Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы методологии / Никандров_В.В._Методологические_основы_психологии.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Глава 6. Основные принципы психологии

93

самым, согласно общенаучным принципам дополнительности, соответствия и другим, представлять человека, его психику и пове­дение предельно полно и адекватно. Ниже кратко охарактеризуем несколько, по нашему мнению, наиболее значимых для совре­менной психологии общенаучных и специфических принципов, которыми руководствуется материалистически ориентированная психологическая наука.

6.1. ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ

Мы не будем ранжировать приводимые ниже принципы по критериям их уровня обобщения или значимости для научного пути познания истины, а представим их в алфавитном порядке, не иерархизируя и не группируя. При этом обращаем внимание читателя на очевидную взаимосвязь представляемых принципов, что позволяет говорить не о простом их наборе, а о целостной методологической системе, определяющей стратегию и тактику научного поиска.

Антропный принцип

Данный принцип в качестве неотъемлемого свойства мира утверждает его принципиальную познаваемость, возможную из­меняемость под влиянием познающего субъекта. Впервые этот принцип был выдвинут в 1961 году американским физиком Р. X. Дайком и к настоящему времени принят естественными науками (от ядерной физики и молекулярной биологии до кос­мологии) [156, 218]. В «слабой» формулировке (по Д. Клифтону) он гласит: «Физическая Вселенная представляет собой структуру, допускающую наше присутствие как наблюдателей». В «силь­ной» редакции (по Б. Картеру и др.) утверждается следующее: «Законы и построение Вселенной должны быть таковы, что она непременно когда-нибудь породит своего наблюдателя». Форму­лировка А. Д. Сахарова реализует квантово-механический подход к описанию Вселенной: «Наблюдаемая Вселенная выделена со­вокупностью значений параметров, благоприятных для развития жизни и разума» [183, с. 381].

Принцип детерминации

Это принцип всеобщей обусловленности. Детерминация [от лат. determinare — определять] — обусловленность чего-либо чем-либо. Чаще всего рассматривается причинная детерминация: причина определяет следствие. Возможны и другие виды детерминации: системная (зависимость системы от свойств входящих в ее состав частей и элементов и, наоборот, зависимость компонентов системы от свойств целого); целевая (цель как образ будущего результата действий обусловливает процесс и способы ее достижения); акту­альная (обусловленность активности взаимодействующих объектов их актуальным состоянием, особенностями ситуации взаимодей­ствия и спецификой совершаемых действий); детерминация типа обратной связи, при которой следствие воздействует на вызвавшую его причину; статистическая (возможность получения различных следствий при действии одной и той же причины, обусловленных вероятностными закономерностями) и др. Наибольшее внимание в истории науки уделялось и до сих пор уделяется причинной и статистической детерминациям как альтернативным (взаимоисклю­чающим) принципам организации мира.

Причинная детерминация

(принцип причинности, каузальности)

Причинная детерминация - наиболее понятный (вплоть до самоочевидности) вид обусловленности. Причина — это предше­ствующий во времени фактор, следствие — дальнейшее во времени событие, причина — это необходимое условие, предпосылка воз­никновения, изменения или развития следствия. Таким образом, причина есть фактор, порождающий следствие, а следствие есть фактор, закономерно вытекающий из действия причины.

Принцип причинности имеет долгую историю, восходящую к Античности. Четкое оформление ему придал великий фран­цузский математик и астроном П. С. Лаплас (1749—1827). Он в соответствии с достижениями естествознания своего времени сформулировал механистический вариант детерминизма, бази­рующийся на динамических законах ньютоновской механики и приводящий к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Согласно

М

94

етодологические основы психологии

лапласовскому (динамическому) детерминизму, значение коор­динат и импульсов всех частей и элементов Вселенной в данный момент времени однозначно определяет ее состояние в любой прошедший и будущий момент. Такая трактовка причинности в конечном итоге фактически приводит к концепции фатализма и вере в божественную предопределенность. Для динамического детерминизма характерно признание однозначности причинно-следственных связей: каждая причина порождает определенное следствие, и наоборот, каждое явление имеет свою определен­ную причину. Следует заметить, что лапласовский детерминизм неплохо отражает положение дел на макроскопическом уровне организации мира (в том числе внутреннего субъективного мира). Вспомним общеизвестное выражение: «Ничего не бывает без причины». Физики считают, что «в макропроцессах статистиче­ский элемент атомной физики, вообще говоря, не играет роли, поскольку статистические законы дают для этих процессов столь большую степень вероятности, что их можно считать практически детерминированными» [61, с. 128—129].

Но с переходом на экстремальные (микро- и мега-) уровни организации мира приходится констатировать доминирование слу­чайности над строгой однозначной причинностью. Современные представления о причинности отвергают указанную однозначность и толкуют причинность расширительно. Во-первых, учитываются разные формы детерминации (упомянутые выше системная, це­левая, статистическая и пр.), и во-вторых, признается сложность, изменчивость и многозначность причинных связей. Трудность осо­знания совмещения классической причинности с вероятностной обусловленностью хорошо иллюстрируется знаменитым высказы­ванием А. Эйнштейна: «Бог в кости не играет». Создатель теории относительности не мог примириться с мыслью о возможности вероятностной детерминации процессов Природы.

Статистическая (вероятностная) детерминация

Исследования в квантовой физике показали невозможность переноса принципа строгой причинности в область микромира. Суть статистической детерминации раскрывается в следующих высказываниях физиков.