Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Rock6 / 02Stupnikov.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
169.47 Кб
Скачать

Здесь, сейчас

каждый день живу в последний раз11.

5. Партии баса, пропущенного через гитарную квак-приставку. Подобно предыдущему элементу, имитируют сугубо электронное звучание, но, в отличие от сэрфовой гитары, звук выходит несравненно более монотонным, глубоким и мрачным. Степень семантизированности приема, опять-таки, находится в обратной зависимости от частоты применения. Пожалуй, самым ярким на сегодняшний день примером его использования можно считать альбом питерской группы «Машнинбэнд» «Бомба» (1999). «Кислотный бас» выходит на передний план в самые кульминационные моменты композиций: например, в заглавной песне – после того, как бомба (символизирующая смерть, которую каждый человек как бы вынашивает внутри себя) уже взорвалась. Единственная композиция, где искаженный бас становится основным конструктивным элементом, – это «Рыба», что оправдано, поскольку подобное звучание как нельзя лучше имитирует беспомощное барахтанье рыбы в замерзшей реке и «пускание ею пузырей». Показательно, что именно на «Рыбу» группа «DEADушки» создала ремикс.

6. Нойзовое оформление (от англ. noise – шум) – использование в композиции как «естественных» (лес, река, дождь, крик детей), так и «индустриальных» (метро, поезд, атмосфера завода) шумов, преобразованных в электронный формат. Наиболее перспективным, на наш взгляд, является обращение к последнему типу, поскольку музыка рэйв имеет сугубо индустриальную природу. В композиции «Текилыджаззза» «Ветры лестниц-2» (альбом «150 миллиардов шагов») стилизованные звуки шагов по лестничной клетке выступают в качестве основного инструментального фона. Казалось бы, незначительный штрих урбанизированного пейзажа выполняет важнейшую смыслообразующую функцию, поскольку шаги удаляющегося персонажа еще долго отзываются болью в висках покинутой им любимой (это, кстати, подчеркнуто и в тексте – приемом затягивания рифменной цепи):

Как из лесу уходит лед

Допьет вино, докурит и уйдет

Ты останешься, а спать лень

Скоро долгий и чужой день

Сигареты и мигрень

<…>

Ночь и несколько чужих строк

До шагов по ступеням

И до света фар в потолок12.

Мало того, имеются случаи, когда вся песня целиком состоит из нойзовых элементов. Таково вступление к дебютному альбому московской блюзовой группы «Треф» (1994). Обволакивающий слушателя шум вертолета, затем стремительные шаги, скрип распахнутой двери, душераздирающий женский крик и дьявольский смех. Драматический сюжет каждый слушатель может реконструировать по-своему, однако жанр триллера при этом останется неизменным.

7. Сэмплированный вокал, пропущенный через различные компьютерные устройства. Чаще всего используется наряду с неискаженным голосом солиста и отражает полифоничность песенной структуры. Максим Покровский из «Ногу свело!» неизменно использует на концертах два микрофона («живой» и «сэмплированный»), что позволяет ему вести постоянный диалог с уродливыми персонажами большинства своих песен.

А в уже упоминавшейся «Звезде Свиней» «Алисы» через электронную «примочку» пропущен отрезок текста, выражающий точку зрения заглавного персонажа:

Ваша свобода – хаос!

Ваша мораль – блядь!

Ваш козлиный шабаш

Наши способны унять13!

Поскольку Кинчев формировался как «живой» музыкант, к современной электронной культуре он относится с неким скептицизмом. Он прибегает к арсеналу чуждых ему выразительных средств, чтобы облечь ими идеологически неприемлемый дискурс.

РОКЕРЫ И РЭЙВ: К ВОПРОСУ О РЕЦЕПЦИИ

Здесь мы вплотную подошли к проблеме рефлексии рэйв-культуры отечественными рок-музыкантами. Рассмотрим основные точки зрения.

1. Полное неприятие. Данная позиция декларативно выражена в композиции группы «Телевизор» «Белиберда-микс» (альбом «Двое», 1996), сделанной по всем законам электронного микса (монотонный ритм, повторение заумных сочетаний звуков «абракада-абракада-белиберда-белиберда», изменение скорости пения, вкрапление цитат из культовых произведений: «И тебя закодируют» – несколько измененное «И тебя вылечат» из фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»). Очевидно, что уже сам выбор перечисленных приемов недвусмысленно намекает на неприязнь Борзыкина к воссоздаваемой стилистике.

Однако прямолинейный лозунг, скандируемый в конце «Белиберды-микса», полностью ломает изначальную структуру композиции:

Децибелы –

психотропны

Дрыгай

телом

Думай

жопой14.

Монотонность взрывается экпрессивным пафосом. Жанр микса исчерпывает сам себя: ведь трудно представить, что в атмосфере современной модной дискотеки будут адекватно восприняты хлесткие обличительные стихи в духе В. Маяковского. Аналогичная ситуация смоделирована, кстати, в одном из эпизодов фильма Ильи Макарова «Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь» (1997). Когда ди-джей респектабельного питерского клуба неожиданно ставит что-то из классики, публика в недоумении застывает, а «держащие» клуб криминальные авторитеты угрожают ему немедленной расправой за своеволие.

В случае с «Телевизором» пародийность псевдорэйверской композиции предельно обнажена, поэтому вряд ли произведение такого плана имело бы большую популярность на дискотеках. Но встречаются и достаточно завуалированные инвективы в адрес апологетов рэйв-культуры. В 1999 г. выходит песня питерской группы «Пилот» «Самолеты» (альбом «Жывой концерррт»), в которой облик завсегдатая рэйв-вечеринок обрисован довольно саркастически:

Я не там, я не здесь, я не знаю, кто я есть!

На часах скоро семь, потерялся я совсем!

Может, плохо мне, а, может быть, ништяк?

Не пойму чего-то я никак!

Ни друзей, ни подруг – только лазеры вокруг.

Что-то я не того! Что-то скушал я не то!

И говорить мне больше не о чем давно,

В голове моей лишь одно! О!

Самолеты, самолеты, самолеты... Е-Е!.. А-А-А!15

Аранжировка «Самолетов» в принципе прямо заявляет о музыкальных пристрастиях автора. По словам лидера «Пилота» Ильи Черта, «Самолеты» – чистый прикол… Мало кто верит, что в песне записаны живые барабаны – такой у нас барабанщик классный. Участие компьютера сведено лишь к сэмплу в самом начале песенки…»16. Тем не менее, когда группа предприняла попытку заявить о себе в Москве, на столичных радиостанциях особую популярность приобрели именно «Самолеты», а достаточно экстремальный «Пилот» стал восприниматься исключительно как адепт музыки легкого жанра. Вызов, априори заложенный в песне, отнюдь не был распознан массовым сознанием. В результате Илья Черт чуть ли не отрекся от «Самолетов». Когда автор этих строк готовил к печати подборку текстов песен группы «Пилот», Черт категорически запретил публиковать «Самолеты».

2. Сдержанная симпатия по отношению к фанатам музыки рэйв. Вероятно, именно так ошибочно были восприняты «Самолеты». На самом же деле в полной мере эта точка зрения выражена в «Ska-песне для кислотных девочек» нижегородской группы «Элизиум». Вначале лирический герой, нежно обращаясь к фанатке рэйва, романтизирует атмосферу ночных клубов:

Ты любишь тусовки от рэйва до хардкора

Пусть крышу срывает – домой еще не скоро

День обломился мотыльком на плече

И улыбнулся твой дельфин на плече17.

Ниже, однако, он уже раскаивается, что неожиданно для себя проникся интересами «кислотной девочки»:

Не веришь – поверишь, что так бывает тошно

Как что-то зацепит тебя неосторожно

– и в финале категорически отказывается принять ее образ жизни:

Ты не изменишься, и я – никогда.

Показательно, что и аранжировка, в которой напрочь отсутствуют сэмплерные элементы, подчеркивает некую отстраненность автора от описываемого им предмета.

3. Амбивалентное отношение. Оно свойственно, например, новосибирской группе «Иван-Кайф». В пространстве дискотеки (песня «Белый танец» с альбома «Белокровие», 1997) нет места ни традиционным танцам, ни природным цветам (так, естественная бледность лица героини подменяется «кислотным» оранжевым – самым распространенным «культовым» цветом рэйверов):

Белый танец

Среди оранжевых тел

Белый танец

Собака съела твой мел18.

Однако та же самая «подозрительная» атмосфера дискотеки парадоксальным образом способствует сближению героев:

Ощущенье

Что я не вижу тебя

На самом деле

Я вижу только тебя.

В конце концов рэйвовские ритмы остраняют героев от их привычной сущности (по Юнгу – персоны), они перестают отождествлять себя с паспортными данными и почти забывают повседневные наименования вещей (так, обыденное такси заменяется канцелярским перифразом «наземный транспорт»):

Наземный транспорт19

Везет нас прямо домой

Где твой паспорт

Надеюсь, паспорт с тобой

В машине трое

Водитель, я и она

На самом деле

Соседние файлы в папке Rock6