Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом Биктимерова.docx
Скачиваний:
92
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
185.15 Кб
Скачать

2.2 Анализ и интерпретация полученных данных

«Сырые» баллы по итогам проведенного тестирования, полученные с использованием отобранных психодиагностических методик, представлены в Приложении 5. Рассмотрим результаты их математико-статистической обработки.

На Рисунке 1 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня ситуативной тревожности (по результатам методики Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина).

Рисунок 1. Доля учащихся с низким, умеренным и высоким уровнями ситуативной тревожности, %

Согласно полученным данным, среди выборки учащихся подросткового возраста более половины респондентов (53,36%) характеризуются умеренным уровнем ситуативной тревожности. Данный уровень тревожности считается наиболее адаптивным, способствующим достижению высоких результатов.

Более одной четвертой части выборки (28,34%) характеризуется высоким уровнем ситуативной тревожности. По-видимому, данные учащиеся на момент проведения исследования находились в состоянии стресса и переживали такие эмоции, как напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность.

Менее одной пятой выборки (18,30%) характеризуется низким уровнем ситуативной тревожности. Данные учащиеся могут быть охарактеризованы как слабо мотивированные на учебную деятельность и участие в проводимом исследовании.

На Рисунке 2 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня личностной тревожности (по результатам методики Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина).

Рисунок 2. Доля учащихся с низким, умеренным и высоким уровнями личностной тревожности, %

Согласно полученным данным, почти половина выборки учащихся подросткового возраста (48,33%) характеризуется умеренным уровнем личностной тревожности. Это позволяет охарактеризовать их как способных к адекватному восприятию стимулов внешней среды, что является условием эффективной деятельности.

Также около половины выборки учащихся подросткового возраста (48,33%) характеризуется высоким уровнем личностной тревожности, что свидетельствует о наличии у них предрасположенности к расцениванию большого числа нейтральных ситуаций как опасных для самооценки и самоуважения.

Только 3,33% респондентов отличаются низким уровнем личностной тревожности, что позволяет сделать вывод о слабо развитой ответственности и низкой заинтересованности в результатах решения различных жизненных задач.

На Рисунке 3 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня личностной тревожности (по результатам методики А.М.Прихожан).

Рисунок 3. Доля учащихся с низким, средним и высоким уровнями личностной тревожности, %

Согласно полученным данным, большая часть респондентов (65,00%) характеризуется средним, наиболее адаптивным уровнем личностной тревожности. Примерно одна пятая часть респондентов (21,67%) характеризуется низким уровнем личностной тревожности. 13,33% респондентов отличаются высоким уровнем личностной тревожности.

Помимо выявления общего уровня личностной тревожности, методика А.М.Прихожан предполагает также возможность выделить области действительности, в наибольшей степени вызывающие тревогу у респондентов. Рассмотрим средние значения показателей частных шкал данной методики (Рисунок 4).

Рисунок 4. Средние значения показателей частных шкал методики А.М.Прихожан среди выборки учащихся

Согласно полученным данным, все средние значения находятся в границах нормы. Однако наиболее высокой в данной выборке является магическая тревожность (Хср.=5,57 стена). Обследованные подростки в наибольшей степени склонны испытывать тревогу в ситуациях, связанных с потусторонними силами, различными предрассудками и приметами. Наиболее низким средним значением в данной выборке характеризуется самооценочная тревожность (Хср.=4,35 стена). Обследованные подростки в наименьшей степени склонны к тревоге в ситуациях сравнения себя с другими людьми или при выполнении деятельности, предполагающей вынесение оценки.

Рассмотрим особенности саморегуляции в выборке учащихся. На Рисунке 5 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня развития способности к саморегуляции (по результатам методики В.И.Моросановой).

Рисунок 5. Доля учащихся с низким, средним и высоким уровнями развития способности к саморегуляции, %

Согласно полученным данным, наибольшая часть респондентов (43,33%) отличается высоким уровнем развития способности к саморегуляции. Учащиеся с высокими показателями общего уровня саморегуляции самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в значительной степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.

Примерно одна пятая часть респондентов (21,67%) отличается низким уровнем развития способности к саморегуляции. У учащихся с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. У таких испытуемых снижена возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно, успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

Еще 35,00% респондентов отличаются средним уровнем развития способности к саморегуляции, что свидетельствует о нестабильности как в процессе овладения новыми видами деятельности, так и при решении привычных задач.

Помимо измерения уровня развития общей способности к саморегуляции, методика В.И.Моросановой предполагает также возможность определения преобладающих стилей саморегуляции произвольной активности и регуляторно-личностных свойств. Рассмотрим уровень выраженности стилей саморегуляции поведения в выборке учащихся (Рисунок 6).

Рисунок 6. Средние значения показателей частных шкал методики В.И.Моросановой среди выборки учащихся

Согласно полученным данным, все показатели находятся в рамках нормативных значений. Исключением является только среднее значение показателя самостоятельности (Хср.=6,47 балла), немного превышающее верхнюю границу нормы. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности, о способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

Средние значения показателей стилей саморегуляции практически не отличаются, однако наиболее высоким среди них является показатель программирования (Хср.=6,17 балла). Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, о детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемого результата.

На Рисунке 7 представлено распределение респондентов в зависимости от уровня развития способности к волевой саморегуляции (по результатам методики А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана).

Согласно полученным данным, большая часть респондентов (78,33%) отличается уровнем развития способности к волевой саморегуляции ниже среднего, на основании чего мы можем охарактеризовать учащихся как чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у них невысока, а общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Рисунок 7. Доля учащихся с уровнями развития способности к волевой саморегуляции ниже и выше среднего, %

Только одна пятая часть выборки (21,67%) характеризуется уровнем развития способности к волевой саморегуляции выше среднего, что свидетельствует об эмоциональной зрелости, активности, независимости, самостоятельности. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях у них возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

Помимо измерения уровня развития общей способности к волевой саморегуляции, методика А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана предполагает также возможность определения степени выраженности настойчивости и самообладания. Рассмотрим средние значения данных показателей в выборке учащихся (Рисунок 8).

Рисунок 8. Средние значения показателей частных шкал методики А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана среди выборки учащихся

Согласно полученным данным, и настойчивость, и самообладание в данной выборке учащихся характеризуются уровнем развития ниже среднего (соответственно, Хср.=5,92 балла и Хср.=5,20 баллов). Низкие значения по шкале настойчивости свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм. Низкие значения по шкале самообладания говорят о спонтанности и импульсивности в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, что ограждает человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствует невозмутимому фону настроения.

Обобщая полученные результаты, мы можем сделать вывод о том, что большая часть обследованных учащихся подросткового возраста характеризуется умеренным уровнем личностной и ситуативной тревожности, а также высоким уровнем развития общей способности к саморегуляции, в структуре которой в наибольшей степени выделяются стиль программирования и такое регуляторно-личностное свойство, как самостоятельность. При этом уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован как попадающий в зону значений ниже среднего. По-видимому, саморегуляция, основанная на волевых способностях, является наиболее сложным инструментом самоконтроля для учащихся подросткового возраста, возможно - в силу доминирования эмоций в детерминации поведения представителей данной возрастной группы.

Основной целью данной работы является определение особенностей саморегуляции у учащихся с высоким уровнем тревожности. Для выделения среди выборки групп с различными уровнями тревожности нами был проведен кластерный анализ (Приложение 6). Нами были выделены три группы; средние значения показателей тревожности в трех группах представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Средние значения показателей тревожности в трех группах учащихся

Показатели

Среднее

значение

в группе 1

(n=22)

Среднее значение в группе 2

(n=24)

Среднее значение в группе 3

(n=14)

"Ситуативная тревожность (ТИТ)"

39,14

32,08

53,93

"Личностная тревожность (ТИТ)"

49,73

38,67

50,43

"Общая тревожность (ШЛТ)"

4,64

4,25

7,36

"Школьная тревожность (ШЛТ)"

3,86

4,50

7,00

"Самооценочная тревожность (ШЛТ)"

4,00

3,33

6,64

"Межличностная тревожность (ШЛТ)"

5,09

4,04

6,86

"Магическая тревожность (ШЛТ)"

5,09

4,54

8,07

Согласно полученным данным, наиболее высоким уровнем показателей тревожности характеризуется третья группа, в состав которой вошли 14 респондентов. Для выделения особенностей развития способности к саморегуляции в данной группе нам необходимо сопоставить её результаты с результатами группы учащихся с наиболее низким уровнем тревожности - то есть второй группы, в состав которой вошли 24 респондента.

На Рисунке 9 представлены средние значения общего показателя саморегуляции, выявленные с использованием методики В.И.Моросановой в двух группах учащихся - с низким и высоким уровнями тревожности.

Рисунок 9. Средние значения общего показателя саморегуляции по методике В.И.Моросановой в группах учащихся с низким и высоким уровнями тревожности

Согласно полученным данным, в группе учащихся с высоким уровнем тревожности ниже общий показатель развития способности к саморегуляции, чем в группе учащихся с низким уровнем тревожности (Хср.=23,64 балла по сравнению с Хср.=33,50 балла). При этом в группе учащихся с высоким уровнем тревожности общий показатель развития способности к саморегуляции попадает в зону низких значений, а в группе учащихся с низким уровнем тревожности - в зону высоких значений.

Средние значения всех частных показателей стилей саморегуляции также ниже в группе учащихся с высоким уровнем тревожности, чем в группе учащихся с низким уровнем тревожности (Рисунок 10).

Рисунок 10. Средние значения показателей частных шкал методики В.И.Моросановой в группах учащихся с низким и высоким уровнями тревожности

На Рисунке 11 представлены средние значения показателей волевой саморегуляции, выявленные с использованием методики А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана в двух группах учащихся - с низким и высоким уровнями тревожности.

Согласно полученным данным, в группе учащихся с высоким уровнем тревожности ниже средние значения как частных показателей волевой саморегуляции - настойчивости и самообладания, так и общего показателя волевой саморегуляции.

Рисунок 11. Средние значения показателей частных шкал методики А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана в группах учащихся с низким и высоким уровнями тревожности

Для окончательного подтверждения или опровержения гипотезы исследования нам необходимо применить метод математической статистики. Для определения того, какой именно критерий следует выбрать, нами была проведена проверка данных на соответствие нормальному распределению (Приложение 7). Согласно полученным данным, большая часть распределений не соответствует нормальному, а, следовательно, оправданным будет применение непараметрического критерия статистики - U-критерия Манна-Уитни (Таблица 3).

Согласно полученным данным, в группе учащихся с высоким уровнем тревожности достоверно ниже показатели таких стилей саморегуляции, как планирование, моделирование, программирование и оценка результатов, а также общего уровня саморегуляции, волевой саморегуляции, настойчивости и самообладания. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Между учащимися с высоким и низким уровнями тревожности действительно существуют достоверные различия в особенностях саморегуляции, свидетельствующие о слабой сформированности основных регуляторных свойств у учащихся с высоким уровнем тревожности.

Таблица 3

Различия в значениях показателей саморегуляции между группами учащихся с низким и высоким уровнями тревожности

Показатели

Сумма рангов в группе с низким уровнем тревож-ности

Сумма рангов в группе с высоким уровнем тревож-ности

Значение U

Уровень значи-мости

"Планирование (ССП)"

551,00

190,00

85,00

0,01

"Моделирование (ССП)"

597,50

143,50

38,50

0,01

"Программирование (ССП)"

596,00

145,00

40,00

0,01

"Оценка результатов (ССП)"

537,50

203,50

98,50

0,05

"Гибкость (ССП)"

484,00

257,00

152,00

0,64

"Самостоятельность (ССП)"

512,50

228,50

123,50

0,18

"Общий уровень саморегуляции (ССП)"

606,00

135,00

30,00

0,01

"Волевая саморегуляция (ИВС)"

615,50

125,50

20,50

0,01

"Настойчивость (ИВС)"

610,50

130,50

25,50

0,01

"Самообладание (ИВС)"

588,00

153,00

48,00

0,01

Итак, высокий уровень тревожности и недостаточная сформированность регуляторных свойств оказываются тесным образом взаимосвязанными в структуре личности учащегося подросткового возраста. Кризисный характер данного возрастного периода накладывает свой отпечаток на эмоциональную сферу личности, делая подростка крайне чувствительным к воздействиям окружающей среды и формируя повышенный уровень тревожности. Недостаточная психологическая зрелость и отсутствие жизненного опыта определяют слабую сформированность механизмов саморегуляции по совладанию с собственными аффектами и контролю за поведенческими проявлениями. Психологическая помощь подростку с высоким уровнем тревожности должна включать в себя мероприятия по развитию способностей к эффективной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, что не только поможет подростку получить навыки по конструктивному управлению своими эмоциями, но и повысит эффективность его деятельности, а также поспособствует росту уверенности в себе.