Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Пережитое земля и жизнь историко-социологический очерк

..pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
5.16 Mб
Скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

И.И. Трубицин

ПЕРЕЖИТОЕ: ЗЕМЛЯ И ЖИЗНЬ

Историко-социологический очерк

Издательство Пермского национального исследовательского

политехнического университета

2013

1

elib.pstu.ru

УДК 908.470.53+908.470.51 ББК С535.3

Т77

Рецензенты:

д-р ист. наук, профессорВ.П. Мохов (Пермскийнациональныйисследовательский политехническийуниверситет);

канд. филос. наук, доцентБ.Г. Чемериский (Пермскийнациональныйисследовательский политехническийуниверситет)

Трубицин, И.И.

Т77 Пережитое: земля и жизнь : историко-социологичес- кий очерк / И.И. Трубицин. – Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. – 420 с.

ISBN 978-5-398-00990-3

Книгу «Пережитое: земля и жизнь» можно представить как «исповедь поколения». Автор, Иван Иванович Трубицин, – русский, уроженец Удмуртии, ветеринар по образованию и призванию, поднявшийся от лейтенанта до майора, ветврач, следивший за состоянием конной тягловой силы на Ленинградском фронте, лечивший во время войны лошадей колхозов Ленинградской области. Он как участник событий описывает состояние животноводства, подвижки в культуре производства в связи с партийными пленумами, анализирует политику государства в сфере животноводства, меру управляемости страной и такими глухими уголками, как Русский Уленвай, Атабаево, Камбарка, Балаки. Это рассказ о судьбах поколений, нравах окружающих людей, созревании и возмужании личности самого автора.

Представляет безусловную ценность для интересующихся историей, этнографией, социологией, политикой, политологией, психологией, ветеринарией.

ISBN 978-5-398-00990-3

© ПНИПУ, 2013

2

elib.pstu.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Часть I. Традиционный уклад жизни........................................

5

Глава 1. Быт. Родовые корни..............................................

5

XIX век – Уленвай-Абдестъ.........................................

5

Первопоселенцы. Начало XX века...............................

15

Устройство деревни. Ведение хозяйства ....................

17

Годовой цикл сельскохозяйственных работ

 

и особенности его у уленвайцев...................................

42

Быт, праздники и традиции..........................................

59

Религия и образование..................................................

104

Здравоохранение............................................................

110

Общественная жизнь.....................................................

117

Предки и родители........................................................

128

Глава 2. Детство. Отрочество. Юность..............................

152

Работа в колхозе подростком.......................................

152

Учеба в Ижевске............................................................

164

Из Уленвая вАтабаево. Поискилучшей жизни............

172

Можгинский ветеринарный техникум ........................

189

Часть II. Страна на переломе.....................................................

223

Глава 3. Военный период....................................................

223

«Бессловесные воины» ....................................................

223

Перегон в СССР скота, угнанного

 

в Германию (Письмо к сошихинцам) ..........................

230

Глава 4. Послевоенный период...........................................

251

Работа в Мазунино........................................................

251

Работа в Удмуртии. Камбарка......................................

302

Ветеринарная практика.................................................

329

Глава 5. Предпермский период...........................................

348

Хрущевские реформы сельского хозяйства................

348

Прощай, Камбарка.........................................................

384

Приложение 1. Архивные докуметы........................................

394

Приложение 2. Описание традиционного жилища.................

406

 

3

elib.pstu.ru

Приложение 3. Схема родословной И.И. Трубицина.............

409

Приложение 4. Список домохозяйств в д. Русский Уленвай

 

на начало 30-х годов...................................................................

411

Приложение 5.

Родословные.....................................................

414

Приложение 6.

Работы И.И. Трубицина...................................

416

Приложение 7.

Фотографии......................................................

418

4

elib.pstu.ru

ЧАСТЬ I. ТРАДИЦИОННЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ

Глава 1. Быт. Родовые корни

XIX век. Уленвай-Абдестъ

Наша д. Русский Уленвай по дореволюционному админист- ративно-территориальному делению относилась к Александровской волости1 Елабужского уезда Вятской губернии. В 1832 году государственные (казенные) крестьяне Анисим Лазаревич Трубицин (1794–1855) с четырьмя сыновьями и трое братьев Машковцевых переехали из д. Трубищи Большие, что «над рекой в Черном лесу», и д. Трубищи Малые, что у мельницы Богородской волости Нолинского уезда Вятской губернии, в д. УленвайАбдестъ Александровской волости Елабужского уезда той же губернии. Поскольку Трубицины не роднились с Машковцевыми, можно судить, что они были уже тогда в родстве – это способствовало переезду.

Что определило смену жительства в нашем случае? Для крестьянина – земля. Рост численности населения требовал увеличения пашни. Удобные к землепользованию участки земли, конечно, были освоены. Увеличение площади под посевы на севере волости стало возможным за счет лесов. Наиболее заманчив здесь был подсечно-огневой способ освоения. Для не знакомых с ним поясню. На избранном участке леса кора каждого дерева на высоте пояса человека кругом просекалась топором. Сокодвижение нарушалось, дерево погибало, высыхало. Поджигали. Огонь делал свое. Оставались обугленные пеньки, их корчевали. Почва на ряд лет была удобрена. В нашем случае этот прием не подходил. Черный лес – это тайга. Стоило измениться направлению ветра, и все, что над речкой отстроено и возделано, опустеет. Разведка на сей счет выяснила наличие свободной земли при д. Уленвай-Абдестъ.

1 Центр – с. Петухово (здесь и далее – примечания автора).

5

elib.pstu.ru

Губернские власти в заселении этих мест были заинтересованы не меньше, чем сами крестьяне. Это можно предположить потому, что каким-то образом до крестьян доводили сведения о землях, удобных для быстрого освоения своей же губернии. Земля у Саввы Трубицина была поделена между сыновьями Кондратием и младшим его на четыре года Лазарем. Получив сведения о наличии такой земли у д. Уленвай-Абдестъ, престарелый Лазарь благословил в дальний путь Анисима, оставшись с сыном Кондратием, а через год умер.

По-над прудом жили десять семей вотяков (удмуртов), оказененных при принятии христианства. Следовательно, жили здесь довольно давно. Переселенцы заняли место в верховье пруда (дома № 3, 6, 8, 9). Появление русских не могло не сказаться на межнациональной напряженности отношений вотяков с пришельцами. В «Ревизских сказках» 1858 года вотяки еще фигурировали. При первой переписи населения России

в1897 году они уже не значатся, поскольку в эти годы они переселились вверх по речке на пять верст. Образовались два Уленвая: Русский и Вотский. Считается, что развитие капитализма в России приходится на последнюю треть XIX века. Отсюда на примере Уленвая можно судить о разделяющей народы (дифференцирующей их) роли капитализма в национальном вопросе на примере низших слоев общества. Разлагающая роль капитализма сказалась через столетие и в гибели-разделении огромной империи – СССР.

Вернемся к нашим предкам. По исходной давности лет властные функции среди русских, а потом и вотяков оказались

вруках у Анисима Лазаревича. Братья Машковцевы оказались на вторых ролях. В 1838 году был отдан в рекруты второй сын Анисима – Федот. Осталась солдаткою его жена Анна Степановна с двумя сыновьями – Поликарпом шести лет и Михаилом четырех лет. Тридцатилетняя красавица, опасаясь последствий «чрезмерного внимания» к ней троих деверей (все трое из них – холостые), да и свекр был еще не стар, должна была

6

elib.pstu.ru

на что-то решиться. Тем более отдельного жилья для всех за пять–шесть лет построить было не под силу, и жили все вместе в одной, хотя и не маленькой избе. Анна Степановна забрала своих малышей и куда-то уехала. Скорее всего – к своим родителям. Или... ближе к любовнику, рассчитывая при невозвращении Федота в срок, стать женой возлюбленного. Анисим женил сыновей Абрама (1817 года рождения) и Алексея (1820 года рождения). Невестки народили кучу девок и лишь по одному внуку. Похоже, Федот не вернулся с войны. Россия вела военные действия за обладание Кавказом, а потом Крымом. Война шла не без жертв.

Уленвай-Абдестъ – название деревни явно нерусское. От старославянского здесь – буква ер, или твердый знак «ъ», непроизносимый, лишь на бумаге воспроизводимый. «Абдестъ» с татарского переводится как аб – вода, дест – рука. Отсюда напрашивается: здесь в прошлом был какой-то административный центр. Точнее, периферийная часть этого центра. Сам центр располагался на возвышенности за глубоким оврагом. Там, по рассказам, находили какие-то невесть откуда взявшиеся старые кирпичи. Вотяки едва ли могли изменить название на своем языке. Следовательно, название идетквременам Казанскогоханства.

После смерти Анисима в 1855 году властные функции перешли к первому сыну Агафону. У Агафона было четыре сына. Первого сына Кузьму он направил на Ижевские заводы, от которого в Ижевске ныне идет плеяда Трубициных. Второй сын Михаил был рекрутом, вернулся, завел семью, отделился. Третий сын Иван получил образование у дьякона и был в конце XIX века волостным судьей. А где была Анна Степановна со своими сыновьями? В «Ревизских сказках» 1850 года она не значится, в то время как сыновья значатся. Умерла? За двенадцать лет все могло произойти, но нет, осталась жива. В «Ревизских сказках» 1858 года она здравствует вместе с сыновьями. Вероятно, вернулась? Да. Где-то там она не только вырастила сыновей, но и женила их, дождалась внуков, в их числе моего деда Корнила. Умерла она в 1891 году в Уленвае.

7

elib.pstu.ru

Присказка-речитатив. Ели-пили. Живы были. Растили рожь, овес для пропитания. Одевались в свой же лен. Держали скот и кур, гусей и уток. Не любили индюков. Пшениц не знали.

Исердились, и мирились, и любили, и сходились. Народившихся крестили, умиравших отпевали (для попа, глядишь, доход).

Иболели, и лечились, кто как мог. У знахарки, самоуком, больше травкой, русской баней, наконец. Огня страшились, града и налета саранчи да зимней сошки появленья. На борьбу же с ними без приказа выходили. В бога верили и в черта, в дьявола притом. Чтили батюшку царя. Боялись бога, черта, дьявола… и волков. Царь далеко, волки рядом – за прудом. Зимний вой их значил много, за ворота выходили слушать всей семьей. Молились богу исступленно дома и в церквях, и говели, и постились; черта, дьявола кляли, а царя припоминали, платя налоги да отправляя рекрутов.

Так в середине XIX века в маленькой лесной деревеньке после прихода русских сформировались две «цивилизации»: понад прудом русских и удмуртов в верховье пруда. Жили, не переступая российских законов и по своим же выработанным правилам. Веянья света приносил сборщик милостыни иль проезжий молодец и незадачливый купец. Мне пришлось восстанавливать элементы быта и верований предков частично по книгам, архивам, частично по рассказам-воспоминаньям родственников, частично по своей памяти.

Грозный Агафон (как представитель «господствовавшей» нации) диктовал с верховья пруда живущим по-над прудом. Межнациональные отношения обострились настолько, что вотяки стали уезжать. Уходили и уезжали не так далеко: на пять верст выше по речке. Образовались два Уленвая – Русский Уленвай и Вотский Уленвай.

ВУленвай-Абдесте почти одновременно с Трубициными и Машковцевыми объявился Кузьма Осипович Дубовцев (1798–

1838) с женой Федосьей Ерофеевной (1796 года рождения) и сестрой Авдотьей, с сыновьями Андреем (1817 года рождения), Михеем (1828 года рождения) и дочерью Устиньей

8

elib.pstu.ru

(1829 года рождения) (прил. 3, 4). Откуда они и кто по социальному положению, установить не удалось. Поскольку им пришлось платить налоги наравне в Трубициными и Машковцевыми, будем считать их оказененными, т.е. государственными. Умер Кузьма молодым. Сыновья его не без ведущей роли матери заложили две родственные линии Дубовцевых. Остановимся на семействе Андрея Кузьмича. Среди его детей был сын Трофим (1851 года рождения), а у Трофима – сын Семен (1870 года рождения), уже у Семена – дочь Прасковья (1903 года рождения). Прасковья в 1922 году вышла замуж за Ивана Корниловича Трубицина (1901–1929). С 3 на 4 февраля 1923 года родился автор этих строк.

Агафон умер (ориентировочно) в 1870 году. Властные функции перешли к его третьему сыну Ивану. Смерть Агафона позволила вернуться «оттуда» солдатке Анне Степановне с сыновьями Поликарпом и Михаилом с их семьями. Поликарп Федотович2 занял с матерью освободившиеся строения в верховьях (дом № 3) у пруда. Тогда как Иван Агафонович поселился понад прудом, на усадьбе уехавшего вотяка (дом № 14). Ему пришлось поделиться частью властных функций с Поликарпом. Вместе они, будучи во властных функциях, встретили XX век. Михаил Федотович в Уленвае жить не стал. Поселился в Петухове, где содержал Александровское волостное правление. Оба двоюродные брата в Русском Уленвае (без вотяков) преуспели.

Поликарп Федотович вкупе с Александром Михеевичем Дубовцевым и Василием Сентебовым арендовал мельницу. У кого? Выяснить не удалось. Если она принадлежала обществу, то место мельника злачное, и Поликарп не мог им не воспользоваться. Если Иван Агафонович и Поликарп Федотович повышали собственное благосостояние за счет общественного положения, то другие своим трудом. Так, например, Трофим Дубовцев занялся катаньем валенок. Все события происходили при основном роде деятельности – занятии сельскохозяйственным произ-

2 Первая всеобщая перепись населения Российской Империи. 5 июня

1895 года. № 6 (прил 1).

9

elib.pstu.ru

водством плюс пчеловодством. Вышесказанное относится к дальним предкам. Их место среди уленвайцев, характерные виды деятельности приходилось восстанавливать из книг, их архивных данных, по рассказам предков и частично по собственной памяти.

Ближних предков всего четверо: прародители дедушки и бабушки с отцовской и материнской стороны. О деде Корниле выше речь уже шла. Бабушка Ксенья, Фомы Яковлева Пискотина дочь, двадцати лет (так написано в регистрации о браке) из Чепцы. Она на два года старше деда и пережила его на 18 лет. Из 11 беременностей, втомчисле двойни, в живых остались четверо.

Как уже говорилось, Поликарп Федотович вкупе с Александром Михеевичем Дубовцевым и Василием Сентебовым арендовал мельницу. Неясно, у кого: у частного лица или уленвайского общества? Контроля за гарнцевым сбором, видимо, не было, и хозяйство в верховье пруда процветало. Благо, два взрослых сына – Корнил, женатый еще при жизни бабушки Анны Степановны (в 1882 году) на Ксении Фоминичне, его брат Абрам на восемь лет моложе – занимались хозяйством в верховье пруда под управлением отца. Кое-какие излишки продукции домохозяйства удавалось «выбрасывать» на рынок.

Должность судьи считается злачной. Иван Агафонович, став волостным судьей, не мог не воспользоваться ею. Он превратил свое подворье по-над прудом, приобретенное у уехавшего вотяка, в нечто сходное со средневековым замком (можно видеть по чертежу): то ли купив у вотяка, достраивал сам, то ли все возвел заново. Вероятно, возвел новый жилой дом на месте прежнего. Дом был увеличенный в высоту – восьмиаршинник. В то время как обычно строились семиаршинники. Напротив, через улицу возвели небольшое помещение, которое стали называть караулкой. Здесь, видимо, проходили судебные заседания и содержались (караулились) осужденные. В сущности, подоком судьи!

В 1903 году Иван Агафонович неожиданно уехал. Куда и почему? Вероятно, его отъезд оставил загадки не только уленвайцам, но и руководству Александровской волости, Елабуги

10

elib.pstu.ru