Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы методологии / Никандров_В.В._Методологические_основы_психологии.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
600.06 Кб
Скачать

Глава 1. Психология как научная дисциплина

31

психологии» [56, с. 74]. Дисциплины же нижележащих уровней (не приведенные на схеме) образуются делением, пересечением или объединением представленных разделов. Например, медицин­ская психология — подраздел психологии аномальных различий, инженерная — психологии труда, а педагогическая психология образуется путем объединения психологии воспитания и обучения, которые, в свою очередь, являются соответственно подразделами психологии поведения и познания.

1.5.2. ВНЕШНЯЯ СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ

Внешняя структура психологии должна отражать ее место в общей системе человекознания, то есть демонстрировать ее по­ложение среди наук и ее связи с другими науками.

В упомянутой систематике Б. Г. Ананьева просматриваются тесные связи психологии с естественными, социальными и фило­софскими науками. Из естественных наук в первую очередь им выделяются биологические науки, изучающие человека на ин­дивидном уровне организации: биохимия, генетика, физиология (в том числе физиология ВНД и сенсорных систем), эмбриология, эндокринология, антропология и соматология. Здесь же упомя­нуты и медицинские науки (в частности, неврология, педиатрия, гигиена). Значителен перечень социальных дисциплин, предостав­ляющих сведения о человеке главным образом как о личности и субъекте деятельности: педагогика, социология, исторические науки, этика, юриспруденция, политические и экономические науки, демография. Обозначены связи с техническими науками и рядом гуманитарных дисциплин, а также с философией.

Современное состояние психологии, пожалуй, требует до­полнить приведенный список сопряженных с нею наук физикой, химией и математикой. Физика и химия поставляют психологии сведения о глубинных закономерностях организации материи (в том числе живой материи), что обусловливает формирование у психологов адекватной картины мира и способствует выработ­ке концептуальных основ их исследовательской деятельности и практической работы с людьми. Кроме того, физика и химия выработали множество точных и эффективных исследовательских

приемов, и некоторые из них получили статус общенаучных принципов познания. Особо следует отметить роль математики и статистики в психологии. Статистическая обработка является неотъемлемой частью современного психологического иссле­дования. Избежать ее практически невозможно (особенно в эмпирических исследованиях). Отсюда вытекает необходимость хорошего знания специалистом-психологом основ математики и статистики и важнейших методов математико-статистического анализа психологической информации. Неизбежность примене­ния статистики в психологии обусловлена массовостью психо­логического материала, поскольку сплошь и рядом приходится один и тот же эффект регистрировать по многу раз. Причина же необходимости многократных замеров кроется в самой при­роде психических явлений, устойчивость которых относительна, а изменчивость абсолютна. Классическим примером тому может служить непрерывная флуктуация сенсорных порогов, породившая известную нам знаменитую «пороговую проблему». Поэтому веро­ятностный подход — неизбежный путь к познанию психического. А статистические и математические методы — способ реализации этого подхода. Надо полагать, что именно в этом ключе следует понимать замечание Б. Г. Ананьева о «вероятностном характере психической деятельности» и о необходимости «единства детер­министического (строго причинного. — В. Н.) и вероятностного подходов к исследованию психических явлений» [13, с. 283].

В связи с этим вызывает, по меньшей мере, недоумение бытующее в психологических кругах мнение, что соединение пси­хологической проблематики с ее математическим анализом — это «брак по принуждению или недоразумению», где психология -— «невеста без приданого». Вынуждена же психология «вступить в этот брак» якобы потому, что «не смогла пока еще доказать, что строится на принципиально иных основах», нежели точные науки [188, с. 5—6]. Эти «принципиально иные основы» вроде бы обу­словлены тем, что предмет исследования психологии несопоставим по своей сложности с предметами других наук. Здесь уместно на­помнить о претензиях немалого числа психологов на упомянутый выше «свой особый» путь познания истины. Нам кажется, что подобный снобизм не только неуместен с точки зрения научной

32

Методологические основы психологии