Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Труды Юнусова А.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
2.01 Mб
Скачать

2.4. Актуальные вопросы противодействия современным террористическим угрозам

        

      Динамика развития терроризма в России дает основание полагать, что террористическая активность различного рода экстремистов в ближайшие годы сохраниться. Об этом красноречиво свидетельствует криминальная статистика, необыкновенный размах терроризма в Российской Федерации. Так, по имеющимся данным Генеральной прокуратуры РФ, начиная с 90-х годов в России, наблюдается резкое увеличение числа преступлений террористического характера. По данным, которые приводятся заместителями Генерального прокурора РФ С.Н.Фридинским и С.Г.Кехлеровым эта статистика выглядит таким образом: если в 1994 году было зарегистрировано 18 таких преступлений, то в следующем – 46, 2000 – уже 216, в 2001 – 327, а в 2002 – 3601.

      При этом следует подчеркнуть, что по сравнению с 2002 г. уже в 2004 г. количество преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 205 УКРФ (терроризм), увеличилось на 55%, а в абсолютном выражении это составило 561 преступление.2

      Надо полагать, что  в дальнейшем также будут предприниматься попытки не только расширения масштабов, но и географии террористических акций, а также усиления деструктивного влияния терроризма на состояние общественной, политической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации. Следовательно, имеющиеся угрозы терроризма в России требует безотлагательной и жесткой борьбы с этим явлением. Однако надо признать, что предпринимаемые в настоящее время антитеррористические меры не совсем адекватны характеру самой угрозы терроризма. Наступление терроризма в России помимо всего прочего требует и безотлагательного нормативного регулирования  борьбы с этим явлением.

      В этой связи хотелось бы остановиться на таком вопросе как несовершенство  законодательства по борьбе с терроризмом, о котором так много пишут и говорят ученые и практики, но существенных сдвигов в этом направлении еще не достигнуто. Так чем может быть чревато данное обстоятельство? Нам представляется, что подобная ситуация в значительной степени может  проявлять себя как конфликтогенный фактор терроризма. При этом особое внимание следует обратить на то, что терроризм – явление системное, зарождающееся и развивающееся внутри общества как патологическое образование и результат дисфункции этого общества. Вот почему противодействовать этому явлению может только другая, здоровая функциональная система, которая по силе своей превышает, и значительно превышает, возможности патологической системы - терроризма.     

        Сказанное можно проиллюстрировать  на конкретном примере. Известно, что во многих странах предпринимаются активные комплексные меры по правовому обеспечению в сфере борьбы с терроризмом, актуальной остаются вопросы нормативного регулирования  проблем терроризма. У нас же многие положения и документы содержат только оперативные аспекты контртеррористической деятельности, и не отражают

специфику проявления этой проблемы в разных условиях, и в основном они нацелены на борьбу с последствиями, чем на предупреждение актов терроризма. Одой из причин недостатков и недоработок в политике антитеррора, на наш взгляд,  является отсутствие четкого, конкретного и общепринятого правового толкования проблемы терроризма, которое во многом связано  с тем, что в теоретико-методологическом плане до конца не решены вопросы, тесно связанные с необходимостью дальнейшей всесторонней научной разработки понятийного содержания термина «терроризм», его соотношения с дефиницией «террористический акт», а также смыслового  разведения этих двух понятий.

      Следует подчеркнуть, что в отдельных докладах настоящей конференции на данный аспект проблемы уделялось серьезное внимание. Так, в выступлении профессора В.Ф.Антипенко акцентируется внимание исследователей на том, что при рассмотрении этого сложного конфликтного явления, каким является терроризм, нет единого понимания в его характеристиках, и что еще хуже допускаются произвольные толкования терминов «терроризм» и «террористический акт» не адекватные содержанию и сути терроризма. Это в свою очередь создает большие трудности в правоприменительной практике и негативно сказывается  при определении меры наказания за террористические деяния.  Нам представляется, что дело в том, что есть существенные различия при конкретном рассмотрении категорий «терроризм» и «террористический акт»3. Общим в этих понятиях является то, что в обоих случаях присутствует насилие, но его присутствие в преступных проявлениях различно, как по цели, так и по своему прямому назначению. Следовательно, и мера наказания должна соответствовать конкретному характеру и содержанию преступления. Поэтому на наш взгляд, В.Ф.Антипенко совершенно  правильно и своевременно напоминает об  этом.  

       Следовательно, необходимо иметь в виду, что не разработанность четкого определения самой проблемы терроризма, и отсутствия общепринятой формулировки термина «терроризм» не позволяет сформировать единый подход в борьбе с этой угрозой и негативно сказывается на несовершенстве  законодательной системы, в результате чего терроризм на практике остается, как бы, вне закона. Проблемы противодействия терроризму в России следует рассматривать как важнейшую общегосударственную задачу. Необходимо принять комплексную программу по обеспечению единства действий и объединению усилий федеральных и региональных ведомств на всех уровнях в целях предупреждения, пресечения и смягчения последствий террористических актов. Следует ужесточить наказание, как за непосредственное, так и косвенное участие в террористических актах. Те, кто виновны в свершении террористических акций должны нести ответственность за свои  преступные действия и должны быть отданы в руки правосудия. Общество имеет полное право применять к ним адекватные действия.                             

        В контексте сказанного, обратимся к зарубежному опыту борьбы с терроризмом. В данном случае – к израильскому, который предусматривает как тактические, так и стратегические подходы. О них коротко, четко и ясно высказался Министр национальной инфраструктуры Израиля Авигдор Либерман. На вопрос “ Как бороться с террором?»  он дает такой ответ: борьба должна определяться соответствующими мерами и вариантами. К числу наиболее важных и решающих мер, А.Либерман относит: 1. превентивные, которые предусматривают перекрытие путей проникновения террористов и каналов, по которым они получают вооружение и деньги; 2. оперативные – это ответные действия войск, авиации и флота на территории террористов, включая уничтожение их лидеров, обстрелы и  бомбардировки;  3. репрессивные. Они состоят из арестов, экономических санкций, разрушений домов камикадзе и т.д. Однако как подчеркивает министр, ни одна из мер, ни разу не была доведена до конца  в виду негативной реакции международного сообщества.

Говоря же о вариантах борьбы с терроризмом израильский министр считает, что наиболее эффективными являются такие действия как: а) ведение политических переговоров, б) осуществление полной блокады района, порождающих террор, в) открытое военное решение проблемы.

В стратегическом же плане, по мнению А. Либермана, Израиль в отношениях с террористами главными задачами обозначил  прежде всего, уничтожение всех баз террора, оружия, мест его производства, создание совсем иной новой концепции борьбы с терроризмом, связанной с возможностью возложения ответственности за  политическое руководство страной на  военных, а также необходимостью соответствующим образом подготовить общественное мнение4

А теперь рассмотрим научные подходы российских исследователей по данному вопросу. В этом плане представляет значительный интерес суждения профессора В.Е.Петрищева по вопросу о необходимости разработки антитеррористической стратегии  в области противодействия терроризму, высказанные им в докладе на тему: «Современный терроризм в контексте конфликтологии» на II Международном конфликтологическом конгрессе в Санкт-Петербурге в 2004 году. Согласно его позиции при формировании антитеррористической стратегии  важное значение имеют такие принципы как: 1.Системность и комплексность использования антитеррористических мер. 2. Гибкость реагирования на террористические угрозы.3. Адекватность принимаемых антитеррористических мер степени, характеру и масштабам террористической угрозы. 4. Приоритет мер предупреждения, профилактики. Из этих четырех названных принципов 5, профессор В.Е. Петрищев справедливо делает акцент на профилактику  терроризма. 

По мнению профессора А.А Игнатьева государство должно заниматься не только изданием законов по защите общества от терроризма, но и самым  решительным образом

пересмотреть свои подходы и методы борьбы по защите общества от действий террористических организаций. Поэтому он считает, что нужен закон чрезвычайный, ужесточающий борьбу с этим крайне негативным явлением. Этот закон должен быть точным, лаконичным, без общих лозунгов и фраз. А.А. Игнатьев за «введение в качестве меры наказания террористам смертную казнь»6. Считаем, данное замечание автора актуальным, и его следовало бы поддержать и включить в качестве одного из принципов борьбы с терроризмом и предусмотреть в законе. Подводя итоги по вопросам формирования философии конртеррористической стратегии и с учетом того, что было высказано выше, на наш взгляд, можно добавочно сформулировать следующие выводы.

Первое. Необходимо в борьбе с терроризмом объединить усилия  всего общества, повысить бдительность и ответственность каждого гражданина.

Второе. В борьбе с терроризмом нужно шире и действеннее привлекать интеллектуальные, политические, экономические, военные и пропагандистские усилия всего общества, а также ведущие страны, рассматривающие терроризм в качестве угрозы глобальной стабильности по единым стандартам.

Третье. Другим важным обстоятельством в выработке стратегической линии в антитеррористической борьбе (и в определенном смысле – единственно эффективным) являются педагогическая, образовательная деятельность в направлении перестройки общественного сознания, воздействия на  восстановление позитивных ценностных ориентиров у людей. Особая миссия при этом должна отводиться школе, университетам, религиозным деятелям, средствам массовой информации, деятелям литературы, кино, музыки, науки и т.д.  Другими словами всем тем средствам, которые способны  как считал выдающийся социолог П.А.Сорокин, формировать новую культуру с соответствующим

обществом и человеком. Он, в частности, писал, что «Практические результаты установления такой культуры будут огромны, особенно в ментальности, поведении и во взаимоотношениях людей. В результате заметно ослабеют межличностные и межгрупповые антагонизмы, их жестокие формы отомрут, поведение человека облагородится и станет подлинно общественным»7 и что «новая культура, благодаря возвращенной гармонии, миру и спокойствию уменьшит эгоизм, раздражительность, драчливость, склонность к насилию и антиобщественному поведению»8.

             

              Примечания

               1.С.Н.Фридинский. Экстремизм как угроза национальной безопасности // Современные проблемы законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия терроризму: Сборник научных статей. Москва: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2003. С. 22.

                2.С.Г.Кехлеров. О состоянии законности в сфере обеспечения безопасности и противодействия терроризму на транспорте // Терроризм и безопасность на транспорте: Сборник материалов III международной научно-практической конференции, 3-4 марта 2004 г. М., НИИ ГП РФ: 2004. С.21.

               3.Такого теоретико-методологический подхода, направленного на смысловое разведение понятий «терроризм» и «террористический акт», придерживаются известные российские террологи В.В. Витюк и И.В. Данилевич. См.: работу «Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы».М.:  Институт социологии РАН, 2003. С.7-40.     

               4.Авигдор Либерман. Зачем Израилю Палестинская автономия? Зачем она нужна «Хамасу «и «Хезблле» – понятно.  Общая газета, 23-29 августа 2001 г. №34 (420).

              5.В.Е.Петрищев. Современный терроризм в контексте конфликтологии//     Конфлитология.  2005, № 3.

               6.А.А.Игнатьев. Чего не хватает и что необходимо для повышения эффективности борьбы с терроризмом

              «Международный терроризм в СНГ. Материалы «Круглого стола». М., 2003;

                7.П.А. Сорокин. Условия и перспективы мира без войны //Социологические исследования. № 5. С. 7.

                8. Там же.

         Указать источник