Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Бартль С. Атом в Арктике

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
4.6 Mб
Скачать

ванное в СССР главным образом для нужд горной про­ мышленности «водяное орудие» в течение нескольких се­ кунд с помощью выстреливаемых под давлением в не­ сколько десятков тысяч атмосфер литровых порций воды способно превратить в пыль твердую полутораметровую стену. Такое устройство, смонтированное на носу ледоко­ ла, может существенно расширить его возможности. Суд­ но будет буквально простреливать себе дорогу через са­ мые мощные ледяные преграды.

Но есть и еще одна возможность, пожалуй, вообще самая выгодная — не сражаться со льдом, а обойти его. Точнее — подплыть под него.

Ч А С Т Ь II

5 августа 1958 года первая атомная подвод­ ная лодка прошла подо льдом Северный полюс.

Из газет.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НАПРАВЛЯЮТСЯ К ПОЛЮСУ

2.

0-12 возвращается

В середине семнадцатого века английский ученый Джон Уилкинс высказал дерзкую мысль: «Очевидно, су­ ществует возможность построить своего рода подводный «ковчег», с помощью которго можно было бы плавать и в полярных областях, что имело бы неоценимое значение для научных исследований и открытий».

Неполных триста лет спустя потомок Джона Уилкин­ са, американский полярник Губерт Уилкинс, пришел к убеждению, что настало время претворить в жизнь идеи предка.

Многие ученые и моряки называли его намерения жюльверновской фантазией. При этом они намекали на самого прославленного из героев Жюля Верна — знаме­

61

нитого капитана Немо, со множеством приключений про­ плывшего 20 тысяч миль под водой на легендарном «Наутилусе». Уилкинса намек не задел. Наоборот, когда ему удалось для своей арктической экспедиции получить от американских властей подводную лодку 0-12, он с яв­ ным вызовом переименовал ее в «Наутилус».

0-12 была старая, отслужившая свой век подводная лодка длиной 55 метров. Она несколько раз выходила из строя, и ее пришлось долго ремонтировать еще до того, как она добралась до полярного круга. Несмотря на это, Уилкинс не намерен был отказаться от смелого плана пересечь подо льдом всю Арктику через Северный полюс. Но когда 19 августа 1931 года неподалеку от Шпицберге­ на участники экспедиции достигли края плавучих льдов и хотели погрузиться, выяснилось, что из этого ничего не выйдет. На лодке отсутствовал руль глубины. Впоследст­ вии было установлено, что его, по всей вероятности, снял один из членов экипажа, которого в последнюю минуту покинуло мужество. Возможно, тем самым он сохранил своим спутникам жизнь. Длительное плавание подо льдом в этом плавучем гробу — «Наутилус» Уилкинса был еще весьма далек от совершенства своего жюльверновского тезки — скорее всего закончилось бы катастрофой.

После нескольких дней маневрирования среди льдов в районе 82-й параллели и пробного погружения, во вре­

мя которого

под лед ушла только

носовая часть лодки,

«Наутилус» поплыл в Норвегию.

Там

он был оставлен

экипажем и

затоплен, так как

ни

на что уже не

годился.

Но мысль о подледном плавании с научно-исследова­ тельскими и транспортными целями, которую пропаган­ дировал также советский ученый С. А. Бутурлин, ее про­ тивникам потопить не удалось. Сама жизнь заставила воскресить ее.

62

90 миль ■— ото с л и ш ко м мало

В начале 1938 года положение четырех советских iidлярников на плавучей льдине стало критическим. От по­ люса, где их высадили девять месяцев назад, течение от­ несло их далеко на юг, в Гренландское море. Над ними бушевали метели полярной ночи, а льдина под их ногами распадалась.

Первой дрейфующей 'научной станции грозила ги­ бель.

Советское правительство послало спасательную экспе­ дицию: ледокольные суда «Мурман» и «Таймыр» и... под­ водную лодку Д-3. В случае если бы ледоколы не смогли пробиться к находящейся в опасности станции, подводная лодка должна была бы попытаться дойти до нее подо льдом.

Но Д-3 не пришлось рисковать — ледоколы достигли плавучего лагеря и приняли на борт Папанина, трех его друзей, научные материалы и оборудование станции.

Это было в феврале 1938 года. Вскоре началась война. Боевые операции распространились и на Арктику. Не­ мецкие подводные лодки нападали на англо-американский и советский конвой в Норвежском, Баренцевом и Кар­ ском морях. Советские подводные лодки отвечали торпед­ ными атаками на немецкие транспорты и военные кораб­ ли. Часто они выполняли боевые задания зимой и заплы­ вали далеко на север. Возвращавшиеся на базу в Поляр­

ном, на Кольском полуострове,

лодки

были похожи на

ледяные глыбы. В эти и последующие

годы совет­

ские подводные лодки более

сотни

раз

погружались

под лед.

После войны повышенный интерес к полярным морям проявил американский военный флот (US Navy). Поми­ мо новых военных ледоколов класса «Уинд», здесь стали

63

Нойёлятйся й амерйкааскйе яодводяые лодки. В ходе ма­ невров «Операция Айсберг» летом 1946 года пять таких лодок курсировали в Беринговом и Чукотском морях. За­

тем

подводные

лодки «Борфиш» и «Карп» предпри­

няли

пробные

плавания подо льдом на расстояние

в несколько миль. Но результаты не были обна­ деживающими.

Обычная подводная лодка с дизель-аккумуляторным двигателем не может долго оставаться под арктическими льдами, так как это не безопасно. Двигатели внутреннего сгорания потребляют слишком много кислорода, поэтому всю необходимую подводной лодке энергию после погру­ жения дают аккумуляторы, а емкость их, разумеется, ограничена.

По американским данным, современная дизель-акку- муляторная подводная лодка может находиться под во­ дой не более тридцати часов, и то при условии, что ско­ рость ее не будет превышать трех узлов. Это значит, что, проплыв 90 миль, лодка непременно должна всплыть, включить дизели и перезарядить аккумуляторные бата­ реи. Иначе она погибнет.

Удастся ли ей на протяжении этих 90 миль найти среди льда достаточно большое разводье, чтобы всплыть на поверхность? И найдет ли она хотя бы настолько сла­ бый лед, чтобы, пробив его, выставить наружу шнор­ кель — трубку для притока воздуха? Это вопросы, на ко­ торые нельзя твердо ответить «да».

На полный успех в Арктике могут рассчитывать лишь подводные лодки с таким двигателем, который позволил бы им пересечь, не всплывая, хоть весь Северный Ледо­ витый океан, то есть подводные лодки с «большим запа­ сом дыхания» — с двигателем, которому даже при дли­ тельном плавании не нужен кислород.

64

«Наутилус»: 90° северной широты

...Восемь... шесть... четыре..,— голос капитана Уилья­ ма Андерсона монотонно отсчитывает сокращающееся расстояние.— Три... два... один... Передавайте! Третье ав­ густа 1958 года. Время: 23.15. Северный полюс!

Над головами взволнованных людей в

эту минуту

100

метров воды и несколько метров льда. Под ними —

4200

метров глубины.

 

Достигнув полюса, подводная лодка не

останавлива­

ется. В холодной и темной океанской пучине она идет дальше, уже «по ту сторону». Идет так спокойно, что лю­ дям, находящимся в ней, кажется, будто она стоит на месте. Только приборы показали, что первый корабль за всю историю человечества минуту назад прошел самую северную точку земного шара, что первые люди побыва­ ли подо льдом на Северном полюсе, на 90-м градусе северной широты...

Подготовка этого небывалого плавания потребовала больше средств и человеческих усилий, чем подготовка любой из предыдущих экспедиций к Северному полюсу. Но, в отличие от прошлого, мир не мог следить ни за эти­ ми приготовлениями, ни за самим плаванием — о них стало известно лишь впоследствии. Тогда все держалось в строгой тайне.

Сейчас мы знаем, что уже где-то около 1951 года ад­ мирал Хаймен Дж. Рикоувер (кроме прочего — член аме­ риканской комиссии по атомной энергии) потребовал от отдела кадров военно-морского флота прислать в его рас­ поряжение двух самых способных молодых офицеровподводников. Когда они явились к нему, он откоманди­

ровал их назад, приписав на сопроводительной:

«Если эти

двое — самые лучшие в нашем флоте, весьма

опасаюсь

за наше будущее.»5

 

5 С. Б ар тл ь

65

Было ясно, ято речь идет о мйом-то особо огветстьенном задании. К адмиралу Рикоуверу послали двух других офицеров, потом еще двоих. В конце концов он остано­ вился па тех двоих, которые были присланы первыми. Вместе с другими офицерами они были направлены на специальные курсы в Нью-Лондон, где находился атом­ ный учебный центр.

Одновременно начал строиться комплекс научных ла­ бораторий и заводов, в которых должны были трудиться сотни ученых и инженеров и тысячи высококвалифици­ рованных рабочих.

Усилия их принесли плоды. В пустыне штата Айдахо состоялось испытание атомной энергетической системы для подводных лодок. На гротонских верфях концерна «Дженерэл Дайнэмикс» была заложена первая атомная подводная лодка, любимое детище адмирала Рикоувера. Ее назвали «Наутилус». Если учитывать ее основное на­ значение, трудно сказать, большой ли это было честью для Жюля Верна.

Строительство «Наутилуса» продолжалось восемна­ дцать месяцев и обошлось в 50 миллионов долларов. Но изучение всей проблемы в целом, а также сооружение не­ обходимых лабораторий и предприятий заняло четы­ ре с половиной года и обошлось примерно в 250 миллионов.

Так родился подводный атомный корабль длиной 100 метров и водоизмещением не много не мало 3800 тонн. Запасы горючего, которые у дизель-аккумуляторных под­ водных лодок составляют почти треть их веса, ограничи­ вались теперь несколькими десятками килограммов обо­ гащенного урана. Этого достаточно на долгие месяцы не­ прерывного плавания.

Сверх того, атомный мотор не нуждался в воздухе, ему не нужен был кислород. Лодка может целыми неде­

66

лями и

месяцами не всплывать на поверхность.

Чистый

воздух обеспечит мощное регенеративное устройство.

На «Наутилусе» был установлен атомный

реактор

того же

типа, что и на «Ленине», то есть водо-водяной.

За день

он расходует всего несколько десятков

граммов

уранового топлива и при этом дает двум гребным винтам по 7 тысяч лошадиных сил, обеспечивая небывалую для подводных лодок скорость — 20 узлов. Однако для боль­ шей надежности «Наутилус» был снабжен еще резерв­ ным дизель-электричесшга агрегатом и аккумуляторами.

Как не заблудиться?

После пробных плаваний в 1955 и 1956 годах «Наути­ лус» был направлен в Арктику, к Северпому полюсу.

Первые попытки проникнуть в Северный Ледовитый океан в августе и сентябре 1957 года и в июне 1958 года не принесли особого успеха. Оказалось, что батиметриче­ ские карты морского дна на границах арктического бас­ сейна западного полушария неточны и неполны. «Наути­ лус» долго не находил места, где он мог бы безопасно по­ грузиться под лед п пройти в глубины Северного океа­ на,— всюду было слишком мелко для него. Во время дру­ гой попытки из-за неполадок в источнике электропита­ ния отказали гирокомпасы.

Решающая атака была предпринята в июле 1958 года. Однако нужно было решить еще одну сложную проблему — проблему ориентировки. Для судов, плыву­ щих по поверхности или имеющих возможность в любое время выставить наружу перископ либо антенну, это вещь простая. Но здесь? Как добиться, чтобы подводная лодка не потеряла ориентацию в темных глубинах под ледяным покровом? Чтобы она не блуждала, как остав­

67

шийся без взрослых ребенок, в 13 миллионах неисследо­ ванных квадратных километров Северного Ледовитого океана в поисках места, где можно всплыть на поверх­ ность и установить свое положение по солнцу и звездам (самый точный способ) или хотя бы с помощью радио­ компаса? Что для этого предпринять? Магнитный компас вблизи полюса практически непригоден. Да и гироком­ пас, используемый сейчас на большинстве морских судов, там, в высоких широтах, не дает таких точных и надеж­ ных показаний, как, например, на экваторе.

Атомный двигатель, надежно обеспечивающий под­ водную лодку достаточным количеством энергии, позво­ лил решить и этот ребус. На «Наутилусе» была установ­ лена громоздкая и тяжелая аппаратура, так называемая инерциальная навигационная система.

В сущности, эта пластина с несколькими маховиками. Благодаря маховикам пластина занимает строго опреде­ ленное положение в пространстве. Каждую, даже самую незначительную попытку пластины изменить первона­ чальное положение, вызвана ли она движением судна или вращением Земли, отмечают чувствительные приборы. Электронный «мозг» инерциальной навигационной систе­ мы воспринимает, запоминает и учитывает все силы, воз­ действующие на пластину. На основе этого автоматиче­ ский счетчик непрерывно вычисляет данные о географи­ ческом положении корабля в любой момент плавания, не­ зависимо от того, где он находится — на экваторе или подо льдом Северного полюса. Корабль, снабженный этим прибором, всегда точно знает свое местонахожденпе.

Правда, первоначально инерциальная система была мишенью насмешек моряков. Однажды кто-то прикрепил к ней обыкновенный туристский компас и рядом с ним табличку: «Пусть компас останется тут, чтобы этот при­ бор знал, где находится север», В действительности же

68

инерциальная система была одной из главных предпосы­

лок успеха.

Вооруженный этим маленьким чудом двадцатого века, «Наутилус» в конце июля прошел через Берингов пролив и взял курс на север. После недолгих поисков ему уда­ лось найти севернее мыса Барроу на Аляске впадину на дне моря, которую назвали Подводным каньоном Барроу. Эта впадина позволила «Наутилусу» 1 сентября уйти под лед и со скоростью 20 узлов направиться в глубь Аркти­ ки к высокой цели — Северному полюсу.

5 сентября, пройдя за 97 часов 3300 километров, «Нау­ тилус» всплыл на другой стороне Арктики, к западу от

Шпицбергена.

Северный полюс был впервые достигнут под водой, Северный Ледовитый океан впервые переплыт поперек.

Только теперь мир мог узнать об этой необычной экс­ педиции, которая ставила перед собой значительно более далеко идущие задачи, чем завоевание полюса.

Тайный приказ

 

 

 

 

Кто

хочет

кратчайшим

путем

попасть из

Северной

Америки в Советский Союз,

должен пересечь

Арктику.

В этом

может

убедиться любой школьник, взяв в руки

глобус или карту.

тайны

и для определенного

Этот

факт

не составлял

круга людей в Соединенных Штатах, которые заняты стратегическим планированием и проводят большую часть своего времени неподалеку от Вашингтона — в монумен­ тальном пятиугольном здании, получившем известность под названием Пентагон.

Эти люди начали считать Арктику «стратегическим центром третьей мировой войны». Ведь тот, кто сумеет овладеть Арктикой и разместить там достаточно дейст­

69