Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Прозументов Л.М. - Уголовно-правовая охрана и ответственность несовершеннолетних в РФ

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
1.8 Mб
Скачать

Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспи- тательное учреждение закрытого типа преследует две цели: исправление несовершеннолетнего, что прямо сформулировано в ч. 2 ст. 92 УК РФ, и специальное предупреждение. Иные цели, предусмотренные в законодательстве применительно к наказанию (восстановление социальной справедливости и общее предупреждение), при реализации рассматриваемой меры не ставятся.

Восстановление социальной справедливости, как правило, связывается с возмездным характером уголовного наказания1. Принудительные меры воспитательного характера вообще и помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение закрытого типа в частности не носят возмездного характера. Принудительные меры заменяются воспитательным воздействием, что нельзя рассматривать как плату за причиненный ущерб или попытку возместить страданиями вред, причиненный преступлением. Применение воспитательных мер в большей степени свидетельствует о проявлении гуманного отношения государства к несовершеннолетнему преступнику.

Исправление как цель принудительных мер воспитательного воздействия предполагает такую организацию деятельности несовершеннолетнего, которая направлена на формирование и развитие положительных сторон (свойств, качеств) личности несовершеннолетнего, формирование мотивов законопослушного поведения.

Следует согласиться с В.А. Уткиным, который считает необходимым выделить две стороны исправления: объективную готовность исполнять правила социального общежития и субъективную готовность лица к такому исполнению2. Бесспорно, только наличие этих двух составляющих может гарантировать в дальнейшем законопослушное поведение.

1Ременсон А.Л. О возмездном характере уголовного наказания // Избранные труды.

Томск, 2003. С. 17.

2Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть.

Томск, 1995. С. 119.

231

Цель специального предупреждения направлена на лиц, уже совершивших преступление. В этой связи помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа направлено на смену социальной среды несовершеннолетнего, разрушение имевшихся у него негативных связей, более интенсивное применение педагогических методов, предусмотренных в этих учреждениях. Эта мера сообразуется с особенностями личности несовершеннолетнего (который в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ нуждается в особых условиях воспитания и требует специального педагогического подхода), а также с тяжестью совершенного несовершеннолетним преступления, поскольку законодатель вводит специальные ограничения на ее применение в случае совершения преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 92 УК РФ,

ине допускает возможности возложения данной меры на лиц, совершивших преступления небольшой тяжести (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

Сучетом того, что исправление как цель применения данной меры представляет собой протяженный во времени процесс, ее достижение требует определенного срока пребывания несовершеннолетнего в учебно-воспитательном учреждении, который обусловлен особенностями его личности и возможностями учреждения использовать имеющиеся психолого-педагогические меры для существенной коррекции личности подростка и его поведения.

Отметим, что в Федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» целями деятельности учебно-воспитательных учреждений закрытого типа названы исправление и реабилитация. Последний термин используется в смысле развития у несовершеннолетних навыков, позволяющих им в полной мере участвовать в жизни общества.

Права, свободы, обязанности несовершеннолетнего как человека

игражданина государства установлены в нормах международного права и Конституции РФ, его статус как ребенка определен в Конвенции ООН о правах ребенка, Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Семейном

232

Кодексе РФ, статус обучающегося (воспитанника) определен в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» и уставе конкретного учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, статус несовершеннолетнего как лица, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа, определен

вФедеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Во время пребывания несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на них распространяются конституционные права и свободы, которыми наделены все граждане страны: право на жизнь, свобода совести и свобода вероисповедания, право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право несовершеннолетних на свободу мысли и слова и др.

Существенным элементом комплекса прав, имеющихся у несовершеннолетних, находящихся в специальном учебно-воспитатель- ном учреждении закрытого типа, являются: право на обращение, обжалование решений, юридическую помощь; право просить о сокращении срока пребывания в специальном учреждении, об оставлении в учреждении для завершения обучения; право обжаловать применяемые администрацией учреждения меры дисциплинарного воздействия; право просить о предоставлении возможности выехать за пределы учебно-воспитательного учреждения. Являясь воспитанником учреждения, несовершеннолетний находится на полном государственном обеспечении и обладает правом на обеспечение на бесплатной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, обеспечивающим сохранение здоровья и нормальную жизнедеятельность несовершеннолетних.

Одним из важнейших прав несовершеннолетних, содержащихся

вучебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, является право на неприкосновенность личности.

Представляется, что сущность права несовершеннолетних, содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

233

закрытого типа, на неприкосновенность имеет две стороны. Первая состоит в том, что данное право выполняет роль своеобразного механизма защиты от возможных противоправных действий, которые могут нарушить свободу личности со стороны как государственных органов, так и иных субъектов. Гарантией недопустимости подобных действий являются закрепленные в законодательстве РФ положение о запрете пыток, насилия, а также других жестоких и унижающих человеческое достоинство обращений или наказаний, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право судебную защиту прав и свобод и др.

Вторая сторона неприкосновенности личности несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, заключается в наличии определенных ограничений, объем которых четко определен в действующем законодательстве и не может меняться произвольно. За нарушение норм права, регулирующих ограничение права несовершеннолетних на неприкосновенность личности, установлена юридическая ответственность. Это позволяет говорить о том, что сущность рассматриваемого права несовершеннолетних, содержащихся в учебно-воспита- тельных учреждениях закрытого типа, заключается в установлении правовых запретов на совершение в отношении них каких-либо действий, не предусмотренных нормами права, а также в реакции государства в виде конкретных санкций к нарушителям этих норм.

Содержанием неприкосновенности личности несовершеннолетнего, содержащегося в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, являются:

физическая неприкосновенность;

нравственно-психологическая неприкосновенность;

имущественная неприкосновенность.

В отношении несовершеннолетнего, находящегося в рассматриваемом нами учреждении, не допускается каких-либо незаконных действий физического характера.

Нравственно-психологический компонент неприкосновенности личности предполагает запрет на совершение по отношению

234

к несовершеннолетнему каких бы то ни было аморальных действий, которые могут нанести ему психическую травму, либо содержащих шантаж, угрозы, издевательства как со стороны должностных лиц администрации учреждения, так и других учащихся (воспитанников), содержащихся в учреждении.

Имущественная неприкосновенность несовершеннолетних заключается в недопустимости использования их личного имущества другими субъектами, а также в свободном пользовании общим имуществом и др.

Обязанности человека и гражданина представляют собой установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются неотъемлемой частью конституционного положения личности. Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву должна соответствовать юридическая обязанность. Такое соотношение достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только в Конституции РФ, но и (главным образом) в российских законах, т.е. посредством закрепления юридических обязанностей в широком смысле.

В этой связи универсальная обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы предполагает более широкую трактовку.

Во-первых, соблюдаться должны не только собственно нормы Конституции РФ и законов РФ, но и федеральные подзаконные акты, уставы, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, принятые на основе Конституции РФ.

Во-вторых, данная обязанность распространяется не только на всех граждан Российской Федерации, но и на каждого находящегося в сфере ее действия человека, в том числе проживающего в России гражданина иностранного государства и лицо без гражданства.

Среди обязанностей, которые непосредственно закреплены в Конституции РФ и распространяются на несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

235

закрытого типа, отметим их обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Законодатель прямо не указывает, какие специальные обязанности налагаются на несовершеннолетних во время пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Обязанности несовершеннолетних вытекают из установленного

вучреждении режима. В этой связи несовершеннолетние обязаны соблюдать требования закона, администрации учреждения и устава. Несовершеннолетние обязаны не препятствовать правомерным действиям администрации, направленным на обеспечение специальных условий их содержания.

Есть также обязанности несовершеннолетних, обусловленные их положением обучающихся. Эти обязанности предусматривают исполнение требований при организации учебного процесса в учреждении.

Отметим, что существует сложившийся комплекс гарантий осуществления прав и свобод несовершеннолетнего, помещенного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-вос- питательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если будет признано, что несовершеннолетний больше не нуждается в применении данной меры, либо у него будет выявлено заболевание, препятствующее его содержанию и обучению в указанном учреждении (ч. 3 ст. 92 УК РФ).

Суд вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, пропущенный в результате его уклонения от пребывания

вуказанном учреждении, а также продлить срок пребывания несовершеннолетнего в данном учреждении по истечении срока, установленного судом, в случае, если судом будет признано, что несовершеннолетний нуждается в дальнейшем применении данной меры. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего

вуказанном учреждении не может превышать трех лет. В случае

236

необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или профессионального обучения продление срока пребывания его в учреждении допускается только по ходатайству самого несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 92 УК РФ).

Порядок решения вопроса о необходимости продления (прекращения) срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, а также перевода в другое аналогичное учреждение закрытого типа по основаниям, предусмотренным подп. 4 п. 9 ст. 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений несовершеннолетних», осуществляется по постановлению судьи на основании совместного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

237

ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

5.1. Понятие освобождения от уголовной ответственности

Несмотря на отсутствие единства исследователей в понимании понятия «освобождение от уголовной ответственности», большинство из них указывают на то, что при освобождении от уголовной ответственности отсутствует порицание лица, совершившего преступление, со стороны государства, выраженное в обвинительном приговоре суда1.

Например, Н.Ф. Кузнецова отмечала, что освобождение от уголовной ответственности – это «освобождение прежде всего от вынесения обвинительного приговора»2. По мнению А.И. Рарога, «освобождение от уголовной ответственности означает выраженное в официальном акте компетентного государственного органа решение освободить лицо, совершившее преступление, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственного принудительного воздействия»3. Т.Г. Черненко считает, что это – «освобождение лица, совершившего преступление, от официального осуждения (порицания, отрицательной оценки) в обвинительном приговоре суда, от возложения на него обременений, составляющих содержание уголовной ответственности4.

1См.: Дуюнов В.К. Механизм уголовно-правового воздействия: теоретические основы и практика реализации : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 12; Матвеева Ю.В. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием : дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 39.

2Новое уголовное право России. Общая часть / под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1996.

С. 120.

3Уголовное право. Общая часть / под ред. А.И. Рарога. М.,1997. С. 262.

4Освобождение от уголовной ответственности : учеб. пособие. Томск, 2009. С. 31.

238

Мы разделяем такую позицию исследователей и в дальнейшем будем ее придерживаться.

Социальное значение института освобождения от уголовной ответственности состоит в том, что государство оказывает лицу, совершившему преступление, доверие и рассчитывает на его законопослушное поведение в будущем. Освобождение от уголовной ответственности нельзя рассматривать в качестве реабилитации обвиняемого или подозреваемого или их прощения (за исключением амнистии). Оно скорее свидетельствует об оказании виновному, с одной стороны, снисхождения со стороны государства, с другой стороны, – доверия, что достижения целей, стоящих перед уголовной ответственностью, можно достичь без осуждения лица.

Общим основанием освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности является нецелесообразность привлечения его к уголовной ответственности в связи с утерей общественной опасности. Это общее основание конкретизируется применительно к отдельным видам освобождения от уголовной ответственности. Однако оно может иметь место лишь при наличии определенных условий.

Во-первых, освобождение от уголовной ответственности возможно по общему правилу только в случае совершения впервые преступления небольшой или средней тяжести, что может свидетельствовать (наряду с иными фактами) о том, что совершенное деяние и лицо, его совершившее, не представляют большой общественной опасности.

Совершение преступления впервые, являясь необходимым условием освобождения от уголовной ответственности, предусмотрено также и в числе обстоятельств, смягчающих наказание (п. «а» ч. 1 ст. 61 УК РФ).

В действующем уголовном законодательстве отсутствует норма, определяющая, какое преступление следует считать совершенным впервые. Есть лишь упоминание о совокупности и рецидиве преступлений (ст.ст. 17, 18 УК РФ). В науке уголовного права этот вопрос решался неоднозначно. Одни исследователи считали, что преступлением, совершенным впервые, следует признать такие деяния,

239

которые лицо фактически совершило в первый раз, либо деяние, совершенное не в первый раз, но за ранее совершенное преступление истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, либо судимость за ранее совершенное преступление была погашена или снята (С.Г. Келина). Другие исследователи полагали, что требование закона «впервые» не должно распространяться на лиц, ранее судимых, а также состоящих под следствием или судом, либо тех, кто уклоняется от следствия или суда1.

Данный вопрос неоднократно анализировался исследователями применительно к ранее действовавшему законодательству, которое предусматривало совершение преступления впервые в числе обстоятельств, смягчающих ответственность (ч. 4 ст. 38 УК РСФСР 1960 г.), а также при установлении возможности передачи дела на рассмотрение товарищеского суда (ч. 1 ст. 51 УК РСФСР 1960 г.).

Применительно к действующему законодательству практически нет работ, в которых бы данный вопрос не подвергался серьезному анализу.

Представляется, что возможны различные жизненные ситуации, показывающие, что преступление действительно совершено впервые:

в случае его фактического совершения в первый раз лицом, являющимся вменяемым и достигшим установленного в законе возраста уголовной ответственности, т.е. лицом, признанным субъектом преступления;

в случае повторного совершения преступления, если за предыдущее преступление истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78, 94 УК РФ). В данном случае деяние не меняет своего правового статуса – остается преступлением. Однако общественная опасность личности существенно снижается или утрачивается вообще;

в случае повторного совершения преступления, если за предыдущее преступление судимость снята или погашена. Отсутствие

1 Сапожников И.Г. Рассмотрение дел о хищениях государственного и общественного имущества. М., 1975. С. 17.

240