Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
срс.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
12.03.2015
Размер:
83.84 Кб
Скачать

Новые тенденции в области социально-демографической политики в кнр.

В результате сорокалетних усилий Китай успешно нашел свой путь комплексного решения демографической проблемы: постепенно сформировалась система регулирования роста населения, в том числе его отдельных характеристик и планового деторождения, удалось поставить под контроль чрезмерный рост численности населения.

За период их проведения с начала 70-х гг. программы планирования семьи прошли три этапа. На первом этапе их проведение в жизнь было основано на строгих административных мерах и различных социальных ограничениях. На втором – они во многом определялись местными установками, постановлениями, ослаблением административных мер, стали разрабатываться механизмы с учетом интересов населения. На третьем – центр тяжести при осуществлении программ стал переноситься на усиление законодательных мер, улучшение обслуживания и всестороннюю помощь населению, участвующему в этих программах. Так, в 2004 г. началось введение системы социальной поддержки пожилых людей, участвовавших в программах планирования семьи в сельской местности. В 2004 г. число участников системы социальной поддержки составляло всего 297 000 человек и возросло до 941 000 в 2005 г. В 2006 г.: число получавших субсидии из государственного фонда, увеличилось до 1 866 000 человек; величина специального фонда для оказания социальной помощи составила 1,11 млрд. ю. (163,2 млн. долл.); из центрального бюджета было выделено 476 млн. ю. (70 млн. долл.) и из местных бюджетов – 634 млн. ю. (93,2 млн. долл.).

По мере проведения экономических реформ и политики контроля над рождаемостью демографические изменения вызывают к жизни новые проблемы – нехватки рабочей силы в городах и приморских районах Китая с более высоким уровнем развития, старение населения страны в целом. Однако изменения, происходящие в структуре населения, не отменяют главной задачи, стоящей перед руководством страны, – обеспечение контроля планирования рождаемости с тем, чтобы привести в состояние рационального равновесия число жителей, запасы природных ресурсов и потребности устойчивого экономического развития с целью построения общества «малого благоденствия».

 

7.3

Города сегодня — это не только центры национальной культуры, в них сконцентри­рована экономическая, социально-политиче­ская, научная жизнь нации. Они — двигателипрогресса.

Сегодня население Земли концентриру­ется главным образом в городах и вокруг них. Процесс этот, как считают некоторые исследователи, необратим так же, как необратимы факторы, ведущие к урбани­зации,— рост промышленности, развитие экономики, социальные сдвиги.

Утверждают, что если процесс урбаниза­ции не замедлится, то уже к 1990 г. более половины населения мира будет жить в больших городах.

В Советском Союзе в 1926 г. в городах проживало всего 18% населения, в 1959 г.— 48, в 1973 г.- 59, а в 1980 г. будет, очевид­но, жить около 70%. По степени урбаниза­ции СССР отстает от США. Но темпы роста городского населения в Советском Союзе превышают эти же темпы в Соединенных Штатах.

Урбанизацию в первом ее приближении можно определить как процесс роста числа и повышения роли больших городов. Гео­граф обязательно укажет на связь урбаниза­ции с географическим разделением труда. Города, особенно большие, выступают и результатом и фактором географического разделения труда, углубляющейся простран­ственной хозяйственной дифференциации территории, служат посредниками в эконо­мическом взаимодействии разных районов. Развитие городов в эпоху НТР особенно от­четливо связано с процессами специализации производства и непроизводственной деятельности, а также интеграции различных их видов.

В целом урбанизация — прогрессивный процесс, но она крайне противоречива и в ряде случаев влечет за собой многие негативные последствия.

Сущность урбанизации и ее механизм обусловлены характером социально-эконо­мической системы. Капиталистическая и со­циалистическая урбанизация имеют разные движущие силы и разные формы проявле­ния. Закономерным для капиталистическской урбанизации является кризис городов, ко­торый в социалистических условиях не име­ет социальных предпосылок. Капитализму не удается (да он и не сможет этого сделать) овладеть сложным процессом урбанизации. При социализме есть такая возможность, и это позволяет поставить на службу чело­веку, обществу блага урбанизации и париро­вать ее отрицательные последствия.

Урбанизация в СССР привела к глубоко­му преобразованию расселения.

7.4

Екатеринбург представляет собой весьма любопытный пример того, как отечественный город-миллионер, находящийся в глубине континента, на ощутимом расстоянии от обеих российских столиц, пытается сегодня решать задачи самопрезентации и утверждения своего статуса перед лицом других крупных городов, собственным населением, населением своей страны и ее соседей, а также перед многочисленными институтами российского государства.

Разумеется, в соревновании Екатеринбурга с другими городами-миллионерами можно усматривать множество самых разных мотивов и сценариев. Однако даже самый беглый их перебор рождает ощущение, что мотивы преимущественно бессознательны, а сценарии в подавляющем своем большинстве не имеют определенного волевого источника.

Всякое урбанистическое развитие подчинено вектору, динамически суммирующему бессознательные черты жизни города (как органического объекта) с сознательными его движениями (как особого коллективногосубъекта). Пожалуй, именно самосознание, проявляющееся через сознание и деятельность городского населения, его сообществ, через волю и концептуальное мышление власти, делает город Городом. Екатеринбург сегодня развивается как бы самотеком – так, как получается в силу естественных условий, процессов и обстоятельств. Именно этим, а никак не осмысленными усилиями городской власти или населения, в первую очередь определяются реальное культурно-символическое позиционирование города и его актуальный имидж.

Так возникает хроническая проблема несовпадения желаемого с действительным: при колоссальных затратах ресурсов, наличии очевидных преимуществ географического местоположения, истории и экономики, Екатеринбург за последние два десятка лет так и не сумел обрести внятное, эффективное и устойчивое положение в геополитическом и культурно-историческом пространстве страны. И хотя город имеет достаточно высокий административный статус столицы Уральского федерального округа, его современная слава, сегодняшний образ – не столько плоды осознанных политических или экономических завоеваний, сколько результаты исторической работы коллективного бессознательного. Есть вполне весомые основания считать, что своим актуальным имиджем Екатеринбург обязан именно этому подспудному, почти трехсотлетнему процессу кристаллизации особой екатеринбургской мифологии.

В наши дни, пытаясь осуществлять самопозиционирование в российском культурно-символическом ландшафте, стараясь как-то артикулировать свой имидж, Екатеринбург то и дело оказывается в плену нерефлексируемых и потому хронически непреодолимых мифологических сценариев. Рассмотрим некоторые из них, наиболее фундаментальные.

7.5

8.2 Содействие реализации государственной политики по модернизации системы общего образования.