Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!!Экзамен зачет учебный год 2026 / Dream_team_Mezhdunarodnoe_chastnoe_pravo__kopia.docx
Скачиваний:
80
Добавлен:
16.09.2025
Размер:
1.17 Mб
Скачать

5. Нормативный состав международного частного права.

Одной из особенностей МЧП является объединение в его составе разнохарактерных правовых норм.

Нормативный состав — это то, из чего состоит любое правовое подразделение (система, отрасль, институт), которое представляет собой систему взаимосвязанных норм права. Их природа и характерные черты определяют природу и характерные черты самого права.

Природа и характерные особенности нормативного состава МЧП непосредственно зависят от метода и способов правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом.

В соответствии с двумя способами регулирования оно состоит из двух разнохарактерных групп норм:

  • коллизионных;

  • унифицированных материальных частноправовых.

Их системная принадлежность к МЧП определяется единым предметом регулирования, а также тем, что они являются выражением единого метода и имеют единое функциональное назначение — преодоление коллизии права.

Основные концепции относительно нормативной структуры МЧП:

  • МЧП - совокупность только коллизионных норм.

  • МЧП включает в себя и коллизионные, и материально-правовые нормы. Эта позиция разделяется подавляющим большинством!!!

В данной концепции можно выделить несколько направлений:

а) нормативная структура МЧП состоит из двух видов норм - коллизионных и унифицированных (международных) материально-правовых.

б) МЧП состоит из коллизионных, унифицированных материально-правовых и внутренних материально-правовых норм, предназначенных для регулирования отношений, образующих объект МЧП. В настоящее время большинство ученых придерживается «широкой конструкции МЧП»

в) в нормативный состав МЧП включаются нормы:

1) коллизионно-правовые (унифицированные и национальные);

2) материально-правовые (унифицированные и внутригосударственные

3) процессуально-правовые (унифицированные и внутригосударственные), предназначенные для регулирования международных процессуальных отношений и международного коммерческого арбитража.

Коллизионные нормы (отсылочные),

посредством которых осуществляется коллизионный способ регулирования, преодолевают коллизионную проблему путем выбора права. Коллизионные нормы неоднородны. В зависимости от формы правового регулирования выделяются национальные и унифицированные (международные).

Национальные коллизионные нормы

— это нормы, которые государство разрабатывает и принимает самостоятельно в пределах своей юрисдикции. Они содержатся во внутренних законодательных актах соответствующего государства (в РФ — в разд. VI ГК РФ, в разд. VII Семейного кодекса РФ и в некоторых других законах).

Унифицированные коллизионные нормы

нормы, созданные на основе международных договоров как результат согласованной воли договаривающихся государств. В России действуют унифицированные нормы, которые созданы договорами, в которых участвует Россия. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции они являются частью российской правовой системы. По правовой природе и национальные, и унифицированные коллизионные нормы ничем не отличаются друг от друга: и те и другие указывают применимое право для установления прав и обязанностей участников частноправовых отношений и поэтому являются отсылочными.

Унифицированные коллизионные нормы отличаются от национальных

  • по механизму создания (через международные договоры и последующее их восприятие национальным правом)

  • по механизму применения, особенности которого обусловлены связью унифицированных норм с международным договором, сохраняющейся на протяжении всей их жизни.

Итог:

  • приобретают юридическую силу национального права

  • не сливаются с национальными коллизионными нормами

  • существуют параллельно и имеют ряд особенностей, связанных с их международным происхождением.

Таким образом, независимо от происхождения национальные и международные коллизионные нормы являются нормами внутреннего права. Их система образует российское коллизионное право. Коллизионное право — это основная часть МЧП, определяющая его характерные черты и особенности.

Унифицированные материальные нормы, посредством которых осуществляется материально-правовой способ регулирования, преодолевают коллизионную проблему путем создания одинаковых норм частного права разных государств, что устраняет саму причину возникновения коллизии права.

Отличие от коллизионных материальных:

непосредственно устанавливают права и обязанности для участников частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом.

Поэтому такие нормы часто называют прямыми — они регулируют рассматриваемые отношения прямо, минуя коллизионную стадию.

Поскольку унификация материального частного права осуществляется в международно-правовой форме (в форме международного договора), то унифицированные материальные нормы по происхождению являются международными.

Общие черты унифицированных и материальных:

  • Их международное происхождение порождает те же особенности в механизме создания и применения,

  • В пределах нашего государства при условии его участия в международных договорах действуют как нормы национального права, но сохраняя связь с международным договором, что обусловливает специфику их применения.

Вопрос о принадлежности унифицированных материальных норм международному частному праву спорен.

  • одни считают, что они не входят в его нормативный состав (например, Г. К. Матвеев),

  • другие (большинство — М. М. Богуславский, Л. А. Лунц), напротив, считают, что они составляют его часть, и даже преобладающую.

НАША КАФЕДРА в целом РАЗДЕЛЯЕТ вторую позицию! следует подчеркнуть, что объединение столь отличных по характеру правовых норм — коллизионных и материальных — в единой системе МЧП имеет объективные основания:

общий предмет регулирования (частноправовые отношения международного характера)

общий метод регулирования (и те и другие при помощи разных приемов преодолевают коллизию права)

Одновременное наличие двух этих критериев является единственным основанием для включения тех или иных норм в состав МЧП.

Материальные нормы внутреннего частного права.

Нормы, которые специально предназначены для регламентации отношений с иностранным элементом, но которые не являются коллизионными. Они не предусматривают выбор права, а прямо устанавливают права и обязанности участников подобных отношений.

Например:

  • Федеральный закон о правовом положении инострацев в Российской Федерации 2002 г.,

  • Таможенный кодекс 1993 г.,

  • Федеральный закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995 г.,

  • Федеральный закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации 1999 г., Федеральный закон об экспортном контроле 1999 г.,

  • Указ Президента о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы 1993 г. и др.

Но чаще всего в нормативных актах, посвященных регламентации определенных внутренних отношений, содержатся и отдельные нормы, касающиеся отношений международного характера. Например:

  • Закон о валютном регулировании и валютном контроле 1992 г.,

  • Патентный закон 1992 г.,

  • Положение о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, утвержденное постановле-нием Правительства РФ в 1995 г.,

  • Федеральный закон о лизинг 1998 г. в редакции Закона от 29 января 2002 г. и др.

Как правило, рассматриваемые нормы используются,

во-первых, для установления правового режима иностранных физических и юридических лиц в различных областях, в том числе в гражданских, семейно-брачных и трудовых отношениях;

во-вторых, для регламентации отношений, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и осуществления государственного контроля над этой деятельностью;

в-третьих, для регламентации инвестиционных отношений с участием иностранцев.

Доктрина неоднозначно решает вопрос о принадлежности подобных норм международному частному праву. На наш взгляд, регулирование по- средством национальных материально-правовых норм лежит вне сферы международного частного права. Главный аргумент в пользу такого вывода состоит в том, что наличие подобных норм в отличие от унифицированных не снимает коллизионную проблему: они применяются после того, как коллизионный вопрос решен в пользу российского права.

Дополнительно отметим, что правовая природа названных и других подобных актов различна: они могут быть как частно- правовыми, так и публично-правовыми. В

При решении вопроса о месте внутренних материальных норм, регулирующих отношения с иностранным элементом, нужно прежде всего исходить из правовой природы этих норм. Нормы, относящиеся к публично-правовым отраслям права, по своей природе не могут входить в систему МЧП

Что касается места, которое занимают внутренние материальные нормы, предназначенные для регулирования отношений с иностранным элементом, то они входят в соответствующие отрасли внутреннего права в качестве норм lex specialis. Как и любые другие специ- альные нормы, они применяются при наличии каких-то особых, дополнительных условий (в данном случае —при наличии иностран- ного элемента), оставаясь при этом нормами соответствующих от- раслей либо публичного, либо частного права

Нормы международного гражданского процесса

Международный гражданский процесс—это регламентированная законом деятельность суда и других правоприменительных органов по разрешению гражданских дел, осложненных иностранным элементом. Термин «международный гражданский процесс» ни в коей мере не означает деятельности международных судебных и арбитражных органов. Речь идет о деятельности национальных правоприменительных органов

При разрешении частных дел, осложненных иностранным элементом, возникают такие вопросы, как подсудность данной категории дел, поручения судов одного государства судам другого государства, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений, положение иностранного государства и его дипломатических представителей в гражданском процессе и т. д.. Однако они не могут быть включены в нормативный состав международного частного права, так как не отвечают объективным критериям, характеризующим это право.

Прежде всего нормы международного гражданского процесса имеют иной предмет регулирования, чем нормы международного частного права. Они регламентируют не сами частные отношения, осложненные иностранным элементом, а деятельность суда по разрешению гражданских дел, в которых присутствует иностранный элемент, причем деятельность только своего собственного суда. Но такая деятельность является предметом, регулирования российского гражданского процессуального права. Следовательно, по предмету регулирования нормы международного гражданского процесса входят в гражданское процессуальное право и в арбитражное про- цессуальное право.

Из рассмотренного неизбежно следует вывод, что при регламентации вопросов международного гражданского процесса при- меняется метод, присущий гражданскому процессуальному праву, а не метод международного частного права. Наличие иностранно- го элемента в гражданском процессе не вносит никаких принципиальных изменений в способы его правовой регламентации.

Сложилось общепризнанное правило, что суд и иные правоприменительные органы при рассмотрении любых частных дел, в том числе с иностранным элементом, руководствуются собственными процессуальными нормами и не применяют иностранного процессуального права. При рассмотрении дел, осложнен- ных иностранным элементом, перед судом никогда не возникает вопрос, процессуальное право какого государства — российского или иностранного — нужно применить.

К этому следует добавить, что гражданское процессуальное право относится к публичному праву.

Унифицированные процессуальные нормы

Например, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г., Брюссельская конвенция о международной подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам 1968 г. и др.

По механизму создания и применения эти нормы очень близки унифицированным материальным частноправовым нормам. Однако нет оснований для включения их в состав международного частного права.

  • они не являются выражением общего метода международного частного права—преодоление коллизионной проблемы, так как таковая здесь вообще не возникает

  • у процессуальных унифицированных норм иной предмет регулирования. Они так же, как и «внутрен- ние» процессуальные нормы, предназначены для регулирования не частноправовых отношений с иностранным элементом, а деятельности суда по разрешению данной категории дел.