
Можно различить четыре основные пути возникновения лексической омонимии.
1-й путь – это случайное совпадение звучаний слов в ходе исторического развития языка. Например, совр. рус. омонимы некогда ‘нет времени’ и ‘когда-то’ возникли соответственно из более ранних некогда и нѣкогда вследствие дефонологизации др.-рус. /е/ и /ѣ/.
2-й путь возникновения омонимов связан с заимствованием, когда звучание слова чужого языка опять-таки случайно совпадает со звучанием собственного слова. Например, рус. лук ‘оружие’ как собственное слово против значения ‘растение’, в котором слово пришло из герм. языков. Иногда заимствованиями являются оба омонима; ср.: рус. балка ‘бревно’, пришедшее из немецкого, и – соответственно – ‘овраг’, пришедшее из тюркских языков. Интересны также случаи заимствований из одного языка-источника в разные периоды. Таковы омонимы рус. банда (оба из итальянского); сперва слово пришло в русский со значением ‘шайка’, затем – со значением ‘оркестр’. Все эти в высшей степени интересные примеры приведены у А.А. Реформатского.
ДАЛЬШЕ!
3-й путь возникновения омонимов – это образование слов-омонимов от одного и то же корня вследствие омонимии словообразовательных средств. Например: рус. самострел ‘арбалет’ и ‘рана, нанесенная самому себе’; ударник ‘часть затвора замкóвого огнестрельного оружия’, ‘музыкант, играющий на ударных инструментах’, ‘передовик труда’, последнее – в эпоху социализма.
4-й путь появления слов-омонимов связан с распадом полисемии, с развитием ЛСВ в отдельные слова. Именно в этом случае принято говорить об особых соотношениях полисемии и омонимии.
ЗАКРЫТЬ!