Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Бартль С. Атом в Арктике

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
4.6 Mб
Скачать

неожиданно, словно видение, он всплыл в полынье, в двух десятках метров от станции.

Итак, во время этого рискованного и опасного плава­ ния «Скейт» добился несомненных результатов. Однако его миссия в Арктике не была выполнена окончательно. Война ведется не только летом. А плавание таких под­ водных лодок преследовало исключительно военные цели.

Вот почему «Скейт» должен был уйти под ледяной покров Арктики еще и зимой.

Всплытие на Северном полюсе

Для этого плавания корпус и башню «Скейта» снаб­ дили дополнительной обшивкой, а на носу в особом ко­ жухе установили движущуюся телевизионную камеру.

Как только лодка погрузилась, у экрана телевизора в центральном посту собралась группа людей. Они были захвачены необычным зрелищем больше, чем трансля­ цией какого-нибудь бейсбольного матча.

Камера была направлена вверх. Над океаном лежал сумрак последних дней долгой полярной ночи, но немного света к ним все же проникало. Они могли явственно раз­ личить на экране толстые многолетние льдины, окружен­ ные более светлым тонким молодым льдом. Ледяные по­ ля напоминали желе с кусочками фруктов.

Отыскать зимой незамерзшую полынью было почти невозможно. Однако подводная лодка в случае необходи­ мости должна всплывать и зимой, причем в заранее уста­ новленном месте...

— Полагаю, что над нами чистая поверхность,— не­ ожиданно послышался голос офицера.

Только полагает? Ведь летом никогда не возникало сомнений, что там наверху — чистая вода или лед. Но теперь...

30

Летняя арктическая «идиллия».

«Скейт» пробил замерзшую полынью в 300 милях от Северного полюса (22 марта 1959 г.).

Вот уже несколько часов прибор вычерчивал на бума­ ге профиль толстого ледяного массива: вершины перевер­ нутой «горной гряды» свисали, как сталактиты в пещере. Внезапно колеблющаяся линия взлетела вверх и превра­ тилась у верхнего края ленты в ровную черту. И все же эта черта оказалась не такой тонкой и острой, какой она бывала, когда сверху находилась чистая ото льда морская гладь.

Дефект прибора? Или на поверхности все же что-то есть?

Подводная лодка описала круг и остановилась под подозрительным местом. На экране непрерывная серая пелена. И в перископ даже в 30 метрах неразличимы ни­ какие более определенные очертания.

Короткое совещание между капитаном и помощника­ ми. Очевидно, наверху большая относительно недавно за­ мерзшая полынья. Лед, по всей вероятности, гладкий и ровный, толщиной не более метра, скорее всего 10—20 сантиметров.

— По местам! Пробьемся,— решил капитан Кал­ верт.— Медленно всплывать!

Поворот телевизионной камеры — и в поле ее зрения оказалась почти вся лодка, благодаря чему в эти напря­ женные минуты у членов экипажа была возможность ви­ деть самих себя. На экране четко вырисовывалась башня, в которой только что скрылся перископ. Затем из нее устремился вверх луч прожектора и уперся в ледяной «потолок», образуя светящийся круг. По мере того как лодка всплывала, круг уменьшался. В помещении цент­ рального поста все ожидали удара...

Но произошло нечто неожиданное. У членов экипажа подводной лодки возникло ощущение, что все они в лиф­ те, который поднимался кверху и вдруг резко остановил­ ся. Не слышно было никакого удара, только светящийся

82

диск на ледяном «потолке»

начал опять

увеличиваться,

а луч прожектора становился все длиннее.

 

Лодка

опускалась!

 

 

Словно мяч, отскочила она от льда назад, в глубину.

Лишь

на уровне 46 метров от поверхности насосам

удалось приостановить непроизвольное погружение.

Телевизионная камера

не показывала

никаких по­

вреждений на башне, и капитан решил ударить по ледя­ ному «потолку» еще раз, сильнее.

Все затаили дыхание и, как загипнотизированные, уставились на экран. На этот раз после удара башня с треском исчезла в «потолке». Лед был протаранен!

Высунули наружу перископ, но разглядеть что-нибудь было невозможно — объектив мгновенно обледенел.

Сжатый воздух вытеснил из цистерн водяной балласт, и подводная лодка тяжело выступила из льда.

Члены экипажа поднялись на мостик, заваленный ле­ дяными обломками, и перед ними открылось незабывае­ мое зрелище.

«Вокруг простиралась застывшая белая пустыня,— пишет Калверт,— посреди которой торчала лишь темная башня «С1кейта». Ветра не было, но морозный воздух об­ жигал лица. Небо, нежно-розовое и светло-сиреневое от утреннего низкого солнца, мягко окрашивало заснежен­ ную поверхность льда. Нигде ни следа жизни. Тишина и красота природы создавали особую гармонию. Мы не произнесли ни слова. Выразить словами то, что мы чув­ ствовали, было невозможно».

Но эти люди всплыли здесь не для того, чтобы насла­ диться красотой полярной ночи. Через несколько часов «Скейт» опять ушел под воду, оставив черный шрам во льду и белое облако пара от теплого воздуха из запол­ нившихся водой цистерн.

83

Нужно было отправляться дальше и всплыть не

только в

этой

случайно выбранной

точке, но преж­

де всего

на

месте, которое было

заранее точно

определено.

Это место — Северный полюс.

17 марта 1959 года навигационные приборы показали, что «Скейт» снова у цели.

Несколько часов он кружил во тьме под самой север­ ной точкой планеты, прежде чем в перископе показался совсем маленький «светлячок», как стали называть более светлые пятна на поверхности, сигнализирующие, что наверху полынья.

Во время всплытия столкнулись с явлением, до тех пор непривычным: «светлячок» начал убегать от них. Видимо, наверху дул сильный ветер и льды перемеща­ лись. Только после сложных расчетов и четырех неудач­ ных попыток, грозивших катастрофой, им удалось всплыть посреди полыньи. Подводная лодка пробила от­ носительно тонкий лед в узкой щели между грозными пятиметровыми валами.

Лишь теперь члены команды почувствовали полное удовлетворение: им выпала честь первыми всплыть на Северном полюсе.

Но ближайшее будущее рисовалось им отнюдь не в ро­ зовом свете. Снежные вихри хлестали холмистую равни­ ну, ледяные поля каждую минуту могли сдавить «Скейт» в смертельном объятии. И все-таки нужно было отдать последний долг человеку, который уже давно мечтал о подобном мгновении, человеку, который первым, еще за двадцать восемь лет до них, пытался достигнуть Северно­ го полюса подо льдом.

Сэр Губерт Уилкинс умер незадолго до того, как «Скейт» поднял якорь. Перед смертью он выразил жела­ ние, чтобы урну с его останками при удобном случае до­

84

ставили на подводной лодке к Северному полюсу й там развеяли его прах по ветру.

Его желание было исполнено. Тридцать человек при красном свете фонаря сгрудились вокруг урны на зеленой подставке. Они молча смотрели, как порывы ледяного

ветра

уносят в

серую

морозную даль прах чело­

века,

всю свою

жизнь

посвятившего исследованию по­

лярных областей.

Потом немного поодаль сложили изо льда пирамиду, укрепили над ней американский флаг и, спрятав в этом ледяном склепе футляр с запиской о необычном погре­ бальном обряде, укрылись от 32-градусного мороза в от­ носительно более теплой воде Северного Ледовитого океа­ на, температура которой никогда не бывает ниже двух градусов холода.

В последующие дни лодка еще пять раз пыталась в разных местах пробить лед, но ледяная кромка в «свет­ лячках» была слишком толстой и заставляла лодку от­ скакивать назад. Только шестая попытка увенчалась успехом.

Снова погрузившись под лед, американцы приблизи­ лись с севера к Новосибирским островам, до которых оставалось всего каких-нибудь сто миль. Там повернули на 90° вправо и вдруг обнаружили серьезное поврежде­ ние. Прокладка вала циркуляционного насоса на правом борту лодки ослабла, и внутрь начала поступать вода.

Устранять такую неисправность подо льдом — дело весьма рискованное. А над ними, как нарочно, лежал толстый лед. Ни намека на полынью. Вахтенные не спус­ кали глаз с сонара и телевизионного экрана. Напряже­ ние возрастало по мере того, как увеличивался водяной фонтан, бьющий из вала.

Все с облегчением вздохнули, когда подводная лодка, резко накренившись на правый бок, описала большую

85

дугу и дала задний ход. Так бывало всегда, когда прибо­ ры замечали наверху «светлячок».

Всплытие — на сей раз вынужденное — удалось. Но это еще не было равнозначно спасению. На ремонт тре­ бовалось не менее двенадцати часов.

Едва начались работы, как в каюте капитана зазвонил телефон.

— Сэр, прийдите, пожалуйста, на мостик,— послы­ шался голос вахтенного на башне.

Вид с мостика не предвещал ничего хорошего. Слева, за нагромождениями торосов, под напором морозного вет­ ра пришли в движение могучие льдины. Со страшной си­ лой они давили друг на друга, то вставая торчком, то снова медленно опускаясь. Это циклопическое сражение сопровождалось все усиливающимся грохотом, напоми­ нающим отдаленные раскаты грома.

Первые куски льда уже начали наползать на покатую спину подводной лодки. Льды скрежетали и стонали, как злые духи. Хмуря брови, Калверт размышлял о том, что это уже пятнадцатое всплытие «Скейта» в Северном Ле­ довитом океане и именно теперь, когда это больше всего нужно, они не могут легко и быстро погрузиться, потому что машинное отделение наполовину размонтировано.

Могучие ледяные гребни медленно, но неумолимо как рок приближались к лодке. Грохот, скрежет, гулкие уда­ ры достигали такой силы, что приходилось, чтобы быть услышанным, кричать на ухо стоящему рядом. Через тонкие стальные пластины корпуса, как через хороший резонатор, гул наседающих льдин проникал и внутрь, не­ стерпимо терзал слух и нервы людей, подгоняя их, и они, раздетые по пояс, работали как дьяволы. Арктика скали­ ла зубы.

Капитану не оставалось ничего иного, как идти на риск — временно соединить размонтированные приводы

86

и погрузиться с одной только действующей турбиной. Он уже собрался отдать приказ к погружению, но его за­ держала неожиданно воцарившаяся тишина. Движение льда, непрерывно продолжавшееся в течение получаса, внезапно и полностью приостановилось. Края льдин да­ же немного отступили.

Наконец удалось устранить неисправность. В следую­ щие дни «Скейт» еще несколько раз пересекал восточ­ ную половину Ледовитого океана и четырежды подни­ мался на поверхность. 27 марта он окончательно всплыл из-подо льда неподалеку от Земли короля Карла (архи­ пелаг Шпицберген) и взял курс на базу в Нью-Лондоне.

Подстерегающий перископ

Адмирал Рикоувер торжествовал: атомная подводная лодка справилась с трудным арктическим заданием и в зимних условиях! Хотя с большим риском, с поврежде­ ниями, но все-таки справилась.

У сенатора Андерсона появились дополнительные ар­ гументы для обоснования воинственного заявления: «Мы получили теперь в свое распоряжение новые области океана, используя которые можно начать войну. Наши подводные лодки могут там укрыться, находиться дли­ тельное времях оставаясь незамеченными, и посылать от­ туда свои управляемые снаряды...»

Американская программа строительства огромных воздушных кораблей с атомными двигателями была от­ менена, и сотни миллионов долларов были брошены на финансирование строительства атомных подводных лодок различных типов.

В английском языке существует особое выражение big business — крупное дело. Многие произносят эти слова

87

с набожным восторгом. Именно «большим бизнесом» примерно для 900 американских фирм и прежде всего для таких гигантских предприятий, как «Дженерэл Элек­ трик», «Дженерэл Дайнемикс», «Электрик БоутДивижн», «Веетингхаус», «Локхид» или «Нос Эмерикен Эвиейшн», стали подводные лодки.

Из доков наряду со средними подводными лодками, вооруженными торпедами, все чаще начали выходить в море подводные корабли, нашпигованные шестнадцатью баллистическими ракетами «Поларис», дистанция полета которых около 3000 километров.

Эти лодки, размещенные в Атлантическом, Индий­ ском, Тихом океанах и в Средиземном море, должны соз­ дать подвижную «атомную петлю» вокруг СССР и других социалистических стран, петлю, которую в любой момент можно было бы затянуть по приказу из Вашингтона. И концы этой петли соединяются в Арктике.

Если верить схеме, опубликованной в американском журнале «Тайм», атомные подводные ракетоносцы типа «Джордж Вашингтон» несут патрульную службу и в Со­ ветском секторе Арктики, вблизи Новой Земли и Коль­ ского полуострова. В августе 1961 года советское прави­ тельство вынуждено было заявить решительный протест в связи с проникновением в этом районе в советские тер­ риториальные воды иностранной подводной лодки. Позд­ нее в заграничной печати сообщалось, что в инциденте была замешана ракетоносная подводная лодка «Патрик Генри».

Пока нет сведений о том, что эти большие подводные корабли водоизмещением примерно 6000 тонн со своим опасным арсеналом и легко уязвимыми башенными руля­ ми осмеливались всплывать среди льдов. Очевидно, для них это слишком большой риск. Но меныние по разме­ рам подводные лодки США. вооруженные торпедами, во

88

время учебных плаваний довольно часто курсируют в глубинах Северного Ледовитого океана.

Зимой 1960 года атомная подводная лодка «Сарго» на­ ходилась под арктическим льдом 41 день и, всплывая, пробивала лед толщиной 122 сантиметра.

В том же году другая американская подводная лодка «Сидрэгон» прошла через так называемый Северо-Запад­ ный проход. Из Портсмута на восточном побережье США ее путь пролегал через относительно мелкие и большей частью покрытые льдом проливы Канадского Арктичес­ кого архипелага — Ланкастер, Барроу, Мелвилл, МакКлур, затем по морю Бофорта через Берингов пролив в Тихий океан и кончался в Пирл-Харборе на Гавайских островах. Это было особо важное плавание. Американские стратеги отлично понимают, что в случае нападения на Советский Союз ответный атомный удар выведет из строя Панамский канал — их главный путь из Атлантического океана в Тихий. В таком случае его должен будет заме­ нить Северо-Западный проход, несмотря на то что он ма­ лодоступен и для ледоколов. Атомная подводная лодка и тут вскрыла новые возможности. Во время своего плава­ ния «Сидрэгон» двадцать раз проходил под айсбергами, погруженными в воду на десятки и сотни метров.

Летом 1962 года президент США Дж. Ф. Кеннеди сразу после открытия очередной пресс-конференции тор­ жественно заявил: «Господа, две наши подводные лодки осуществили историческую встречу под полярным льдом и всплыли в небольшой полынье на Северном полюсе».

Речь шла о рандеву подводной лодки «Скейт», проник­ шей в Арктический бассейн из Атлантики, и подводной лодки «Сидрэгон», которая приплыла из Тихого океана. Тот факт, что информировать об этом американскую и мировую общественность взялся сам президент, только подчеркивает, какое значение придавало правительство

89