Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История отечественной журналистики.doc
Скачиваний:
136
Добавлен:
29.03.2015
Размер:
1.09 Mб
Скачать
  1. «Литературная газета» (1830-1831гг.) а. Дельвига. Роль а. С. Пушкин в газете.

Участвуя в «Северных цветах», Пушкин не оставлял мысли о создании в Петербурге более оперативного печатного органа, который можно было бы противопоставить реакционной периодике Булгарина и Греча. Ни ему, ни Вяземскому правительство не выдаст разрешения, он поручил хлопоты Дельвигу. Дельвиг упросил цензурный комитет разрешить ему выпуск «Литературной газеты» без всякой примеси политики, и 1 января 1830 г. появился ее первый номер.

«ЛГ» выходила один раз в пять дней, на 8 полосах; каждая полоса была разбита на две колонки. Цель газеты – знакомить образованную публику с новейшими произведениями литературы, заявляла редакция. Состав участников: те, кто публиковались в «Северных цветах», кроме Булгарина и Греча (они имели собственные периодические издания). Так «ЛГа» сразу же противопоставила себя «Сыну отечества» и «Северной пчеле».

Рабочая редакция «Литературной газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, его помощника, литератора и журналиста Сомова, и секретаря редакции В. Щасного, который, помимо технической работы, занимался переводами и переложениями научных статей.

Выпустив два номера, Дельвиг по делам уехал из СПб, и руководство газетой на два месяца перешло к Пушкину. В отсутствие Дельвига Пушкин совместно с Сомовым издал десять номеров (с 3 по 12-й). За 1830 г. он поместил в «Литературной газете» более двадцати своих статей, рецензий, полемических заметок и свыше десяти подготовил, но не опубликовал.

Пушкин просил друзей ходатайствовать о расширении ее программы. «Но неужто Булгарину отдали монополию политических новостей?». Все же сотрудники «Литературной газеты» находили способы освещать вопросы политической современности в критических статьях, рецензиях и полемических заметках.

Номер обычно открывался худож произведением в прозе, затем стихотворения и научная или полемическая статья; последние две-три полосы отводились на библиографию русских и иностранных книг и «Смесь».

В отделе прозы помещались повести, отрывки из романов, описания путешествий, очерки, записки. Были опубликованы отрывки из VIII главы «Евгения Онегина», две главы из повести Гоголя «Страшный кабан», главы из «Путешествия в Арзрум» и «Арапа Петра Великого» Пушкина, отрывки из романов А. Погорельского «Монастырка», сатирическое произведение Фонвизина «Разговор у княгини Халдиной», путевые записки и очерки Сомова, В.Г. Теплякова, А.С. Норова, Я.И. Сабурова. Зарубежная литература была представлена переводами из произведений В. Скотта, Гофмана, Мериме, Стендаля, Гюго, Манцони, В. Ирвинга.

В 1м номере была опубл заметка о книге «Некрологии генерала от кавалерии Н. Н. Раевского». Автор книги- генерал-майор М. Орлов, один из руководителей Союза благоденствия, книга о герое войны 1812 Раевском, своем зяте. Эта заметка Пушкина заверяла читателей, что события 1812 и 1825 получат освещение на страницах нового издания. Подтверждением служили опубликованные в произведения декабристов А. Бестужева и А. Одоевского, Ф. Глинки и Д. Давыдова, пушкинское стихотворение «Арион» («Я гимны прежние пою...»).

В отделе поэзии сотрудничали виднейшие поэты – Пушкин, Дельвиг, Вяземский, Д. Давыдов, Баратынский, Ф. Глинка и др.; без подписи печатались стихотворения ссыльных декабристов – А. Бестужева и Кюхельбекера.

Статьи по истории и теории литературы (Катенин, Вяземский), статьи по истории, педагогике, философии, медицине, естествознанию

Живым и злободневным был отдел библиографии, в котором рецензировались новинки русской и зарубежной литературы и науки, печатались отзывы о периодических изданиях. В этом отделе и в «Смеси» велась острая борьба с реакционной прессой, закладывались основы подлинно научной критики и просветительской журналистики.

Позиция «ЛГ» в вопросах критики и библиографии в заметке Пушкина «О журнальной критике» (1830). Отмечал, что «критика или ограничивается сухой библиографией, или дружескими похвалами, или просто превращается переписку издателя с сотрудниками». !!!Необходимо рассматривать не только произведения, «имеющие видимое достоинство». Необходимо брать и такие, при анализе которых можно выйти за пределы чисто литературных вопросов, потому что «нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных». Пушкин рекомендует применять разговор с читателем «по поводу» – прием, который позже теоретически разработал и осуществил Белинский.

В «ЛГ» проявились особенности пушкинской журнальной статьи: экономность словесных средств, логически безупречная выстроенность сюжета, многофункциональность цитирования источника. Вывод в иносказательной форме касался проблем нравственности, норм общ поведения, проф этики журналиста. В заключительной фразе звучала раскрывающая смысл всей статьи остроумная сентенция, нередко подкрепленная цитатой из басни или притчи.

Почти все участники «ЛГ» находились в связях с декабристами, поэтому газета воспринималась современниками и правительством как орган русского просвещенного дворянства, как орган политической оппозиции.  доносы Булгарина на вольномыслие ее сотрудников. Еще он видел в «ЛГ» сильного конкурента «Северной пчеле».

В анонимной рецензии 1830 г. Дельвиг дал объективную оценку псевдоисторическому роману Булгарина «Иван выжигин». Тот решил, что автор рецензии — Пушкин, и напечатал пасквильную заметку о некоем французе, который более ревностно служит Бахусу и Плутусу, чем музам. Когда же в печати появилась седьмая глава «Евгения Онегина», Булгарин провозгласил «совершенное падение» пушкинского таланта. Он дал понять к тому же, что Пушкин заимствовал некоторые описания московской жизни из «Ивана Выжнгина», обвинил в том, что поэт не воспел успехи русского оружия и без должного почтения говорит о России, вспоминая Отечественную войну

В № 20 «Литературной газеты» на 1830 г. Булгарину ответили Дель¬виг и Пушкин. Дельвиг отмел клевету Булгарина о якобы имевшем место плагиате, напомнив, что описание Москвы из седьмой главы «Евгения Онегина» было опубликовано в «Северной пчеле» за год до появления «Пиана Выжигина». Пушкин напечатал свой памфлет «О записках Видока».

Поэт использует форму библиографической заметки, чтобы изве¬стить читателей об изданных во Франции записках начальника поли¬цейского отряда, а до того уголовного преступника Видока. Это памфлет, в котором Булгарин разоблачается как сыщик в литр-ре и жур-ке, построенный на сходстве биографий Видока и Булгарина (дезертирство из армии, доносительство, мошенничество и др.). Читатели сразу поняли, что речь идет о Булгарине. В результате были запрещены все печатные высказывания о Видоке, «Записки» и даже его портреты изъяты из продажи.

Почти одновременно с памфлетом Пушкин сочи¬нил эпиграмму «Не то беда, что ты поляк», в которой имя Видока соединил с именем Фиглярина, т. е. Булгарина.

После этого Булгарин участил доносы на «ЛГ», и Третье отделение стало зорче следить за нею. В августе 1830 г. Дельвиг получил строгий выговор за помещение в одной из заметок фразы, взятой из революционной французской песни. За цитирования французского четверостишия, Дельвига вызвали в Третье отделение. Бенкендорф принял Дельвига сурово, обвинил в якобинстве, пригрозил Сибирью. Выход «Литературной газеты» был приостановлен, вскоре неожиданно скончался Дельвиг. Благодаря заступничеству товарища министра внутренних дел Блудова издание возобновилось, но уже под редакторством Сомова. «Литературная газета» в 1831 г. заполнилась произведениями малоизвестных сочинителей, Пушкин и Вяземский постепенно отошли от нее. Тираж стал резко падать и газета закрылась.

Чернышевский: ЛГ не проникла в публику, т.к. газета ориентировалась не на массового, а на просвещенного, образованного читателя+ она не получила права на политическую информацию

После прекращения «Литературной газеты» Пушкин продолжает острую полемику с Булгариным и Гречем в журнале Н.И. Надеждина «Телескоп», который не раз критиковал Булгарина как писателя.