Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальная психохология экзамен.DOCX
Скачиваний:
51
Добавлен:
12.06.2022
Размер:
1.56 Mб
Скачать

33. Психоаналитическая теория и анализ социально-психологических явлений. Холистическая система индивидуальной психологии а. Адлера.

Адлер считает, что все в человеке, в его психике имеет своим источником индивидуальный опыт. Так, он возражает против традиционной психологии, которая большое значение придавала генетическим (биологическим) детерминантам развития личности. Одновременно Адлер опирается на учение Фрейда, которое, в сущности, отвергло эту психологию, хотя не до конца и не столь радикально. Адлер окончательно отклоняет наследственные объяснения формирования личности. Базой же индивидуального опыта Адлер считает, продолжая линию исследований психоанализа, именно детский опыт. Из этого опыта и исходит творческая сила индивидов, которая направлена к конечной цели. Поэтому свою психологию Адлер называет индивидуальной.

И в этом есть некоторое противоречие — ведь, казалось бы, всякий индивидуальный случай сводится у Адлера в конечном счете к ощущению неполноценности и стремлению к превосходству. К тому же он своей индивидуальной психологией противостоит Фрейду, который, по словам Адлера, излишне концептуализирует представление о личности и проводит идею пансексуализма. В этом просматривается некоторая ирония учения Адлера и его судьбы. Однако ощущение неполноценности само по себе различно у разных людей, проявляясь по-разному. То же можно сказать относительно компенсации этого чувства, осуществляющейся и проявляющейся в поведении по-разному. В этом и состоит «индивидуальность» адлеровской психологии: в индивидуальном понимании характера неполноценности и соответствующей ей компенсации.

Это касается как индивидуальности адлеровской психологии, так и его понимания жизни как творчества. Собственно, индивидуальность сводится здесь в некотором смысле к человеческому эгоизму и тщеславию, которые всегда соответствуют компенсации изначальной неполноценности. Это схема понимания, в рамках которой Адлер переживает свой личный опыт. И переживает он его, действительно, творчески, занимаясь психологией и психотерапией, демонстрируя миру таким образом свою полноценность. Отсюда и определенная навязчивость, частые повторы Адлера, его поучительность и дидактичность. Можно предположить, что эти навязчивые повторы связаны с тем, что собственная ущербность все время напоминает о себе и требует «компенсации» в творчестве, чтобы реализовать собственную полноценность. Однако, говоря об индивидуальности и называя свою психологию индивидуальной, Адлер утверждает важные методологические положения. Он возражает против излишней концептуализации и рационализации личности в современной ему психологии (в том числе и в психоанализе). Он чувствует, что на смену прежней культуре приходит культура индивидуальности. Как социально чувствительная личность, Адлер понимает, что в европейской культуре прорастает новая ценность — ценность уникальности и индивидуальности, ценность, которая открывает новые возможности для развития человека. На реализацию этой ценности он и ориентирует свою психологию. Новой ценности должен соответствовать и новый подход в психологии, а именно — индивидуальный подход к пониманию человеческой личности. Столь же новый подход Адлер предполагает и в своей психотерапии. Он считает, что психотерапия всегда имеет индивидуальный характер, всегда ориентирована на индивидуальность человека, поэтому и сама по себе всегда индивидуальна, представляя собой творческий процесс.

При этом Адлер считает человека «целостным существом» (Адлер А., 1986, с. 133). Это положение вызывает ряд сомнений. Является ли современный (по крайней мере, современный!) человек целостным существом?! Скорее, это существо противоречивое и раздираемое своими противоречиями на части. Похоже, что Адлер выдает желаемое за действительное. Или, может быть, человек действительно (хотя и неосознаваемо) хочет быть целостным?

Или же, возможно, человек целостен от природы? Адлер в этом случае также говорит и о природных предпосылках стремления к превосходству. В этом смысле (и это, наверное, именно ад- леровский смысл человеческой целостности) целостность человека связана с телеологичностью человеческого существования, т.е. с его конечной целью. А эта конечная цель формируется на основе исходной неполноценности, или соответствующей структуре неполноценности. В этой связи Адлер считает, что «душевная жизнь есть не бытие, а долженствование» (Адлер А., 2002, с. 53). Так что в этой жизни все психические явления подчиняются единой цели, которая и определяет целостность индивида.

С точки зрения Адлера, человек является в общем-то рациональным существом: он действует не только «целесообразно», но и «обдуманно» (Адлер А., 1986, с. 132). Как видим, речь идет о рациональной целесообразности, или, иными словами, о целесообразности, связанной с работой Я. Понятие «целесообразность», по-видимому, связано с учением психоанализа о так называемой субъективной выгоде и с утверждением Фрейда о том, что невроз является внутренним монастырем, куда бежит невротик. Согласно психоанализу, всякий симптом — это способ разрешения конфликта в определенной ситуации, поэтому образование невротического симптома непосредственно связано с Я. То есть невроз — это всегда определенный акт сознания и мышления, и в этом смысле симптом целесообразен в сложившихся условиях. А если образование как симптома, так и бессознательного связано с работой мышления, то следует предположить, что бессознательное — это тоже нечто рациональное, а поэтому целесообразное, по-своему осмысленное и мыслящее, представляя собой автоматизированные акты мышления. Если придерживаться такой логики рассуждений, то приходится признать правоту Адлера относительно рациональности человеческого существования. И тогда целостность личности человека образуется рациональной целью его Я.

Поэтому еше раз возвратимся к положению Адлера о единственности цели человека. На сознательном уровне и ребенок, и взрослый человек не считают, что у них одна цель; если поинтересоваться, то они, наверняка, скажут, что у них их несколько. Взрослый отметит, что с возрастом менялись и его цели. Но, как уже говорилось, Адлер имеет в виду некоторую малоосознавае- мую цель, которая формируется у человека в детстве как реакция на систематические действия среды, на структуру сложившихся в семье интеракций, которые достаточно рациональны. Также рационален в смысле реализации конечной цели и «стиль жизни», или сценарий жизни. В этом смысле единство цели означает способ разрешения некоторого исходного и базового конфликта между структурой неполноценности ребенка и желанием добиться полноценности. А поскольку и то и другое являются образованиями Я, постольку и цель жизни предстает специфически рациональным способом реализации Я. Таким образом, термины «индивидуальность» и «целостность личности» у Адлера почти тождественны