Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие по ТСиСА

.pdf
Скачиваний:
54
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
5.34 Mб
Скачать

тах обстановки, окажется минимальным (минимаксный критерий Сэвиджа), т.е.

S* : min max(pij ),

(2.26)

i, j j

 

где pij величина риска.

 

В-третьих, может потребоваться остановиться между лини-

ей поведения «рассчитывай на худшее» и линией «рассчитывай на лучшее». В этом случае оптимальным решением будет то, для

которого окажется максимальным показатель Γ

(критерий пес-

симизма-оптимизма Гурвица):

 

Γ=k min{pij}+(1-k) max{pij},

(2.27)

где k – коэффициент, выбираемы в интервале [0,

1] (при k=0 –

линия поведения в расчете на лучшее, при k=1 – линия поведения в расчете на худшее).

Пусть рассматриваются четыре варианта системы информационной безопасности, для которых определены показатели эффективности, относительные значения которых представлены в табл.2.7.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.7

 

Значения показателей эффективности

 

Варианты

 

 

Варианты обстановки

 

СИБ

 

О1

 

О2

 

О3

S1

 

0,25

 

0,35

 

0,40

S2

 

0,70

 

0,20

 

0,30

S3

 

0,35

 

0,85

 

0,20

S4

 

0,80

 

0,10

 

0,35

Тогда значения рисков будут иметь вид, показанный в

табл.2.8.

По критерию (2.25) оптимальным решением является S1, при котором максимальный из минимальных результатов равен 0,25.

По критерию (2.26) наилучшим вариантом будет S3, для которого минимальный из максимальных рисков равен 0,45.

 

 

 

 

 

Таблица 2.8

 

Значения рисков

 

Варианты

 

Варианты обстановки

 

СИБ

О1

 

О2

 

О3

S1

0,55

 

0,50

 

0,00

S2

0,10

 

0,65

 

0,10

S3

0,45

 

0,00

 

0,20

S4

0,00

 

0,75

 

0,05

Оптимальные решения по критерию (2.27) для различных значений k сведены в табл.2.9.

Таблица 2.9 Оптимальные варианты по критерию Гурвица

Варианты

 

 

k

 

 

 

0,00

0,25

0,50

0,75

1,00

S1

0,40

0,36

0,32

0,29

0,25

S2

0,70

0,57

0,45

0,33

0,20

S3

0,85

0,69

0,52

0,36

0,20

S4

0,80

0,62

0,45

0,28

0,10

Оптимальные

S3

S3

S3

S3

S3, S2

решения

 

 

 

 

 

Анализ критериев (2.25), (2.26), (2.27) показывает, что их использование необходимо проводить в соответствии с системой исходных данных. Иными словами, создавая (модернизируя) систему информационной безопасности конкретного филиала предприятия, как составную часть общей системы, необходимо учитывать приоритетность защиты данного филиала, что отражено в

системе исходных данных в виде кортежа приоритетности. Как было показано выше, весь кортеж можно разбить на три неравные группы: 15% от общего числа будут составлять наиболее значимые филиалы, 35% - средние филиалы и 50% - менее критичные с точки зрения потерь филиалы. Для первой группы наиболее целесообразно использовать критерий (2.25), для второй –

(2.27), для третьей – (2.26).

Используя этот же подход можно спрогнозировать три различных варианта обстановки, в которых будет функционировать система информационной безопасности. Так, в частности, O1 вариант обстановки, при котором наиболее значимыми оказываются первые 15% угроз, которые упорядочены по значениям своих весовых коэффициентов. Соответственно O2 и O3 – варианты, в которых в наибольшей степени действуют 35% и 50% угроз.

Следует отметить, что неполнота и неопределенность информации и при формировании системы исходных данных и при оценке эффективности СИБ обуславливают применение методов экспертного оценивания, о которых речь пойдет ниже.

Раздел 3. ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ

3.1.Понятие модели. Цели, задачи и принципы моделирования

Моделирование, как средство представления системы или понятия (идеи) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования, обычно имеет целью объяснить и понять существо рассматриваемых объектов. Это философское определение модели.

С прагматической точки зрения модель есть инструмент, позволяющий спрогнозировать последствия альтернативных действий с целью их сравнения и выбора наилучшего.

При математическом толковании модели объект М есть модель объекта S, если М может быть использован для получения ответов на вопросы относительно S с точностью .

Более подробно суть моделирования раскрывается при рассмотрении следующих принципов моделирования:

целенаправленности и результативности всего процесса создания и использования моделей;

адекватности моделей систем; множественности моделей систем;

полноты и открытости каждой конкретной модели системы; стратификации комплекса моделей.

Обычно считается, что модель – это используемый для предсказания и сравнения инструмент, позволяющий логическим

путем спрогнозировать последствия альтернативных действий и достаточно уверенно указать, какому из них отдать предпочтение. Хотя такое использование моделей имеет важное значение, оно ни в коей мере не исчерпывает целей моделирования. Моделирование дает в руки различных специалистов инструмент, повышающий эффективность всего процесса создания и развития систем. В этом смысле модель служит мощным средством общения и осмысления реальных процессов, протекающих в системе. Поэтому целенаправленность и результативность – важнейший принцип моделирования.

Очевидно нет необходимости описывать все многообразие целей, которые могут быть достигнуты при моделировании в широком смысле слова. Важно лишь отметить, что любая модель служит для достижения одной из двух основных целей: либо описательной, если модель объясняет и (или) способствует лучшему пониманию объекта, либо предписывающей, когда модель позволяет предсказать и (или) воспроизвести характеристики объекта, определяющие его поведение.

На практике, как правило, имеет место синтез моделей, преследующих обе цели. Так, в первом случае используются описательные модели свойств систем (ее элементов), призванные дать количественную оценку интенсивности их проявления в определенном диапазоне условий. В другом случае, предписывающие модели, которые занимают особое место, устанавливают взаимосвязи как внутри системы, так и с ее метасистемой (тем объектом,

который является более общим по отношению к моделируемой системе). Описательная цель достигается путем оценки свойств систем, например, устойчивости функционирования, адаптивности и т.д. Предписывающая же цель предполагает оптимизацию системы, что предусматривает выявление показателей, критериев эффективности систем и т.д. Функциональный синтез указанных целей составляет суть моделирования в настоящее время.

Таким образом, целенаправленность и результативность моделирования заключается в установлении функциональных зависимостей между целями систем, определяемых ее метасистемой, и свойствами системы (характеристиками элементов), а также анализе их влияния друг на друга.

В такой постановке особую важность имеет следующий принцип моделирования – принцип адекватности (правильности) моделей, т.к. «путь» от целей систем к характеристикам ее элементов довольно значительный, что может привести к некорректности переходов, обобщений, суждений и заключений.

Проверка адекватности представляет собой процесс, в ходе которого достигается приемлемый уровень уверенности в том, что любой вывод о поведении (состоянии) систем, сделанный на основе моделирования, будет правильным. Однако формализованного процесса «испытания» правильности модели не существует. Существуют лишь общие рекомендации, которые применительно к моделированию имеют следующий вид.

Во-первых, следует проверить реальность области исходных предположений. Логика работы модели должна, хотя бы в принципе, соответствовать действительному положению вещей.

Во-вторых, необходимо убедиться, что модель верна «в первом приближении». Это означает, что при установлении предельных (граничных) значений входных параметров модель не будет давать абсурдных результатов.

В-третьих, требуется установить соответствие между имеющимся статистическим материалом (результатами реальных испытаний, измерениями на моделирующих стендах систем и т.п.) и выходными характеристиками модели. В этом случае целесообразно использовать методы и средства статистического анализа, например, автоматизированную систему обработки статистических данных.

В-четвертых, результаты моделирования могут быть сопоставлены с результатами, полученными с помощью моделейаналогов, которые уже проверены на адекватность.

Последнее обстоятельство обуславливает множественность моделей систем, как очередной принцип моделирования. При этом множественность моделей трактуется двояко. С одной стороны, как отмечалось выше, множественность выступает как критерий оценки адекватности вновь создаваемых моделей. С другой стороны, и это главное, система представима конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную грань ее сущности. Из этого утверждения следует не только ко-

нечность множества моделей, но и конечность граней сущности системы, что не совсем корректно в силу бесконечности сущности, как синонима материи. В этой связи, теоретически можно допустить бесконечность множества моделей системы. Однако представляется возможным для конкретного исследования выбрать конечное и однозначно определенное подмножество моделей. В этом случае, если X является подмножеством бесконечного множества моделей Ω; Xi – некоторые подмножества X; С(X) – выбранное подмножество моделей множества X; С – функция выбора, то выбор будет обоснованным при выполнении следующих условий.

1). Условие наследования:

X i Í X C( X i )ÊC( X )Ç X i ,

т.е. если осуществить с помощью функции С выбор из произвольного множества и выбор из некоторого его подмножества, то все модели, которые были выбраны из исходного множества и вошли в заданное подмножество, должны быть выбраны также из этого подмножества.

2). Независимость от не принятых моделей:

C( X )Í X i Í X C( X i )=C( X ),

т.е. если подмножество Xi содержит все модели, выбранные из X, то выбор из Xi должен совпадать с выбором из X; в частно-

сти, С(С(X)) = С(X).

1). Условие согласия:

ÇC( X i

)ÍC( È X i ),

i

i

т.е. все модели, выбранные из каждого множества Xi, должны быть также выбраны из их объединения.

4). Условие независимости выбора от пути:

C( X i È X j ) = C{ C( X i ) È C( X j )} ,

т.е. требуется, чтобы выбор из объединения множеств совпадал с выбором из объединения выборов, сделанных из каждого множества в отдельности.

5). Адитивность:

C( X i È X j ) = C( X i )ÈC( X j ) ,

т.е. предполагается, что выбор из объединения множеств равен объединению выборов из каждого множества в отдельности.

6). Мультипликативность:

C( X i Ç X j ) = C( X i )ÇC( X j ) ,

т.е. выбор пересечения множеств равен пересечению выборов из каждого множества в отдельности.

7). Монотонность:

X i Í X j C( X i )ÍC( X j ) ,

т.е. выбор из боле широкого множества должен быть таким же или шире.

Очевидно, что каждое из приведенных выше условий предполагает полноту каждой модели (тождественности каждого элемента x j Î X Ì Ω самому себе).

Принцип полноты модели означает, прежде всего, установление компромисса между максимально всесторонним описанием

систем с выбранной точки зрения (грани системы) и максимальной компактностью этого описания. А это, в свою очередь, связано с вопросом детализации (декомпозиции) исследуемой системы, т.е. с определением множества элементов (основания модели), полученного итеративной декомпозицией исходной системы, которое в последующем и будет воспроизводиться в модели. Естественным кажется желание разложить систему на элементарные составляющие, каждая из которых имеет простейшую модельную реализацию, а вся их совокупность якобы описывает систему в целом в определенном аспекте. Однако в этом случае модель непомерно разрастается и, что самое главное, за видением «деревьев» теряется видение «всего леса».

Следует отметить, что в настоящее время не существует строго алгоритма обоснования требуемого уровня декомпозиции исследуемой системы. В этой связи перспективными представляются следующие предположения.

Известно, что чем ниже уровень иерархии декомпозиции, тем ниже влияние элементов этого уровня на состояние (поведение) системы в целом. Напротив, если система представлена нулевым уровнем декомпозиции, т.е. «сама собой», то влияние единственного элемента на нулевом уровне считается максимальным (система определяет «самою себя»). Однако в этом случае полностью отсутствует информация о процессах, протекающих внутри системы. С этой точки зрения иерархическая струк-