Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Как вернуть речь. Визель Т.Г. 1998.doc
Скачиваний:
235
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
9.47 Mб
Скачать

Нарушение неречевых функций

Имея дело с больным, перенесшим инсульт, нельзя не за­метить, что, как правило, движения и речь — не единствен­ные функции, которых «коснулась» болезнь. Часто можно наблюдать, что больной не только стал плохо двигаться, гово­рить, читать, писать, но и не может в достаточной мере ориен­тироваться в пространстве, узнавать время по часам, не спосо­бен нарисовать простейший план хорошо ему известного пути, своей комнаты и т.п. Многие больные теряют способность счи­тать: даже простые арифметические действия становятся не­доступными. Некоторые из них перестают «ощущать» части своего тела, особенно трудно оказывается показать и назвать пальцы рук.

Недоступна этим больным и конструктивная деятельность. У них распадается представление о форме, размере, расположе­нии деталей предмета или фигуры в пространстве. Они не могут опознать или начертить геометрическую фигуру, собрать какую-либо конструкцию из деталей. Часть больных перестает узнавать или путает рисунки предметов. Например, сковороду могут при­нять за шляпу, апельсин — за футбольный мяч и т.д. Такие боль­ные, как правило, не замечают, что у предмета на специальном «неправильном» рисунке отсутствуют существенные детали, без которых этого предмета в действительности не бывает. Напри­мер, больной не видит, что у кошки нет усов, у велосипеда — руля, у двери — ручки, у рыбы отсутствуют жабры, плавники.

Такое тяжелое расстройство узнавания зрительных изобра­жений обычно встречается у больных с расположением очагов по­ражения не в одном, а в двух полушариях (как в левом, так и в правом) или же только в правом. Выше мы уже отмечали, что ле­вое полушарие является главным (доминантным) в отношении речи и логических функций, а правое — в отношении неречевых (образных). Одной из этих неречевых функций и является зритель­ное опознавание предметов: а) реальных или реалистически изоб­раженных (рисованных); б)художественно изображенных. Следо­вательно, нарушение узнавания предметов и их рисованных изоб­ражений — это в основном «правополушарный» симптом.

Однако узнавание предметов, изображенных по-другому, в частности схематически, представляет наибольшую труд­ность для больных с очагами поражения в левом полушарии мозга. К таким изображениям относятся стилизованные ри­сунки (теневые, контурные, специально «зашумленные», т.е. проступающие из-под посторонних, наложенных на них штри­хов, точек и т.п.). Даже в том случае, когда больные с правопо-лушарными очагами распознают нарисованные предметы, они далеко не всегда расшифровывают их символические значе­ния. Больные же с очагами поражения, расположенными в левом полушарии, напротив, как правило, в состоянии связать рисованный символ с тем понятием, которое он изображает.

К «правополушарным» симптомам относится также на­рушение слухового восприятия неречевых звуков, таких как крики животных, гудок паровоза, звон колокольчика, стук в дверь, звонок телефона и пр. Сюда же относится (в качестве

наиболее сложного проявления расстройств слухового воспри­ятия) потеря способности узнавать и воспроизводить знакомые музыкальные мелодии. Такое нарушение носит название аму-зии. В подавляющем большинстве случаев очаг поражения рас­полагается в одном из полушарий, поэтому сочетание рас­стройств речи и неречевых «правополушарных» расстройств типа амузии, нарушений зрительного узнавания предметов и пр. встречается редко. Чаще преобладают либо речевые (лево-полушарные), либо неречевые (правополушарные) наруше­ния. Таким образом, больные с грубой афазией могут прекрас­но узнавать музыкальные мелодии и воспроизводить их голо­сом. Иногда хорошо знакомые мелодии любимых песен или оперных арий «оживляют» в памяти больного слова. Музыка начинает «помогать» в восстановлении речи.

Учитывая различия в специализации полушарий («рече­вое» и «музыкальное»), перестает удивлять и становится по­нятным тот факт, что больные, которые не в состоянии произ­нести ни одного слова, неожиданно правильно поют мелодии.

К другим последствиям «правополушарных» очагов по­ражения относятся нарушения в узнавании лиц. Некоторые больные перестают узнавать даже друзей, родных, особенно на фотографиях, а также не опознают на портретах широко изве­стных людей (Пушкин, Ленин, Гагарин и т.д.).

Правополушарные нарушения так же, как и левополу-шарные, весьма разнообразны. Однако в целом они менее зна­чимы для человека, не столь грубо и трагично «выбивают» его из привычной жизни. Конечно, плохо, когда не узнаешь пред­мет на картинке или любимую прежде песню, но это все же совсем не то, что не понимать речь или же не уметь выразить словами свою насущную потребность, желание.

В связи с этим нарушения движений и речи, обусловлен­ные поражением левого полушария, считаются самыми серь­езными и тяжелыми последствиями инсульта. Они являются чаще всего главными причинами перевода больных на инва­лидность. Устранение этих расстройств — важнейшая задача реабилитации, направленной на устранение последствий ин­сульта или травмы мозга.Глава IV