Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Прозументов Л.М. - Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних в РФ

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
1.8 Mб
Скачать

в действующем уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 112 УИК РФ) образование понимается исключительно как обучение, а педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы лишь «оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными», которая в соответствии со ст. 109 УИК РФ рассматривается не только в качестве одного из основных (самостоятельных) средств исправления, но и как самостоятельный, осуществляемый параллельно образованию вид человеческой деятельности.

Не может поколебать сложившегося мнения и формулировка, содержащаяся в ст. 141 УИК РФ, посвященной организации учебновоспитательного процесса, где отсутствует термин «образование», от которого, собственно и оторван «единый учебно-воспитатель- ный процесс», осуществляемый в соответствии с ч. 1 ст. 141 УИК РФ непонятно в какой сфере деятельности. Вместо этого определена цель данного процесса, что очень даже хорошо, и его направленность, против чего трудно возражать. Очевидно, что в уголовноисполнительном законодательстве необходимо воспроизвести определение «образование», содержащееся в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», т.е. через «воспитание» и «обучение», тогда у педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в воспитательных колониях, появится обязанность осуществлять воспитание в процессе организации и осуществления учебной (образовательной) деятельности (т.е. осуществлять учебно-воспитательный процесс), что следует рассматривать как необходимый компонент организуемой в воспитательных колониях воспитательной работы с осужденными.

В целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения возраста 19 лет (ч. 1 ст. 139 УИК РФ). В этом положении реализуется принцип отбывания осужденным

201

наказания в одном исправительном учреждении. Данный принцип имеет важное педагогическое значение, поскольку направлен на обеспечение стабильности и непрерывности процесса исправления осужденных. Для изучения личности осужденного, эффективного применения средств исправления необходимо достаточно длительное время.

Отметим, что принцип отбывания наказания в одном учреждении и оставления осужденного, достигшего возраста 18 лет, в воспитательной колонии вступает в конкуренцию с другим принципом – раздельного содержания взрослых и несовершеннолетних. В данном случае, при прочих равных условиях, предпочтение следует отдавать принципу отбывания в одном учреждении, поскольку реализация принципа раздельного содержания (перевод в исправительную колонию) может обусловить отрицательные в педагогическом аспекте последствия: прерывается воспитательный процесс, осужденный попадает в более неблагоприятную в педагогическом отношении среду, меняется привычная обстановка, что способствует порождению отрицательного психического состояния, и т.п.

Для оставления совершеннолетнего осужденного в воспитательной колонии достаточно одного из двух оснований: закрепление результатов исправления или завершение образования. На лиц, оставленных в воспитательной колонии по достижении совершеннолетия, распространяются условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних осужденных.

В соответствии с положением, содержащимся в ч. 7 ст. 88 УК РФ, при назначении наказания в виде лишения свободы несовершеннолетним суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. Очевидно, что в данном случае имеется в виду необходимость учета психологических, социальных особенностей, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияния на него взрослых лиц и сверстников. Данное положение в полной мере соответствует международным правилам

202

обращения с несовершеннолетними осужденными, в соответствии с которыми такое обращение должно способствовать развитию у несовершеннолетнего чувства достоинства и значимости, укреплять в нем уважение к правам человека и основным свободам других; учитывая возраст несовершеннолетнего, необходимо также содействовать его регистрации и выполнению им полезной роли

вобществе.

Вэтой связи становится очевидным, что рекомендации (указания) суда могут относиться, к примеру, к особенностям личности несовершеннолетнего, связанным с уровнем его психического развития, который может существенным образом отличаться даже у лиц одной возрастной группы, а также к психологической совместимости осужденных несовершеннолетних в воспитательной колонии.

Наказание в виде лишения свободы занимает доминирующее положение среди всех наказаний, назначаемых несовершеннолетним преступникам. Вместе с тем отметим, что в последние годы отчетливо проявилась тенденция уменьшения как общего числа несовершеннолетних, которым было назначено наказание в виде лишения свободы, так и удельного веса несовершеннолетних, которым было назначено это наказание, среди всех осужденных несовершеннолетних.

203

ГЛАВА 4. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОЕДИНЕННАЯ С ИНЫМИ МЕРАМИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Содержание правовых ограничений, содержащихся в уголовной ответственности, связанной с назначением несовершеннолетним иных мер уголовно-правового воздействия, существенно отличается от правовых ограничений, которые характерны для уголовной ответственности, соединенной с назначением наказания. Хотя иные меры уголовно-правового воздействия (условное осуждение, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, освобождение от наказания несовершеннолетнего с помещением его в специальное учебно-воспита- тельное учреждение закрытого типа) сопряжены с назначением осужденным несовершеннолетним конкретного вида уголовного наказания, это наказание фактически не исполняется, следовательно, и правовым ограничениям, предусмотренным конкретным видам наказания, они не подвергаются.

Это происходит потому, что ограничения в правах и свободах, существующие в назначенных наказаниях (условное осуждение и отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей) носят условный характер и выступают только в виде возможных правовых ограничений. Однако эти меры содержат в себе и реальные правовые последствия, которые выражаются не в ограничениях тех прав, которые несовместимы с содержанием конкретного вида наказания, а в определенном ограничении свободы выбора осужденными несовершеннолетними вариантов своего поведения.

Ограничение свободы осужденного осуществляется с помощью обращенной к нему угрозы применения реального назначенного

204

судом наказания, поскольку в судебном акте заключено государственное принуждение несовершеннолетнего осужденного к определенному поведению.

Угроза реального применения назначенного осужденному наказания, в отличие от других имеющих место правовых ограничений, с которыми связано исполнение условных мер уголовно-правового воздействия, по существу имеет карательный характер. Именно последнее обстоятельство обусловливает рассмотрение этих мер в качестве вида уголовной ответственности.

Что же касается назначения несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы и освобождения его от наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, то данный вид ответственности не имеет условного характера. Карательное содержание уголовной ответственности в этом случае состоит в ограничении права, присущего всем свободным гражданам, которые не совершали преступлений, не подвергаться свойственному уголовной ответственности ограничению прав и свобод. Осужденный несовершеннолетний хотя и освобождается от отбывания наказания в виде лишения свободы, но определенным правовым ограничениям все-таки подвергается.

4.1. Условное осуждение как форма реализации уголовной ответственности несовершеннолетних

В соответствии с ч. 1 ст. 73 УК РФ, «если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным».

Из всех перечисленных выше наказаний, которые может назначить суд, постановляя считать назначенные наказания условными, к лицам несовершеннолетнего возраста относятся только два: исправительные работы и лишение свободы. Следовательно, если,

205

назначив исправительные работы или лишение свободы на срок до 8 лет, суд придет к выводу о возможности исправления несовершеннолетнего осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным.

Условное осуждение по своей правовой природе является освобождением от реального отбывания уголовного наказания (или его отдельных видов). Это обусловлено тем, что суд рассматривает вопрос о возможности применения условного осуждения, уже назначив конкретный вид наказания, что исключает понимание условного осуждения и как наказания, и как освобождения от наказания. При условном осуждении лицо освобождается только от реального отбытия наказания, но не от уголовной ответственности, которая уже начала реализовываться после вынесения обвинительного приговора суда, содержащего отрицательную оценку преступления и лица, его совершившего, от имени государства.

Условное осуждение, являясь одной из форм реализации уголовной ответственности, направлено на решение задач, стоящих перед уголовным законодательством, но не путем достижения целей наказания, закрепленных в действующем законодательстве (ч. 2 ст. 43 УК РФ), а путем достижения только одной цели – исправления осужденного (ч. 1 ст. 73 УК РФ).

В научной литературе основания применения условного осуждения делят на объективные и субъективные1.

К объективным основаниям применения условного осуждения относятся характер и степень общественной опасности совершенного преступления. Действующее уголовное законодательство РФ допускает возможность применения условного осуждения к несовершеннолетним, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления (хотя некоторые исследователи считают, что необходим запрет на применение условного осуждения к лицам, совершившим тяжкие

1 Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение : автореф. дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2004.

С. 12–13.

206

и особо тяжкие преступления против личности: А.Б. Виноградов, Э.В. Лядов, К.Н. Тараленко, Н.В. Ольховик и др.). При назначении условного осуждения и выяснении степени общественной опасности преступления требуется применять индивидуальный подход. Очевидно, что формальным критерием общественной опасности преступления выступает указанный в законе срок лишения свободы, который назначает суд и который должен составлять до 8 лет лишения свободы.

Субъективным основанием применения условного осуждения является небольшая общественная опасность личности лица, совершившего преступление, и возможность его исправления без применения реального лишения свободы (иного вида наказания). Условное осуждение должно применяться к несовершеннолетним

втех случаях, когда у суда есть убежденность, что социальная среда (семья, образовательное учреждение, ближайшее окружение подростка в неформальных сферах его жизнедеятельности), во многом обусловившая преступное поведение несовершеннолетнего, изменилась в лучшую сторону. При этом суд должен учитывать личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, и его реально существующие отношения в основных сферах социализации. Наличие позитивных социальных связей у несовершеннолетнего можно рассматривать в качестве основы для организации процесса его исправления, и наоборот, отсутствие позитивных связей в основных сферах его жизнедеятельности должно служить поводом для более тщательного подхода к принятию решения о возможности применения к нему условного осуждения.

Всоответствии с действующим законодательством при назначении условного осуждения суд устанавливает испытательный срок,

втечение которого условно осужденный должен своим поведением доказать свое исправление (ч. 3 ст. 73 УК РФ).

Закон определяет и продолжительность испытательного срока. В частности, при назначении лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет, а в случае назначения

207

лишения свободы на срок свыше одного года – не менее шести месяцев и не более пяти лет. Испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора (ч. 3 ст. 73 УК РФ).

Мы полагаем, что назначение испытательного срока менее года недостаточно для проведения с несовершеннолетним комплекса воспитательных и предупредительных мер. В то же время представляется нецелесообразным назначать длительные испытательные сроки (более трех лет), поскольку они формируют у осужденных привыкание к контролю и существенно снижают значимость режима испытания для осужденных.

Действующее законодательство допускает при условном осуждении возможность назначения дополнительных видов наказания (ч. 4 ст. 73 УК РФ). Из этого следует, что несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы условно, суд может назначить в качестве дополнительного наказания штраф, об особенностях назначения которого мы говорили выше. На практике случаи назначения дополнительного наказания несовершеннолетним, осужденным, например, к лишению свободы или исправительным работам условно, практически не встречаются.

Суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательной организации (ч. 5 ст. 73 УК РФ).

Устанавливая обязанности для условно осужденных, законодатель, во-первых, не делит их на те, которые могут применяться только к взрослым лицам, и те, которые могут применяться только

208

к несовершеннолетним. Во-вторых, перечень установленных в законе обязанностей не является исчерпывающим, суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению (ч. 5 ст. 73 УК РФ). В частности, при условном осуждении несовершеннолетних, помимо обязанностей, которые могут возлагаться на них в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 73 УК РФ, суд в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 мая 1999 г. при наличии к тому оснований может обязать осужденного пройти курс социально-пе- дагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в образовательных учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии.

Действующее законодательство не требует от суда необходимости обосновывать свое решение о возложении конкретных обязанностей на осужденного. Более того, закон допускает возможность применения условного осуждения без возложения на осужденного каких-либо обязанностей, что, по нашему мнению, применительно

клицам несовершеннолетнего возраста делать нецелесообразно.

Всоответствии с действующим законодательством (ч. 6 ст. 88 УК РФ) в случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ.

Практика показывает, что данное положение не рассматривается судами в качестве исключительного и применяется очень широко, даже в случаях наличия серьезных конфликтных отношений у несовершеннолетнего осужденного, совершившего преступление в период испытательного срока, с родителями. Исследование К.Н. Тараленко показывает, что большинство несовершеннолетних,

209

совершивших преступления в период испытательного срока, находились в конфликтных отношениях с родителями, а суд при применении условного осуждения несовершеннолетним учитывал это обстоятельство только в 0,6% случаев1.

Контроль за поведением условно осужденного осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, которым в соответствии со ст. 187 УИК РФ является уго- ловно-исполнительная инспекция по месту жительства условно осужденного.

В соответствии с Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729, основными задачами инспекций являются:

а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительных работ;

б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания;

в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.

На уголовно-исполнительные инспекции также возлагается задача по исполнению наказания в виде ограничения свободы и осуществлению контроля за поведением осужденных мужчин, которым судом отсрочено отбывание наказания.

При постановке на учет несовершеннолетнего осужденного уго- ловно-исполнительная инспекция вызывает его вместе с родителями или иными законными представителями.

Начало осуществления контроля совпадает с началом исчисления испытательного срока, т.е. наступает с момента вступления приговора суда в законную силу (ч. 3 ст. 73 УК РФ). В испытательный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения

1 Тараленко К.Н. Рецидивная преступность среди условно осужденных несовершеннолетних и ее предупреждение. Томск, 2005. С. 62.

210