояние экономики, при котором уровень выпуска про­дукции меняется не эпизодически и не циклически, а в течение длительного периода. В этой работе Харрод показывает преимуще­ства «золотой середины» экономического роста. Он вводит понятия гарантированных темпов роста и естественных темпов роста. Счи­тая, что в современных условиях опасна ситуация продолжитель­ного бума, исследователь предлагает «делать сбережения», что со­вершенно противоположно точке зрения Дж.Кейнса. Гарантирован­ный, фактический темп роста - это такой темп выпуска продук­ции, который дает возможность получать максимальные прибыли, это такой темп, «при котором производители будут удовлетворены тем, что они делают... это такой темп продвижения, который имеет свойство удовлетворять предпринимателей и увековечивать себя»,332т.е. это динамическое равновесие.

Проблема, которой в теории Харрода уделяется основное вни­мание, - проблема темпов роста дохода, необходимого для полно­го использования все возрастающего объема капитала. Харрод пы­тается определить, постоянны ли темпы роста, каковы корректи­рующие факторы, если естественный темп роста отклоняется от гарантированного, и т.д. В подходе к проблеме экономического ро­ста у англичанина Р.Харрода много общего с американцем Е.Домаром. Оба считают, что рост национального дохода зависит от нормы накопления и капиталоемкости национального дохода. Раз­личны у этих авторов в основном обозначения, поэтому достаточ­но рассмотреть уравнение Харрода:333

GC= S,

где G = DY/Y - темп роста национального дохода;

С = I/DY - приростная капиталоемкость национального дохода;

S= S/Y - доля сбережений в национальном доходе.

Это тождество выполнимо при условии, что все сбережения инвестируются: S = I. Приростная капиталоемкость, по Харроду, постоянна, поскольку научно-технический прогресс в длительной перспективе имеет нейтральный характер. Следовательно, для ди­намического равновесия необходимо постоянство доли сбереже­ний, что возможно на основе реализации определенной государ­ственной политики.

Исследуя цикл, Харрод приходит к выводу, что его колебания зависят от соотношения реального и равновесного темпов роста национального дохода, а отклонения эти вызываются самыми раз­нообразными причинами.

Основным средством борьбы с мировым кризисом Харрод счи­тает создание «буферных запасов» из непотребляемых материалов, сырья, продовольствия, которые государство должно закупать по относительно стабильным ценам у предпринимателей в период спада и распродавать их в период бума. Кроме того, снижение нормы про­цента в период кризиса едва ли не до нулевой отметки вызовет рост капиталовложений, увеличение спроса на сбережения и сокраще­ние доли сбережений в национальном доходе. Понижение нормы процента, а позднее и его отмирание приведут, по мысли Харрода, к построению более справедливого общества, так как исчезнет слой рантье.334

Евсей Домар (р. 1914), американский экономист российского происхождения, окончил Калифорнийский университет, доктор философии и профессор экономики ряда американских универси­тетов. В 1943-1946 гг. Домар работал в Федеральной резервной сис­теме. К сфере его научных интересов относятся проблемы эконо­мического роста и факторов, на него влияющих. В своей книге «Очер­ки экономического роста» (1956) Домар, в отличие от Харрода, рассматривал преимущественно изменения емкости рынка в про­цессе накопления капитала, т.е. расширенного воспроизводства. Как и у Харрода, у Домара темп экономического развития есть в основ­ном функция только одного фактора - накопления капитала, а уровень и структура накопления зависят от психологической заин­тересованности капиталистов в инвестировании, а рабочих - в потреблении.

Вместе с тем и Е.Домар, и Р.Харрод едины в своих убеждениях о действенной роли инвестиций в обеспечении роста дохода, увеличении производственных мощностей, полагая, что рост дохода способствует увеличению занятости, которая, в свою очередь, предотвращает возникновение недогрузки предприятий и безработицу. Это убеждение является выражением безусловного признания этими авторами кейнсианской концепции о зависимости характера и динамики экономических процессов от пропорций между инвестициями и сбережениями, а именно: опережающий рост первых - причина повышения уровня цен, а вторых - причина недогрузки предприятий, неполной занятости.335

Оценивая идеи неокейнсианства современные исследователи К.Ховард и Г.Журавлева делают вывод о том, что «реализация общей теории Дж.Кейнса на практике привела страны Запада к социалистической ориентации. Но каждая страна сделала это за счет увеличения своего общегосударственного бюджетного дефицита. Дефициты западных стран сейчас огромны. Другой бедой этой политики стала нескончаемая инфляция. Центральная банковская система вынуждена была постоянно увеличивать денежную массу, чтобы удовлетворять ведущие к дефициту потребности правительства, и в результате это вело к инфляции».336Однако, по Блаугу, эти проблемы являются естественным последствием из того, что «целью кейнсианской экономической теории было усилить настроение в пользу общественных работ, оставив бремя теоретических обоснований тем, кто пытался бы устранить безработицу путем снижения зарплаты».337