Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T2.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
23.73 Mб
Скачать

Профессионального психолога (компетентного и некомпетентного) и я-образов студентов

Казначеева Н.Б., Ситников В.Л. (Ленинградская область)

В нашем исследовании выявлялись взаимосвязи междухарак­теристиками образов компетентного и некомпетентного психолога и компонентами структур Я-образов студентов - будущих психологов, эти образы создающих.

Наименьшее количество принципиальных отличий между образом-Я и образом компетентного психолога у студентов млад­ших, средних и старших курсов можно наблюдать на первом курсе дневного отделения (10 компонентов, на уровне значимости от­личий 1 %). Наибольшее, как это неудивительно, (12 компонентов, на уровне значимости отличий 1 %) - на пятом курсе дневного отделения. Складывается впечатление, что перед окончанием уни­верситета у студентов формируется глубокое противоречие между представлениями о себе, о своих личностных компонентах и пред­ставлениями о компетентном, успешном профессионале.

Возможно, это противоречие и является проявлением одного из кризисов профессионального становления личности - кризиса профессионального выбора. С другой стороны, вероятно, это и

некоторый момент идеализации личности компетентного про­фессионального психолога. Студенты дневного отделения пятого курса, оценивая себя достаточно критично, видят между собой и идеальным вариантом специалиста много несоответствий.

Больше всего достоверные различия выявляется между Я-образами и образами некомпетентного психолога. По 13 ком­понентам из 14 возможных выявлены достоверные различия на первом курсе заочного, на третьем и пятом курсе дневного отделений. На первом курсе дневного и пятом курсе заочного отделений выявлены отличия по 12 характеристикам. На третьем курсе заочного отделения наблюдаются отличия по 11 компо­нентам из 14 рассматриваемых. Таким образом, несмотря на критическую оценку себя и большое количество несоответствий между представлениями о себе и компетентном профессионале, студенты все-таки приближают свой образ именно к компетент­ному специалисту.

Интересные данные получены при анализе невербальных образов, полученных на основе психогеометрического теста С. Де-лингер. Более 50% студентов всех категорий ассоциируютличность компетентного психолога с фигурой круга. Выбор психогеометри­ческой формы для составления портрета некомпетентного пси­холога зачастую является прямой противоположностью портрета компетентного психолога. Наиболее частой для характеристики некомпетентного специалиста является фигура «прямоугольника». В целом по всей выборке она встречается от 40 % (3 курс дневного ообучения) до 59 % (4 курс заочного отделения). Далее по частоте встречаемости идет «зигзаг», занимающий от 24% (1 курс ДО) до 38% (4 курс ДО).

Наиболее значимые корреляционные связи между Я-образами и образами компетентного психолога выявляются на третьем курсе дневного и заочного отделений. Этот факт еще раз подтверждает предположение о наличии взаимосвязей между отражением в сознании образа профессионального психолога и особенностями прохождения кризисов профессионального выбора.

Образы профессионального психолога в структуре Я-концепции личности студентов психологических специальностей индивидуаль­ны, но имеют общие закономерности. В частности, при составлении образа профессионального психолога, как компетентного, так и некомпетентного, студенты и дневного и заочного отделения раз­ных курсов в основном используют социальные и эмоциональные характеристики («общительный»,«тактичный»,«жизнерадостный», «уверенный в себе»).

Я-образы, в отличие от образов компетентного и некомпе­тентного психолога, отличаются гораздо большей вариативностью. Образы профессионального психолога имеют существен но большее количество совпадений на разных курсах и разных отделениях, чем

Чем старше курс, тем более значимым в описании образа ком­петентного психолога является профессиональная образованность, то есть получаемое профессиональное образование приобретает всю большую ценность в сознании студентов.

На всех курсах одними из наиболее важных для студентов остаются так называемые «вечные» ценности («порядочный», «воспитанный», «хороший человек»).

В группе студентов с максимально представленными профес­сионально важными личностными качествами образ компетентного психолога максимально приближен к образу-Я, в ряде случаев являясь прямой его проекцией.

175

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Взаимодействие психических состояний и мотивов в спортивной деятельности

Калимуллина И.Р. (г. Казань)

Спортивная деятельность протекает в сложных экстремаль­ных условиях соревнований, характеризуется тренировочными нагрузками на уровне предельных возможностей человеческого организма. Наибольшую актуальность в спортивной психологии приобретают исследования психических состояний, возникающих у спортсменов в различных условиях их жизни и деятельности, особенностей их протекания и механизмов возникновения.

Тренировочно-соревновательная деятельность есть особенная «ситуация», в которой, под влиянием избирательной активности сознания, возникают разнообразные по модальности, сложности и интенсивности психические состояния. Цель нашего исследова­ния - выявление особенностей взаимосвязи между психическими состояниями и мотивацией личности.

Выборку составили спортсмены - фехтовальщики СДЮШОР, п = 21 человек (девушки; 16 - 21 год; КМС- МСМК). Исследование проводилось в период усиленных тренировок и ответственных соревнований.

В ходе проведенного исследования и анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Соревновательная ситуациятребуетотспортсмена оптимально­го достижению высоких спортивных результатов уровня мобилиза­ции психофизических ресурсов. Параметры психического состояния (прежде всего, его когнитивная составляющая) в соревновательной ситуации имеют прямую зависимость с мотивацией достижения успеха: сосредоточенность, уверенность в себе, концентрация на четком выполнении тактических приемов и др. позволяют спор­тсмену добиться наилучшего для себя результата. Тренировочная ситуация характеризуется направленностью на развитие психофи­зических качеств спортсмена и повышение уровня функциональных возможностей организма. Параметры психического состояния (прежде всего, переживание и поведенческие составляющие) в тренировочной ситуации имеют обратную зависимость с мотивом избегания неудачи. Направленность спортсмена на избегание неу­дач характеризуется неуверенным и импульсивным поведением, скованностью и напряженностью. В качестве наиболее значимых мотивов занятия спортом были выделены: мотивы эмоционального удовольствия, физического самоутверждения, достижения успеха и социально - моральный мотив. Было, в частности, показано, что социально - моральный мотив показывает прямую взаимосвязь с поведенческой составляющей психического состояния и пере­живаниями: стремление к успеху своей команды обуславливает уверенное и устойчивое поведение, расслабленность, раскованность переживаний. Таким образом, специфические ситуации соревнова­ния и тренировки, «преломляясь», опосредуясь мотивационными образованиями, актуализируют особенные психические состояния, необходимые для эффективного функционирования субъекта.

Личностноразвивающий потенциал феномена психологической безопасности

Калмыкова О.И. (г. Ставрополь)

В современной социокультурной ситуации часто встречаю­щимся становится фактор постоянного нарушения психологической безопасности личности, втом числе и в условиях образовательного учреждения. Это может проявляться в специфике педагогиче­ского взаимодействия, а именно в нарушении личных свобод школьников, открытом осуждении, высмеивании, использовании уменьшительно-ласкательных обращений, определенной интона­ции, обращении по фамилии, особенностях пространственного рас­положения в процессе общения и т.д. Педагог же, являясь субъектом педагогического взаимодействия, можетлибо подавлять школьника своим статусом, личностными параметрами, т.е. «работать» на соб­ственное профессиональное самоутверждение,либо «создавая зону ближайшего развития», предоставлять возможность учащемуся самостоятельно пройти сквозь «путаницу ролей» и найти себя в многообразном мире.

Важным представляется и то, что психологическое пространство личности, охраняемое человеком через постоянное установление границ между «Я» и «Другие», является субъективно значимым фрагментом бытия, определяющим актуальную деятельность и стратегию его жизни. По мнению З.И. Рябикиной, психологическое пространство личности многомерно, а процесс его операционализа-ции может быть ограничен лишь представлениями самого человека. Соответственно, расширить или сузить собственное личностное пространство - это выбор каждого, заключающийся в способности человека «открыть» собственные грани, актуализировать многомер­ные секторы пространства в соответствии со своими ожиданиями, или же ограничить себя наличной ситуацией, наложив запрет на собственное развитие.

Психологическое пространство, которое человек ощущает как свое, позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных и психологических связей, представляющих фон, среду его жизнедеятельности. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем, принимая агрессивную либо кооперативную окраску. Границы пространства определяют отношение к малому и большому социуму - семье и друзьям, социальной группе, этносу, человечеству. Восприятие социума как своего позволяет проявляться конструктивным, жизнетворческим тенденциям, проводящим человека через прозрачные для него со­циальные границы. Мера переживания своего и чужого определяет способность личности кдиалогуи совместному творчеству влюбых сферах жизнедеятельности. Психологическое пространство может по-разному взаимодействовать с пространствами других близких людей, быть частью пространства человека, доминирующего в диаде, частично пересекаться с ним или иметь несколько точек соприкосновения.

Одной из значимых потребностей развивающейся личности является потребность в неприкосновенности психологического пространства, в поддержании личностной суверенности. Под психо­логическим пространством личности мы понимаем многогранный феномен субъектное™, постоянно ускользающий и возникающий на границе «внешнего» и «внутреннего», базирующийся на диа-

176

з-н

лектическом взаимодействии «общего» (социального) и «частного» (индивидуального).

Представляются интересными исследования И.С. Кона, который отмечает, что собственное «Я» осознается лишь в контексте какого-то отношения («Я - «Не-Я», «Я - Другой», «Я - Мы», «Я - Мое», «Я - Я») и зависит от природы этого отношения. Так, оппозиция «Я - Не-Я» не содержит в себе ничего, кроме общего указания на идентичность. Рассмотрение «Я» в контексте отношений с другими людьми содержит целый комплекс значений. «Я-Другой (Он, Они)» означает не только различение, но и потенциальное взаимодей­ствие. «Я - Мы» выражает принадлежность, соучастие в какой-то общности. «Я - Ты» содержит в себе обращение, общение, комму­никацию. Таким образом, прохождение человеком сквозь призму пространства отношений способствует формированию образов «своего» и «чужого», т.е. «открытию Я».

Путь же развивающейся личности витиеват и представляет собой поиск человеком собственного Я средствами адекватной обо­собленности и отгороженности от социума. В этой связи образова­тельная среда должна обеспечивать неприкосновенность личност­ного пространства учащегося, которое позволяет ему обособиться, отграничиться от мира предметов, социальных и психологических связей, и, отграничившись, познать («открыть» по И.С. Кону) свое Я, примериться к собственным открывающимся граням, «новым» горизонтам. В обозначенном контексте важным представляется и то, что личность, будучи аутентичной, «не присваивает чужие ожидания и жизненные сценарии», а, безусловно принимая себя со своими достоинствами и недостатками, открывает собственные параметры, являясь автором собственной жизненной концепции.

Следует отметить, что в современной психологии разгра­ничиваются понятия «психологическая безопасность среды» и «психологическая безопасность личности». Так, психологическая безопасность среды, по мнению И.А. Баевой, представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений на­силия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Психологическая безопасность личности - способность личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, сопротивляемость деструктивным внешним и внутренним воздействиям, отражающаяся в пережива­нии своей защищенности/незащищенности в конкретной жизнен­ной ситуации. На основании вышеизложенного, личностноразви-вающий потенциал феномена психологической безопасности состоит в возможности становления индивидуального стиля осознанного саморазвития субъекта через аутентичную операционализацию границ собственного психологического пространства.

Особенности межличностного взаимодействия в профессиональной

деятельности сотрудников правоохранительных органов

Калягин Ю.С. (г. Москва)

Важной составляющей профессиональной деятельности сотруд­ников правоохранительных органов является их межличностное взаимодействие, от эффективности которого зависит результа­тивность оперативно-служебной деятельности. Проведенный опрос кандидатов на службу выявил, что такой показатель, как возможность межличностного взаимодействия является одним из привлекательных факторов предстоящей службы в подразделе­ниях ОРД (62.5 %). Среди опрошенных действующих сотрудников, межличностное взаимодействие считают привлекательными 56.25 %, т. е. этот показатель в процессе службы снижается. На­личие возможности активного межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности обладает мотивационным воздействием на человека. В основе этого воздействия лежит удо­влетворение потребности человека в общении с себе подобными. Однако наличие активного межличностного взаимодействия имеет и деструктивные свойства. Эти свойства обусловлены вза­имными влияниями, которые оказывают друг на друга участники межличностного взаимодействия. В связи с этим закономерно, что сотрудник правоохранительных органов, взаимодействуя с криминальной средой изменяется, и часто эти изменения носят деструктивный характер.

На основе анализа работ B.C. Олейникова, А.К. Китова, Д.В. Рив-мана можно выделить негативные стороны межличностного взаимодействия профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов:

  • вынужденное общение с особой категорией людей, для которыхне имеют значения общепринятые социальные ценности изаконы;

  • столкновение и проникновение в самые интимные глубинывнутренней жизни граждан;

  • постоянное воздействие отрицательных эмоций и негативнойинформации;

  • ситуации конфликтного характера в повседневной деятель­ности сотрудника, усугубленные неравенством положенияпреступного элемента пренебрегающего всякими нормами,и обязанностью сотрудника действовать в рамках закона длясотрудника;

  • публичность исполнения профессиональных действий;

  • виктимная предрасположенность профессии сотрудникаправоохранительных органов;

  • негативное отношение к сотрудникам правоохранительныхорганов;

  • обязанность контактировать с различными категориямиграждан, независимо от своего личного отношения к ним;

  • ненормированный рабочий день.

Влияние этих факторов вызывает в психике сотрудника следую-щиеявления:изменениемотивовдеятельности (мотиввыполнения поставленной задачи может заменяться мотивом самосохранения); замена ситуативно-целесообразных форм поведения инстин­ктивными (испуг, страх, ужас, боязнь, бегство, заторможенность,

177

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

импульсивность действий и т.д.); повышение эмоциональной напряженности деятельности.

На основе работ СЕ. Раинкина, В.Ф. Робозерова, А.Н. Роша, B.C. Олейникова, Л.М. Колодкина, А.Т. Иваницкого, В.В. Волкова можно выделить характерные признаки деформационных про­цессов, происходящих у сотрудников в процессе их межличностного взаимодействия:

  • пренебрежение нормами права, сформировавшиеся в стерео­типы поведения;

  • переоценка сотрудником своей социальной роли;

  • профессиональный эгоизм, мнение сотрудника об элитарностисвоей профессии;

  • излишняя подозрительность, придирчивость, недоверие;

  • перенос негативного отношения к преступникам на отношениек окружающим лицам вне поля профессиональной деятель­ности;

  • возникновение стереотипа восприятия людей, как объектовпрофессионального воздействия;

  • повышение порогов восприятия негативной информации и

  • неудовлетворенность содержанием труда, равнодушие к по­терпевшим;

  • бравада служебным положением, властью, ложное сознание опростительности сотруднику мелких правонарушений;

  • неоправданное применение профессионального жаргона, сэлементами жаргонизмов;

  • негативное отношение к гражданам, обращающимся за по­мощью;

  • гипертрофия авторитарности, ожесточение и дегуманизацияотношений с подчиненными и обратный тип, связанный спотерей убеждения в важности и востребованности своейдеятельности, служебная пассивность, чувство неуверенностив себе, разочарование; стремление к пассивному отдыху;

  • склонность к необоснованному засекречиванию процесса своейдеятельности;

  • оправдание сотрудником поведения преступника.

Как правило, для выявления признаков состава преступления необходимо успешно устанавливать многочисленные межличност­ные контакты с самыми различными категориями людей и получать объективную информацию, которая только посредством имеющейся правовой подготовки сотрудника приобретет юридический статус. В настоящее время при подготовке специалистов необходимо больше уделять внимание повышению психологической компетенции буду­щих сотрудников, особенно обучению коммуникативным навыкам, психологической защите, методам аутопсихотерапии.

Таким образом, анализ профессиональной деятельности со­трудников правоохранительных органов (особенно оперативных сотрудников) показал, что ее приоритетным компонентом является роль межличностного взаимодействия.

Практика психофизиологического

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]