Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
42
Добавлен:
16.06.2023
Размер:
295.48 Кб
Скачать

2. Методы международного частного права: понятие, особенности, достоинства и недостатки, соотношение друг с другом

Методы правового регулирования

МЧП свойственны свои специфические приемы и средства, регулирование прав и обязанностей участников правоотношений. Выделяют 2 метода:

Коллизионный – является исторически первым. Функционирует благодаря наличию коллизионных норм, которые в свою очередь являются разновидностью отсылочных норм и формулируются в виде абстрактного правила, указывающего на применимое право. Данные метод - это метод косвенного регулирования отношения посредством выбора правовой системы в том случае, когда на регулирование отношения претендуют правопорядки 2-х и более государств. Применение такого метода имеет свои недостатки:

1.Применение коллизионной нормы усложняет деятельность органа рассматривающего дело, так как такой орган становится обязанным устанавливать содержание иностранного права.

2.Его применение не способствует обеспечению единообразия при разрешении конфликтных ситуаций.

3.Применение норм общего характера, которые фактически не рассчитаны на отношения с иностранным элементом.

Материально-правовой, формы:

А)Международно-правовая – имеет место при наличие материальной не коллизионной нормы унифицированной международным договором, который регулирует правоотношения непосредственно.

Б)Действие национальных материальных норм специально ориентированных на регулировании отношений входящих в предмет МЧП.

В силу п. 3 ст. 186 ГК РФ – материально-правовой метод в любой его форме имеет приоритет. Т.е. если существует материально-правовые нормы полностью регулирующие конкретное правоотношение с иностранным элементом, то определение применимого права на основе коллизионного метода полностью исключается.

Приоритет материально-правового метода основан на следующих его достоинствах:

1.Его использование создает определенность у участников правоотношений. Материально-правовые нормы известны заранее и устанавливать их не требуется.

2.Его применение создает единообразную практику решения конфликтных ситуаций.

Основные недостатком данного метода является его ограниченность. Единые материально-правовые нормы существует только в отдельных областях международной торговли. При этом многие другие области отношений не затронуты унификацией. Т.о. применять материально-правовой метод можно к очень узкому кругу отношений.

Вопрос 3: Основные начала(принципы) мчп и их значение в правовом регулировании отношений трансграничного характера. Понятие локализации отношения и ее значение для регулирования отношений в сфере мчп.

Принципы: общие и специальные. Принципы МЧП – это обобщенные, в большей степени абстрактные юридические предписания, имеющие «сквозной» характер(регулирующие все отношения МЧП). Содержание и перечень принципов МЧП в доктрине определяется по-разному.

Общие:

- договоры должны соблюдаться

- незлоупотребление правом и охраны приобретенных прав

- бремя доказывания лежит на истце

- специальный закон имеет преимущество перед общим

- справедливости и доброй совести

Специальные(отраслевые):

Принципы МЧП обладают спецификой – они связывают национальные правовые системы между собой и юридически связывают международное и национальное право.

Автономия воли участников правоотношения: автономия воли лежит в основе всех имущественных и связанных с ними неимущественных правоотношений между частными лицами( принцип свободы договора, свобода иметь субъективные права или отказаться от них, свобода обращаться в гос органы за их защитой или отказаться от защиты своих прав, свобода выбора права, применимого к отношениям. Современная тенденция МЧП – максимально широкое применение автономии воли сторон(трудовые договоры, потребительские сделки).

Принцип наиболее тесной связи – определяет основополагающие начала правового регулирования частных отношений, связанных с иностранным правопорядком. Законом, объективно свойственным такому отношению, является право, имеющее с ним наиболее тесную связь. Принцип тесной связи имеет фундаментальное значение для регулирования международных частных отношений в целом, определяет соотношение коллизионного м материального регулирования. Все коллизионные привязки отражают принцип наиболее тесной связи правоотношения, отягощенного иностранным элементом, с конкретной правовой системой.

(по учебнику Гетьман-Павловой)

Принцип взаимности: не является общепризнанным юридически обязательным принципом или нормой международного публичного права. Принцип взаимности необходимо считать принципом международных отношений, международного сотрудничества, международной жизни в широком смысле этого понятия, который, однако, не имеет юридического наполнения и не может считаться частью ius cogens. Этот принцип проявляется в политике взаимодействия и сотрудничества государств, когда каждое в одностороннем порядке вправе (но не обязано) оказывать другому какое-либо содействие. Такую форму взаимности можно именовать взаимностью в широком смысле или же говорить об общей идее взаимности.

Однако такая идея взаимности может быть наполнена конкретным юридическим содержанием и превратиться в отношениях между государствами или в рамках отдельных национальных правовых систем в юридический принцип взаимности. В этом случае такой принцип будет являться обязательным для государств, использующих его в отношениях друг с другом, в том числе применительно к частноправовым вопросам (например, принцип взаимности в ходе переговоров в рамках ВТО). Кроме того, государство вправе прибегнуть к нему в своей правовой системе в одностороннем порядке и тогда он станет обязательным как для этого государства, так и для частных субъектов на его территории (но не для других государств).

Значение: Общая идея взаимности и основанный на ней юридический принцип взаимности - одни из тех немногочисленных начал, из которых может черпаться содержание для конкретных норм в самых разных правовых отраслях (частноправовых и публично-правовых), причем как на национальном, так и на международном уровне. Так, юридический принцип взаимности, как показывает практика, используется, например, в таможенном праве, валютном регулировании, международном налоговом праве, международном уголовном праве (например, применительно к экстрадиции), наследственном праве, авторском праве и регулировании иных интеллектуальных прав, регулировании статуса и деятельности иностранных лиц, применительно к выдаче виз и т.д.

В МЧП существует несколько способов использования юридического принципа взаимности: закрепление его в международных договорах; закрепление его во внутренних нормативных актах; фактическое его использование органами различных государств на практике в отсутствие упоминаний о нем в писаном праве.

Принцип взаимности используется во всех трех составных частях МЧП:

  1. в коллизионном регулировании (ст. 1189 "Взаимность" раздела VI "Международное частное право" части третьей ГК РФ)

Если государство А признает допустимость и необходимость применения на его территории права государства Б к какому-либо частноправовому отношению, оно может задаться вопросом о том, а признает ли государство Б допустимость и необходимость применения на своей территории права государства А к аналогичному частноправовому отношению? Если ответ на этот вопрос является отрицательным, то государство А может задуматься о том, чтобы аналогичным образом отказаться на своей территории от применения права государства Б и поставить его применение в зависимость от применения в государстве Б права государства А.

Каждое государство вправе самостоятельно решать, использовать ли ему принцип взаимности, обусловливая применение на своей территории права другого государства тем, применяется ли в этом другом государстве в аналогичной ситуации право первого государства, или же не использовать такой принцип, допуская применение на своей территории права другого государства в безусловном порядке.

Преобладающий подход в МЧП большинства государств состоит в отказе от использования принципа взаимности в коллизионном регулировании. Статья 1189 ГК РФ предусматривает следующее: "1. Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

2. В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное".

Иными словами, российский законодатель также не ставит применение российскими правоприменительными органами иностранного права в зависимость от взаимности: применение такого права должно носить безусловный характер.

Однако в то же время российский законодатель не исключил возможности применения иностранного права в России на началах взаимности. В этом случае предусмотрена опровержимая презумпция наличия взаимности.

Как же следует толковать слова "если не доказано иное" в п. 2 ст. 1189 ГК РФ?

Исходя из того, что обязанность доказывания согласно российским правилам, регулирующим рассмотрение различных дел, возлагается прежде всего на лиц, участвующих в соответствующем деле, представляется, что доказывать отсутствие взаимности должно то лицо, которое возражает против применения иностранного права со ссылкой на отсутствие взаимности.

Современные российские законы не предусматривают случаев применения принципа взаимности в коллизионном аспекте. При помощи ст. 1189 ГК РФ законодатель лишил российские суды и иных правоприменителей возможности избегать применения иностранного права за счет использования принципа взаимности как escape clause (оговорки, клаузулы об избежании, о возможном отказе от чего-либо (в данном случае от применения иностранного права)). Именно в этом состоит ценность данной статьи.

Широкое использование коллизионного принципа взаимности смысла не имеет, однако в качестве точечного средства, инструмента тонкой настройки он применяться может.

Соседние файлы в папке экзамен