Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Лекции МЧП 2017-18 уч. год.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.12.2022
Размер:
142.41 Кб
Скачать

Признание юридической силы иностранных юридических документов

Есть случаи, когда нужно использовать документы, выдаваемые органами гос или мун власти, в иностранном государстве (выписка из реестра, свидетельство о рождении, о заключении брака, документы об образовании, нотариальные акты и огромное количество других). Исторически сложилось, что без специальной процедуры подтверждения официальные документы (а не коммерческие!) одного государства не имеют силы на территории другого государства; тут тоже свои круги ада для легализации документа.

Так, без конвенций придется пройти процедуру: оригинал официального документа ---- нотариальная копия документа ---- удостоверение минюста или его территориального органа подписи нотариуса ---- подтверждение подписи чиновника минюста чиновником МИДа ---- подпись чиновника МИДа подтверждается в консульстве государства, в котором планируется использовать этот документа.

Способ облегчить процедуру – Гаагская конвенция 1961, отменяющая требования легализации официальных документов; все страны предусматривают, что процедура легализации заменяется проставлением апостиля (специальный штамп, проставляемый компетентным органом), других формальностей соблюдать не нужно; каждое государство определяет органы, которые уполномочены проставлять такие апостили (у нас это органы юстиции, суды, Генпрокуратура) – к документу подшивается листочек, в котором по установленной форме штампик проставлен (квадрат 10 на 10 – дело в российской суде о неправильном квадрате!). Такой документ уже может использоваться спокойно.

Возможно полностью избавиться от формальностей – например, Минская конвенция 1993 года позволяет без всяких специальных процедур признавать документы, если на них есть гербовая печать.

Международный коммерческий арбитраж

Это способ разрешения споров, осложненных иностранным элементом, в рамках которого спор на основании арбитражного соглашения рассматривается третейскими судьями, выносящими окончательное и обязательное для сторон решение. Тут два момента: речь идет о третейских судах, которые не входят в судебную систему, но эти решения негосударственного суда для сторон обязательны. В качестве арбитров выступают частные лица, которые не проходили каких-то особых процедур со стороны государства и не имеют особого статуса, сам процесс неформальный. Природа у арбитража консенсуальная – не будет соглашения сторон, не будет арбитража. У сторон появляется возможность участвовать в выборе членов арбитража, гибкость процедуры, отсутствуют вышестоящие инстанции – такое решение окончательно (отмена решения в государственном суде – не пересмотр, это самостоятельная процедура).

Разные страны используют разные модели. Монистическая модель: все третейские суды работают в одном режиме (что внутренние, что международные) – так в Англии. Дуалистическая модель: разные режимы для внутренних третейских судов и для международных – так в России (отдельный закон о международном коммерческом арбитраже). Но даже в дуалистической системе остается единство природы третейских судов – правила сходные.

Есть м-н акты. Нью-Йоркская конвенция 1958 о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений – одна из самых успешных в МЧП, создает надлежащие основания для признания и приведения исполнения арбитражных решений; в итоге возникает парадокс – в большинстве случаев проще исполнить решение третейского суда за рубежом, чем государственных (в отношении государственных судов такой успешной конвенции нет – Гаагская конвенция 2015 по этому вопросу не поддержана государствами, мало участников).

Европейская конвенция 1961 года – менее успешная, меньше участников, усложненный порядок применения – стороны дб в странах-участницах Конвенции, но она создает эффективный механизм восполнения недостатков арбитражных соглашений: если конвенция не применима и есть условие о том, что все споры решаются в арбитраже Москвы, без указания конкретного арбитража, то оговорка будет признана патологической; если конвенция применяется, что она содержит в статье 4 специальный механизм, позволяющий восполнить эту проблему путем обращения к президенту соответствующей ТПП, который и скажет, что имели в виду стороны.

Типовой закон ЮНСИТРАЛ, который лег в основу нашего закона о международном коммерческом арбитраже.