Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Прозументов Л.М. - Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних в РФ

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
1.8 Mб
Скачать

не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных в уголовном кодексе.

Привлечение к совершению преступления лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность (п. «д» ст. 63 УК РФ), а также совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего (п. «з» ст. 63 УК РФ) рассматриваются как обстоятельства, отягчающие наказание.

В целом можно сделать следующий вывод: в действующем уголовном законодательстве гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» представлена в усеченном виде; она не включает в себя целый ряд правовых норм, направленных на охрану жизни, здоровья, половой неприкосновенности, свободы, чести и достоинства личности несовершеннолетних. Представляется, что

вОсобенной части уголовного кодекса должен быть представлен раздел о преступлениях против семьи и несовершеннолетних, а не одна глава. В этом разделе должны содержаться главы, построенные по принципу родового и видового объектов, включающие

всебя составы преступлений против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой неприкосновенности личности несовершеннолетних.

При этом должна быть ликвидирована асимметрия в законодательном определении возраста, устранена та рассогласованность между отдельными нормами Особенной части, которая существует

вдействующем законодательстве.

2.2. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних

Существование самостоятельной главы, где сосредоточены преступления против семьи и несовершеннолетних, подтверждает многократно высказывавшуюся в теории уголовного права мысль о наличии единого родового объекта данной группы преступлений.

41

Глава 20 по объему невелика, она включает всего девять статей. Родовой объект ее сложный, состоящий из двух взаимосвязанных объектов. Это отношения, складывающиеся по поводу охраны физического и нравственного развития несовершеннолетних, охраны семьи, законных прав родителей по воспитанию своих детей. Соответственно им все преступления данной главы могут быть классифицированы на две группы:

1)преступления, посягающие на нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних (ст.ст. 150, 151, 1511, 1512 УК РФ);

2)преступления, посягающие на интересы семьи (ст.ст. 153, 154, 155, 156, 157 УК РФ).

С учетом видового объекта все составы, содержащиеся в гл. 20, можно классифицировать на четыре группы.

Первая группа – это преступления, связанные с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Видовым объектом этих преступлений будет нормальное нравственное и духовное развитие несовершеннолетних.

Подмена ребенка расположится во второй группе. Видовым объектом данного преступления следует считать интересы родителей по воспитанию своих детей и личную свободу ребенка.

К третьей группе следует отнести составы незаконного усыновления (удочерения) и разглашение тайны усыновления (удочерения). Видовым объектом этих преступлений будет личная свобода ребенка и гарантированное законом право семьи, которая усыновила (удочерила) ребенка, на сохранение тайны.

В четвертую группу входят составы неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и злостное уклонение от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей и детей. Видовым объектом этих преступлений будут материальные интересы детей, позволяющие им жить и воспитываться в нормальных условиях, и материальные интересы родителей, позволяющие им жить в нормальных условиях.

42

Непосредственные объекты могут в какой-то мере совпадать с видовыми. При их анализе возможно выделение основного, допол-

нительного и факультативного объектов.

Объективная сторона рассматриваемых преступлений может выражаться в деяниях в виде действия и бездействия. Большинство преступлений совершаются в виде активных действий виновных лиц (ст.ст. 150–155). Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ) может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ) с объективной стороны представляет преступное бездействие.

Составы преступлений, помещенные в рассматриваемой главе, сконструированы как формальные, акцент ставится на поведении виновного, последствия в качестве обязательного признака основного состава не фигурируют.

Субъективная сторона всех анализируемых преступлений характеризуется умышленной формой вины (возможен как прямой, так и косвенный умысел). Мотивами совершения преступлений могут быть корысть, зависть, месть, ненависть, желание избавиться от ребенка и т.п. Их правовое значение следует оценивать по конкретным статьям Уголовного кодекса РФ.

Определенными особенностями характеризуется субъект анализируемой группы преступлений. В ряде случаев предусматривается повышенный (18 лет) его возраст (ст.ст. 150, 151, 154, ч. 2 ст. 157 УК РФ), в иных случаях он обычный – 16 лет.

2.3.Вовлечение несовершеннолетнего

всовершение преступления

Всоответствии с ч. 1 ст. 150 УК РФ преступлением признается вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста. Вовлечение взрослыми лицами несовершеннолетних в совершение преступления представляет

43

повышенную общественную опасность в связи с тем, что такие деяния оказывают негативное воздействие на еще не сформировавшуюся психику несовершеннолетних, нарушают нормальные условия их социализации.

Непосредственным объектом вовлечения несовершеннолетнего

всовершение преступления являются общественные отношения, связанные с обеспечением нормальных условий социализации несовершеннолетнего, т.е. условий для здорового психического, физического и нравственного формирования и развития личности несовершеннолетнего.

Дополнительным объектом в ч. 3 ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения) будет являться здоровье несовершеннолетнего.

Потерпевшим является лицо, не достигшее возраста 18 лет на момент вовлечения его в совершение преступления.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150 УК РФ характеризуется активными действиями, направленными на возбуждение у несовершеннолетнего желания участвовать

всовершении одного или нескольких преступлений.

Характер преступления, в совершение которого вовлекается несовершеннолетний, а также роль, которая отводится ему взрослым вовлекателем (исполнитель, пособник и др.), для квалификации действий виновного по ст. 150 УК РФ значения не имеет.

В то же время не образуют состава преступления действия взрослого лица, которые представляют собой рассчитанную на несовершеннолетнего пропаганду преступного образа жизни, романтики уголовного мира и т.п., в случаях, когда никакое конкретное преступление не имеется в виду, не планируется, роль и место несовершеннолетнего не определяется и реальной договоренности с ним об участии в данном преступлении не предпринимается.

Основные способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления перечислены в диспозиции ч. 1 ст. 150 УК РФ. Ими являются обещание, обман, угроза или иные способы.

44

Обещанием следует считать:

предложение совершить преступление с обещанием решить какие-либо важные для несовершеннолетнего вопросы;

предложение совершить преступление с обещанием совместно использовать похищенное имущество;

обещание предоставить вовлекаемому более высокое место

взначимой для него малой социальной группе, возвысить его в глазах сверстников, защитить в конфликтных ситуациях;

обещание любого вознаграждения или благодарности за совершенное преступление и др.

Обман предполагает введение в заблуждение несовершеннолетнего относительно сути деяний, их последствий и т.п.

Угроза – общественно опасное информационное воздействие на несовершеннолетнего с целью подчинения его воли требованиям угрожающего. Угроза является способом нарушения психической неприкосновенности личности и представляет собой предупреждение несовершеннолетнего о тех неблагоприятных последствиях, которые наступят для него или для его близких

вслучае отказа совершить преступление (будет жестоко избит, лишится своего имущества или имущества близких ему людей, будет опозорен в глазах сверстников, изгнан из компании друзей и т.п.).

К иным способам вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления могут относиться действия, направленные на формирование у подростка таких качеств, как жестокость, сексуальные извращения и насилие, втягивание несовершеннолетнего в пьянство и наркоманию, вовлечение в занятие проституцией, рекламирование преимуществ преступного образа жизни, непосредственная передача преступного «опыта» путем обучения методам (способам) совершения отдельных преступлений.

В юридической науке существуют различные позиции по вопросу об определении момента окончания данного деяния. Одни исследователи считают его оконченным с самим фактом воздействия

45

на несовершеннолетнего1. Другие связывают окончание деяния с моментом дачи согласия несовершеннолетнего на совершение преступления2. Третьи момент окончания связывают с участием несовершеннолетнего в совершении преступления в качестве исполнителя или пособника3.

Анализ диспозиции ст. 150 УК РФ дает основание считать данный состав усеченным, поскольку в ней отсутствует такой элемент состава, как последствия. В этой связи можно говорить, что данное преступление считается оконченным с момента совершения несовершеннолетним преступления, в которое он вовлекался. Если же такие последствия не наступили по независящим от виновного обстоятельствам, то его действия могут быть квалифицированы по ч. 3 ст. 30 УК РФ (покушение на преступление) и по ст. 150 УК РФ. Такой позиции придерживается и Верховный Суд РФ4.

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1. ст. 150 УК РФ, является вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 18 лет.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается только в прямом умысле, т.е. виновный осознает общественную опасность своих действий по вовлечению несовершеннолетнего в преступление, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления.

1Ткаченко А.В. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления: формальный или материальный состав // Уголовное право и современность. Красноярск, 2001. Вып. 5. С. 90.

2Уголовное право. Особенная часть / под ред. И.И. Горелика, М.А. Ефимова, И.С. Тишкевича. Минск, 1971. С. 315.

3Кладков А.В., Суспицина Т.И. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и иных антиобщественных действий (ст. 150, 151 УК РФ) // Уголовное право. 2002. № 3. С. 26; Ветров Н.И. Охрана интересов семьи уголовно-право- выми средствами. М., 1990. С 47.

4См.: О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 февраля 2011 г. № 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 4. С. 9.

46

Цели, мотивы преступления могут быть разнообразными и на квалификацию не влияют.

Часть 2 ст. 150 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления специальным субъектом: родителями, педагогами либо иными лицами, на которых законом возложена обязанность по воспитанию несовершеннолетних (воспитатели в детских домах, интернатах, детских приютах, руководители кружков в учреждениях дополнительного образования, тренеры спортивных команд и т.п.). К числу таких специальных субъектов относятся и служащие, предусмотренные Федеральным законом от 24 мая 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст.ст. 13, 15), которые работают в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной адаптации, а также в специальных учебно-воспита- тельных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием.

На практике может возникнуть вопрос о том, могут ли быть субъектами преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 150 УК РФ, мать (отец), лишенные родительских прав, но проживающие вместе с детьми. Ответ на этот вопрос должен быть утвердительным, поскольку в соответствии со ст. 47 Семейного кодекса РФ права и обязанности родителей основаны на происхождении детей в удостоверенном законом порядке. Лишение родителя родительских прав не прекращает его кровного родства с детьми. Правильность данной позиции определяется тем, что даже при фактическом лишении родителей (одного из них) родительских прав у них сохраняется возможность оказывать негативное воздействие на ребенка, использовать свой авторитет, родственные чувства при вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления.

Особым квалифицирующим признаком является вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или угрозой его применения (ч. 3 ст. 150 УК РФ). Из приведенной формулировки следует, что субъектом данного деяния может быть как лицо, постороннее по отношению к вовлекаемому

47

лицу, так и его родители, воспитатели. Квалифицирующий признак будет иметь место тогда, когда вовлечение несовершеннолетнего в преступление сопряжено с реальным насилием или угрозой его применения (побои, причинение телесных повреждений и т.п.). При этом реальное причинение побоев, легкой и средней тяжести вреда здоровью охватывается составом данного преступления и дополнительной квалификации не требует, но в случае причинения вовлеченному несовершеннолетнему тяжкого вреда здоровью следует квалифицировать по совокупности преступлений ч. 3 ст. 150 УК РФ и ч. 1 ст. 111 УК РФ.

Вч. 4 ст. 150 УК РФ установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в преступление, совершаемое преступной группой (ч. 1, 2, 3, 4 ст. 35 УК РФ), или же в совершение преступления, относящегося к категории тяжкого или особо тяжкого (ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ), а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Проявление этнонационального и религиозного экстремизма, унижение человеческого достоинства по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии представляют повышенную общественную опасность.

Если вовлечение несовершеннолетнего в преступление совершенно при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных различными частями ст. 150 УК РФ, деяние следует квалифицировать по ст. 150 УК РФ с указанием части статьи УК РФ, предусматривающей более строгое наказание.

Вуголовно-правовой науке существует мнение, что норма, закрепленная в ст. 150 УК РФ, не имеет права на существование. Это объясняется тем, что вовлечение несовершеннолетнего в соверше-

ние преступления является разновидностью подстрекательства в смысле ч. 4 ст. 33 УК РФ, в которой подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. В этой связи лицо,

48

вовлекшее несовершеннолетнего в совершение преступления, должно нести ответственность не по совокупности ст. 150 УК РФ и статьи Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за преступление, в совершение которого несовершеннолетний вовлечен, а за подстрекательство к совершению преступления, предусмотренного конкретной статьей Особенной части УК РФ, со ссылкой на ст. 33 УК РФ. Отсюда следует, что из числа самостоятельных преступлений деяние, предусмотренное ст. 150 УК РФ следует исключить, поскольку деяние не может иметь двойной уго- ловно-правовой смысл, т.е. быть подстрекательством к совершению определенного преступления и одновременно являться самостоятельным законченным преступлением. В данном случае исследователи усматривают «неоправданное противоречие норм Общей и Особенной частей УК РФ»1.

Представляется, что данная позиция небезупречна. Она не вполне согласуется с отдельными нормами института неоконченного преступления и поэтому способна завести исследователей в логический тупик. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям. Неудавшаяся попытка вовлечения взрослым лицом несовершеннолетнего в совершение преступления, когда, например, последний, долго колебавшись, в конечном счете на уговоры не поддался и преступление не совершил, с позиций института соучастия действительно рассматривается как подстрекательство к совершению преступления. А с позиции теории стадий совершения преступления такие действия будут рассматриваться как приготовление к его совершению. Но уголовная ответственность, как было отмечено выше, наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению (ч. 2 ст. 30 УК РФ). Отсюда вытекает, что если следовать анализируемой позиции исследователей, то за неудавшуюся попытку

1 Палий В.В. Вовлечение в совершение преступления и склонение к совершению преступления или антиобщественных действий : автореф. дис. … канд. юрид. наук.

М., 2006. С. 9–10.

49

вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений небольшой или средней тяжести, например кражи, наиболее распространенного преступления, совершаемого несовершеннолетними, взрослое лицо уголовной ответственности нести не должно. С этим согласиться нельзя. Практическая обусловленность нормы об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления базируется на их участии в широко распространенных преступлениях, таких как кража, организуемых взрослыми лицами, нередко с криминальным стажем.

Кроме того, в теории уголовного права по законодательной конструкции составы преступлений делятся на материальные, формальные, составы опасности и усеченные. Особенность усеченных составов состоит в том, что моментом их окончания следует считать в том числе момент приготовительных действий. Представляется, что преступление, предусмотренное ст. 150 УК РФ, относится к преступлениям с усеченным составом в силу повышенной опасности.

2.4. Вовлечение несовершеннолетнего

всовершение антиобщественных действий

Всоответствии с ч. 1 ст. 151 УК РФ под вовлечением несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий следует понимать вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством.

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что в результате приобщения несовершеннолетнего к регулярному употреблению алкоголя, одурманивающих веществ его неокрепший организм подвергается опасности необратимой деградации, представляющей реальную угрозу здоровью несовершеннолетнего,

априобщение к бродяжничеству и попрошайничеству является одной из форм его эксплуатации в ущерб формированию личности полезного для общества человека.

50