Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Polnaya_akademicheskaya_istoria_Vyetnama_II_tom_2014.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
84.23 Mб
Скачать

3.Система конкурсных испытаний на должность чиновника как регулятор социальной мобильности

Видеале любая система образования имеет не только общеобразовательные функции, но и должна формировать мировоззрение своего субъекта в полном соответствии с идеологическими установками того или иного социума. Но если в средневековых обществах, строившихся на религиозной идеологии, эта задача так и не была окончательно решена, то благодаря идеологии неоконфуцианства и связанной с ней системе конкурсных испытаний во Вьетнаме сложилась иная ситуация. И хотя при характеристике этой системы в других странах конфуцианского культурного ареала механизм её воздействия на их общества в принципе не затрагивался, надо полагать, что он мало чем отличался от вьетнамского.

Впредыдущих главах настоящего тома было показано, что во второй половине XV в. средневековое вьетнамское государство достигло пика своего могущества. Его политическая организация и экономическое развитие в целом почти идеально соответствовали потребностям общества, все слои которого цементировались единой, непротиворечивой и догматической идеологией неоконфуцианского учения. При этом важно подчеркнуть, что благодаря конфуцианским синтезам во всём конфуцианском культурном ареале не осталось ни одного философско-идеологического учения, которое могло бы хоть как-то с ним конкурировать не только в качестве государственной идеологи, но и в общественном сознании. Однако в любом, даже в самом стабильном обществе существует тенденция социальной мобильности, когда отдельные представители низшей социальной группы стремятся перейти в высшую, для реализации которой в каждом обществе создаётся свой механизм, представленный в средневековом Вьетнаме системой образования и конкурсных испытаний на должность чиновника.

Указанный механизм сложился в Дайвьете в результате реформ конца XIV - XV в., которые были начаты Хо Кюи Ли и завершены в правление императора Совершенного рода династии Ле. Источники неопровержимо свидетельствуют о

-529-

необходимо сразу указать на то, что в данном случае речь идёт о простолюдинах, так как в традиционном вьетнамском обществе даже члены императорской семьи и высшая знать были «приписаны» к своей родовой общине. Теоретически любой полноправный общинник мог сдать конкурсные испытания всех уровней, однако на практике его шансы были минимальными. Для начала простолюдины проходили жёсткий отбор на проверочных экзаменах в уездах и провинциях, по результатам которых лишь самые способные из них допускались к испытаниям провинциального конкурса.

Вто же время простолюдины относительно легко допускались на специальные конкурсы, лауреаты которых назначались на мелкие должности «чиновника-секретаря» или «чиновника-руководителя». Однако даже допущенные к испытаниям провинциального конкурса и добившиеся на нём успеха простые общинники почти никогда не попадали сразу на общий или столичный конкурс, а направлялись в особые учебные заведения. Те же, кто всё-таки сумели пробиться на столичный конкурс и даже сдать экзамены всех его четырёх сроков, направлялись в особые учреждения Государственной императорской академии и лишь в исключительных случаях допускались до дворцовой диссертации. Таким образом, для простого общинника прохождение всей цепочки конкурсных испытаний занимало минимум девять - двенадцать лет, или три - четыре конкурсных цикла.

Впротивоположность этим категориям представители военного и гражданского чиновничества, составлявшие четвёртую и пятую категории вьетнамского общества, пользовались значительными преимуществами. Но и здесь далеко не все были равны. Как уже указывалось, дети военных

игражданских чиновников с девяти лет направлялись на учёбу, но если дети мелкого и среднего чиновничества учились в доме Государственной учёбы, то дети крупных чиновников - во дворце Наследника престола. В рамках своих школ первые сдавали экзамены по программе провинциального конкурса, а вторые, судя по всему, ещё и по программе столичного конкурса.

-531-

который в особых случаях лично утверждал назначения чиновников на ключевые посты.

Таким образом, речь идёт об эффективном механизме, который, с одной стороны, гарантировал сохранение сословно­ классовых привилегий, а с другой - обеспечивал необходимый резерв квалифицированных кадров для государственного аппарата всех уровней, предоставляя одновременно с этим минимальную возможность достижения высокого социального положения в обществе наиболее талантливым представителям всех основных категорий населения.

Этот, идеально соответствовавший сословно­ классовой организации и уровню экономического развития Дайвьета 2-ой половины XV в. механизм по сути являлся «регулятором социальной мобильности» вьетнамского средневекового общества той эпохи.

Совпадение всех указанных в настоящем параграфе факторов привело к тому, что в общественном сознании вьетнамского средневекового общества XV в. стал синонимом «золотого века» его существования, а изменение социального статуса любого из его членов не мыслилось вне классического конфуцианского образования и связанной с ним системы конкурсных испытаний на должность чиновника. В результате, как представители всех традиционных слоёв вьетнамского средневекового общества от общинников до высшей придворной знати, так и новых, сформировавшихся на протяжении XVI - XVIII его слоёв1, стремились реализовать свои социальные права лишь путём сдачи конкурсных испытаний того или иного уровня.

Следует подчеркнуть, что такое положение вещей дало мощный импульс развитию Дайвьета в правление императора Совершенного рода и других императоров начального периода правления династии Ле. Однако оно же сыграло с ним в последующие века дурную шутку. Отсутствие какой-либо альтернативы прочно укоренившемуся в общественном

1 Речь идёт о выходцах из торгово-ремесленных слобод и объединений (гильдий), которые в XVIII в. заложили основы формирования национального торгово-промышленного капитала.

сознании восприятию неконфуцианства как единственно возможной системы общественной организации привело начиная с середины XVII в. к постепенной деградации вьетнамской государственности, замедлению и застою его социально-экономического развития и в конечном счёте - к катастрофе конца XVIII - XIX в., когда Вьетнам оказался не в состоянии оказать серьёзное сопротивление французской колониальной агрессии28.

-534-