Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 800198

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
899.65 Кб
Скачать

В

Б.П. Гайворонский

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Учебное пособие

Воронеж 2004

3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежский государственный технический университет

Б.П. Гайворонский

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

Воронеж 2004

4

ББК 87.25Я7

Гайворонский Б.П. Философия науки и техники: Учеб. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2004. 183 с.

В данном учебном пособии рассматриваются опирающиеся на современную философскую картину мира философские проблемы науки и техники, возникающие на переднем плане познания и конструирования.

Издание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Философия».

Издание рекомендуется студентам старших курсов и магистрам.

Учебное пособие подготовлено в электронном виде в текстовом редакторе MS Word и содержится в файле Философия науки и техники.dos.

Библиогр.: 101 назв.

Научный редактор канд. филос. наук, доц. Е.М. Киреев Рецензенты: кафедра философии Воронежского государст-

венного университета канд. филос. наук, доц. В.В. Глотова

©Гайворонский Б.П., 2004

©Оформление.Воронежский государственный технический университет, 2004

5

ведение

Возникшие частные науки стали объяснять то, что когдато до них пыталась объяснять философия. Поскольку у них это получалось гораздо плодотворнее для жизни, то возникло предположение, что поле философствования в связи с этим должно сужаться. И когда на рубеже 1920 в.в. в связи с увеличением количества частных наук возникло предположение о неизбежном отмирании философии, оно было опровергнуто могучим развитием науки в 20-м веке. Появление более чем 2500 частных наук показало следующее. 1). Философия не отмирает, ибо не теряет свой предмет. 2). Частные науки не только не отмежевываются от философии, но, напротив, всѐ более нуждаются в ней. 3). Сегодня, на старте 3-го тысячелетия н. э. ученые должны уметь компетентно и продуктивно философствовать при решении фундаментальных проблем.

Великие ученые высоко ценили значимость философии для частных наук. А. Эйнштейн: «Теоретик застывает в беспомощном состоянии перед единичными результатами эмпирического исследования до тех пор, пока не раскроются принципы, которые он сможет сделать основой для дедуктивных построений.» (94. С. 136). М. Борн: «Физик на каждом шагу встречается с логическими и гносеологическими трудностями. Каждый физик глубоко убежден, что его работа теснейшим образом переплетается с философией и что без серьезного знания философской литературы это будет работа впустую.» (12. С.78). Фейнман: «Смысл истины – это глубочайший философский вопрос: всегда важно вовремя спросить: что это значит?» (82. С. 209). Но, как показал опыт, в одном человеке несовместимы великий естествоиспытатель и великий философ. Для преодоления этого препятствия в 20-м веке оформилось деловое сотрудничество

6

естествоиспытателей с философами на основе следующих, предложенных В. И. Лениным условий плодотворности: 1)философ должен решать философские проблемы частной науки в той ситуации, в которой эти проблемы возникли; для этого он должен уметь войти в эту ситуацию через материал данной науки, философски овладев им; 2) естествоиспытатель должен и выдвигать, и пытаться решать свои философские проблемы с позиций научной философии (См. 42). В ходе этого сотрудничества появился могучий поток философской продукции под рубрикой «Философские проблемы науки и техники». Предлагаемая работа и близко не претендует на полное освещение проблематики этой рубрики. Это лишь сборник в данном потоке, не лишенный, по мнению автора, актуальности, поучительности и полезности. И, как я надеюсь, вследствие этого он может быть полезен всем, кто занят наукой и техникой профессионально.

Автор

Часть 1. Философская картина мира

Поскольку решение философских проблем в науке и технике опирается, прежде всего, на философскую картину мира, построим ее здесь не потому, что она нигде и никем ещѐ не построена, а потому, что наука и техника могут наиболее плодотворно решать свои философские проблемы лишь при опоре на философскую картину мира, созданную научной, а не иной философией. Таким образом, построим научнофилософскую картину мира.

1. Материальность мира

. Природа предстаѐт, как множество разнообразных наличностей. Каковы исходно фундаментальные характеристики наличности? Чисто опытно люди убедились в следующем. 1). Наличность определенно проявляет себя лишь в соотнесении еѐ с другой наличностью и не иначе. 2).

7

Исходно элементарный проявляемый признак наличности есть еѐ свойство. 3).Свойство данной наличности проявляется как еѐ действие. Это означает, что иное, приняв свойство,

изменяется соответственно этому. При этом

свойство данной

наличности предстает

как еѐ функция.

4). Синтез этих

характеристик

есть

существование.

Существование

наличности в ином есть предъявление ему своего свойства в виде еѐ функции. 5). Непредъявление наличностью в ином своей функции есть еѐ несуществование здесь. Если нечто, существуя в одних соотнесениях, при переходе к другим утрачивает, а при возвращении, - возобновляет существование,

то такое существование

называется

обратимым. Если с

возвращением нечто в

исходные

соотнесения его

существование не возобновляется, то такое существование называется необратимым. Если же нечто не утрачивает

своего существования ни в каких соотнесениях, то такое существование называется неуничтожимым, вечным, иначе говоря, бытиѐм.

Издавна человечество сохраняло себя, соотносясь с природой и добывая в ней необходимые средства существования. Расширяющаяся практика включала в это соотнесение всѐ расширяющийся круг разнообразных природных явлений; сначала, - порознь, затем, - в их организованном соотнесении. И раскрылось перед человеком (могучим мыслителем, разумеется) нечто удивительное, а именно: хотя природа являет собой большое разнообразие событий, она не является произвольным калейдоскопом их; в

ней: 1)ничто не возникает внезапно и не исчезает

бесследно; 2) в ней любое может взаимодействовать с любым другим. Первооткрыватели (например, Фалес) сделали отсюда логически безупречный вывод о том, что

природа едина, а то в ней, что обеспечивает это единство,

со временем было названо материей. Обнаружение материи - выдающееся открытие человечества. В самом деле, из I) и 2)

8

сразу же видно, что: I) материя может только существовать, не существовать не может. (Предположение об исчезновением материи, как показал В. И. Ленин (41) ведет либо к абсурду, либо к мистике); 2) материя вечна,

безгранична, бесконечна, несотворима, неуничтожима, неисчерпаема; 3) материя всепроникающа (на может быть природных наличностей, не содержащих материи); 4) материя есть самое глубокое основание разнообразия мира. Отсюда следует, что она бытийствует, обладает бытиѐм. Как

соотносятся “существовать” и “быть”? Существовать, значит соотноситься с чем-то материально отдельным, быть, значит соотноситься с материей, материально всеобщим, - в этом их разница. А сходство? Оно в том, что в обоих случаях должна проявиться действительная функция (существовать, значит функционировать, быть, значит функционировать тоже). Итак, существование есть ситуативное проявление бытия, бытие есть неситуативная (всепроникающая, непреходящая, вечная, глубинная)

основа существования. Поскольку бытие обнаружено и названо, то логически правомерно изучать его. Но нельзя делать это безотносительно: «Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения» (Ф. Энгельс. 97. С.43). Конкретность бытия устанавливается лишь в определенном поле зрения и такой, которая определяется конкретностью созерцаемой (а лучше,

познаваемой) природы. Знание бытия зависит от познания

материи, ибо то или иное конкретное бытиѐ всегда есть соответственное действительно функциональное проявление материи. Исходные открытые два признака бытия материи фундаментально важны для человеческой жизни, но этого явно недостаточно. Что представляет собою материя при более пристальном на нее взгляде?

9

2.Структурная самоорганизация материи и еѐ основные

 

закономерности

 

 

Поскольку

конкретные

наличности

преходящи,

то

естественно

предположить,

что они

превращаются

в

непреходящую материю. Нельзя ли, далее, предположить, что все конкретные наличности, в силу этого, когда-нибудь все до единой превратятся в материю, и природа предстанет сплошной непрерывной материей (образный аналог: от брошенного в воду камня расходятся круги, а затем восстанавливается гладь воды. Не является ли сегодняшнее разнообразие в природе теми “кругами воды”, которые исчезнут, оставив “гладь материи”?)? Предположить-то можно, да только это ведет к мистике (сплошная однородная безграничная материя, - это мистическая картина). А раз это не проходит, значит остается считать, что существование материи в форме множества наличностей неуничтожимо, причем, гибель старых и возникновение новых наличностей происходят в одном и том же, а не в разных процессах. Материя дискретна всегда и везде и не может не быть таковой, - вот вывод, фиксирующий структурность как атрибут, как неотъемлемый признак материи. Структурность отражается в выражении “состоять из.” Там, где человек пользуется этим выражением (разумеется, уместно), там он имеет дело со структурностью материи.

В материальном мире структурность самовоспроизводится, и это предстаѐт уже как структурная самоорганизация материи (кратко, ССМ). При научном познании мира обнаружилось, что структурность материи воспроизводится в качественно разнообразных формах дискретности, вследствие чего для еѐ познания необходимо выделить, по меньшей мере, основные всеобщие формы и, соответственно, закономерности ССМ.

10

а) Вещность как закономерность ССМ

Первая закономерность ССМ выявляется при решении наиболее общего вопроса: как существует материя? Общие результаты науки и практики свидетельствуют о том, что материя существует в виде дискретных, отдельных, относительно автономных материальных образований, вещей. Какой бы процесс или явление ни исследовались, в конечном счете, всегда оказывается возможным строить методологию познания, считая объекты дискретными и автономными. Средства исследования и преобразования мира также дискретны, отдельны и автономны. Таким образом, форма

упорядоченности материи, характеризующаяся относительной дискретностью, отдельностью и автономностью, есть материальная вещь. Какой бы характер ни носило движение материи, сколько бы ни разрушались и во что бы ни превращались конкретные вещи, вещная форма упорядоченности материи проявляется необходимо и абсолютно. Вещность материи, таким образом, выступает как всеобщая закономерность ССМ.

Категория вещи плодотворно используется наукой. Эта категория лежит в основе понятия «элемент множества» в теории множеств, являющейся фундаментом всего современного стиля математического мышления. Не смотря на трудности с интерпретацией вещности в микромире, не могут отказаться от категории «вещь» физики. «Мы не можем отказаться от понятия частицы, не нарушив всей основы математического аппарата современной теории», - пишут В. С. Барашенков и Д. И. Блохинцев (5. С. 182).

Если бы в мире действовала одна единственная закономерность вещности, то мир представлял бы собой множество абсолютно однородных вещей. Однако, как известно, он далеко не таков. В действительности мир

11

конкретных вещей многообразен, причем каждая вещь является носителем многообразия, так как, обладая различными свойствами, по-разному проявляет себя в различных отношениях. Поскольку представление о мире лишь как о множестве движущихся вещей далеко не охватывает структурных основ действительного мира, то необходимо продолжить поиск новых основных форм структурной самоорганизации материи.

Упражнение

В статье «Электроны и вакуум» П. Дирак, рассматривая вопрос о том, что такое электрон, замечает, что совершенно неважно знать, что такое электрон, важно знать, как он движется, взаимодействует, аналогично тому, как в шахматах совершенно неважно, из чего сделаны фигуры, каков их внешний вид и структура, а важно лишь знать законы их движения. – Может быть, он прав?

б) Видовое существование как закономерность ССМ

Наука показывает, что в бесконечном многообразии вещей реального мира объективно существует конкретно общее. Существование конкретно общего в вещах выражается в том, что вещи обладают одинаковыми свойствами, являются тождественными в определенном отношении, по определенному признаку. (Например, живой организм и планета тождественны в том смысле, что обладают массой покоя, протяженностью, тяжестью). Оказывается, что в природе конкретно общее объективно проявляется в совпадении не только отдельных признаков вещей, но целых совокупностей признаков, так что вещи оказываются качественно тождественными. (Например, атомы одного химического элемента и т.д.). Весьма примечательно то обстоятельство, что тождественные вещи не рассеяны в

12