Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
psicho T2.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
23.73 Mб
Скачать

Специфика психодиагностической и коррекционной работы с состояниями тревожности и страха у детей

Косинова В. В. (г. Москва)

На современном этапе развития общества все интенсивнее выступают на первый план вопросы, связанные с психическим здоровьем человека.

С психолого-социальной точки зрения это обусловлено тем, что данный период рассматривается как эпоха формирования осо­бого типа сознания, в основе которого лежат жестокость и насилие, которые непосредственно ведут к возникновению психологических проблем, проявляющихся, в первую очередь, у детей и связанных с их страхами и тревогами.

В психологической науке вопросы тревожности и страхов рассматриваются в рамках более широкой проблемы психических состояний, эмоций и чувств (К. Изард, С. Кьеркегор, Э. Клапаред, П.К. Анохин, Н. Д. Левитов и др.).

Непосредственно описывающими психолого-коррекционные особенности детских страхов и тревожности являются исследования А И. Захарова, A.M. Прихожан, В.М. Астапова, Дж. Тейлора и др.

На современном этапе изучения данных проблем остаются нерешенными вопросы комплексной психодиагностики причин возникновения детской тревожности и страхов и определения психокоррекционных подходов работы.

С нашей точки зрения, из всего многообразия психодиагности­ческих методик следует, акцентировать внимание, прежде всего, на бланковых тестах, в частности опроснике Ч. Спилбергера для оценки тревоги/тревожности у детей, тесте тревожности R Тэммла, М. Дорки и В. Амен, шкале явной тревожности А. Кастанеда, В. МакКандлесс, Д. Палермо (вариант адаптированный A.M. Прихожан), а также тестах предназначенных для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, шкале оценки значимости эмоций, методик направленных на выявление личностно-типологических характеристик ребенка, а также проективных тестах для выявления неосознаваемых эмоционально-волевых проявлений личности ребенка.

Особое значение в психокоррекционной работе с нашей точки зрения, следует уделять игровым техникам, в частности использованию структурированной игры для преодоления страха похищения, сфокусированной игре визбавлении от страха разлуки,а также технике игры в «Закорючки», как методу, сочетающему в себе элементы не только психокоррекционной работы, но и психодиаг­ностической. Использование данных техник позволяет психологу проникнуть в сущность проблемы ребенка, подняться до уровня связанных с нею чувств, разобраться втом, как ребенок организует внутренние страхи и понять, насколько ребенок зажимает или блокирует свои чувства.

Таким образом, можно сказать, что эффективность психо-диагностико-коррекционной работы зависит, с одной стороны, от профессионализма и опыта работы психолога, а с другой - от уровня понимания родителями важности и значимости данных проблем ребенка и их личностного участия.

133

Материалы IV съезда Российского психологического общества. Том II.

Генезис, структура и функции современного мифосознания

Косое А. В. (г. Калуга)

Мифосознание- способ освоения действительности играет важнейшую роль в культуре, особенно в культуре традиционного типа, являясь первичной и универсальной формой человеческого сознания, его основой и характеризуясь смутностью, неясностью, отсутствием абстракций и формальной логики, непосредственным отражением реальной бесконечности и мира в целом. Чаще всего мифосознание проявляется через мифологемы - особые, «внутренние» образы, несвязанные напрямую с восприятием внешнего мира и основывающиеся, в первую очередь, на кол­лективном бессознательном, содержание которого (по К.Г. Юнгу) представлено архетипами, как праформами человеческого пове­дения и мышления, «первобытными образами», не прошедшими сознательную обработку. Мифосознание легко и естественно разрешает проблему актуализации содержаний коллективного бессознательного. Соотношение между архетипом и мифологемой аналогично соотношению общего и единичного (одна природа -разные уровни). Социальный миф рассматривается нами как антропоцентрическая, семиотическая, лингвистическая системы во взаимоотношениях различных социальных групп и взаимо­действии групповых и личностных мифов, являющаяся основой для мифосознания. В ходе исследования роли современного мифосознания, выяснения его особенностей, сущности, структуры, логики, механизмов развития и функционирования, производился анализ взаимообусловленности этнической ментальное™ и мифо­сознания. Проблема ремифологизации особо актуальна в связи с попытками сознательного анализа мифов, трансформирующихся и сублимирующихся в иные формы познания мира, миропонимания и мироощущения.

Наше исследование мифосознания основывается, в первую очередь, на положении о том, что миф является коммуникативной системой, представляющей собой форму как один из способов означивания, причем важен не предмет сообщения, а форма: формальные границы мифа существуют, а субстанциональных границ нет, поэтому мифом может стать все что угодно, к тому же, суггестивная сила мифа беспредельна. Мифосознание воспринимает мифическое (не обязательно устное) сообщение,т. к. сущность мифа при принятии его мифосознанием не определяется содержанием повествования и его материальным носителем (хотя в перцептив­ном плане изображение и письменное сообщение воспринимаются по-разному, зрительный образ - многовариантен).

Мифосознание функционально помогает человеку-носителю ориентироваться в пространстве, в первую очередь, информаци­онном, т. к. суть мифа в превращении истории в природу (процесс естественный в глазах потребителя мифов, воспринимающего его не как семиологическую, а как индуктивную систему), поэтому всякая семиологическая система - система значимостей, а потребитель мифа принимает значение за систему фактов, и миф воспринима­ется как система фактов, будучи на самом деле семиологической системой. Задача мифа (в рамках мифосознания) - в придании

исторически обусловленным интенциям статуса природных, пре­вращение исторически преходящего в вечное. Потребность ори­ентироваться как в объективной, так и во внутренней психической реальности, субъективно ощущается индивидом как потребность в наведении и сохранении «порядка» в духовной жизни, обе­спечивающегося, В свою очередь, организацией в иерархическую систему по степени субъективной значимости, относительно не­коей высшей ценности элементов духовной жизни человека. Эта система - субъективно-личный смысл бытия, причем достижение или сохранение главного ориентира системы - личная цель, при исчезновении или обесценивании которой начинается распад всей системы ценностей, включающий механизмы неосознаваемой психологической защиты.

Мифосознание демонстрирует относительность восприятия реальности через ограничение сущего его противоположностью, используя символы и метафоры для конкретизации смысла, се­куляризируя, персонализируя и инсценируя свою основную идею, становясь общепонятным и общедоступным, порождая чувство общности, укрепляя чувство идентичности, фиксируя моральные ценности; объясняя в строении мира то, что наука пока объяснить не в состоянии.

Мифосознание обладает уникальными свойствами в связи с тем, что миф имеет отношение к реальности, эмоциональное в его содержании доминирует над логическим, структура его сходна со структурой научной теории и сохраняется даже при радикальном изменении содержания, формой проявления мифа в обществе является идеология и теория, претендующая на научность. СМИ часто являются инструментом внедрения мифа в сознание общества на этапе разрушения социальной нормы, а на этапе закрепления новой социальной нормы к ним присоединяются институты образования. Миф обладает особым полифункциональным языком и приобретает особую силу влияния в обществе в переломные моменты истории, становясь выразите­лем коллективных желаний, хотя он и ограничен территориально, функционируя только в рамках определенного топографического и смыслового пространства.

На понимание феномена мифосознания современного чело­века достаточно сильный отпечаток накладывает происходящий прорыв в неизведанное в сфере культуры. С помощью манипу­ляций образами человек пытается осмыслить индивидуальные и коллективные психические феномены, а, т. к. миф - история в символах, то переживания группы и индивида представлены в мифах символическими средствами, в мифотворчестве выражается процесс осознания, а в мифах- индивидуальная и коллективная психология. Осознаваемые элементы менталитета тесно связаны с областью коллективного бессознательного. Личность проявляет свои сущностные начала и специфические способности в сферах практики, организованной в ритуальную деятельность и менталь­ное™, оформленной в мировоззренческую систему.

Присутствует связь между характером мифологической идентификации и типом модели межличностного оценивания, а уменьшение значимости для сознания человека традиционной культуры, определенных реалий пространства и интенсивности их использования лишает мифосознание адекватной модели по­ведения, приводя к личностной дестабилизации.

134

з-н

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]