Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 800198

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
899.65 Кб
Скачать

мире все движется, все изменяется, но, - в силу структурности, - изменяется так, что при этом вечно воспроизводится относительная дискретность и составленность материальных образований; в силу этого, в мире любые наличности предстают как движущиеся и развивающиеся вещи, обладающие свойствами, проявляющимися функционально в неустранимых соотнесениях вещей; конкретные наличности возникают и исчезают, сами же всеобщие закономерные формы их существования вечно воспроизводятся; в мире каждая вещь несет в себе,- в силу атомизма, - свое дискретное, относительно нее неделимое, качественное первоначало, - атомы; в мире вещи образуют множества относительно тождественных вещей,т.е. виды материи, если в этих вещах одинаковые совокупности атомов соединились единообразно; виды материи есть структурное основание законов (закон как существенная и неограниченная в тенденции повторяемость одинакового); в силу системности, в мире воспроизводятся относительно дискретные системы, т.е. упорядоченные соединения разнообразий в целостности; благодаря ей, в мире неуничтожимо разнообразие и возможна кооперация видов, дающая новые виды материи; в силу иерархичности, каждая система содержит в себе уходящие в ее глубину ступенчато соподчиненные разнотипные элементы (иерархии); в силу иерархичности, возможна субординация видов, а также взаимопревращение их целостностей в совпадающей части их иерархических рядов; при этом чем “менее глубокие” затронуты элементы, формирующие целостность, тем сильнее изменение этой целостности и наоборот; движение неуничтожимо, потому что в мире неуничтожимы исходно всеобщие условия его осуществимости: пространство и время; в силу неисчерпаемого разнообразия их форм, каждое конкретное движение (форма движения) реализуется в соответствующей специфической хронометрике со специфическими хронометрическими эффектами. И т. д.

103

Опираясь на такую картину мира, можно решать концептуальные проблемы, возникающие перед различными науками. Во второй части представлены некоторые попытки решения подобных проблем.

Часть 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ

Поскольку в ХХ веке мощная интегративная тенденция наук наметилась, по-прежнему, на основе физики, начнем с философских проблем физики. Мы ими уже немало занимались. Сейчас займемся философскими проблемами новейшей, так называемой нелинейной физики, потому что она начинает оказывать ведущее влияние на другие науки и одновременно сама нуждается в философском обосновании.

1. О КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВЕ НЕЛИНЕЙНОЙ

ФИЗИКИ

Изучая мир, как неживое, нелинейная физика зафиксировала в нем явление, названное самоорганизацией. Философский анализ самоорганизации (см. выше) показал, что она является атрибутивным признаком материи. Таким образом, очевидно, что концептуальной основой нелинейной физики является самоорганизация материи. Уже при выявленном стартовом, абрисе самоорганизации становится рельефнее освоенное нелинейной физикой. Так, релаксация оказывается одним из видов самоорганизации, а именно, самоорганизацией дестабилизированной системы на возвращение в своѐ невозбужденное исходное состояние при сохранении ее целостности. Другими видами могут быть названы: самоорганизация системы с распадающейся целостностью, самоорганизация хаоса и самоорганизация становящейся

104

системы. Далее. Поскольку реакция системы изоморфна виду осуществляющейся в ней самоорганизации, то вскрываются виды реакций систем, изоморфные видам самоорганизации в них. Далее. Хаос, действительно, является всеобщим свойством материи (идея об этом, высказанная в 4, с. 120, справедлива), предстающим всякий раз при возникновении одной материальной наличности из другой как стартовое относительно короткоживущее состояние полной неопределѐнности. Феномен самоорганизации обогащается с учетом самой сложной, пока последней из известных форм структурности материи, а именно, иерархии (19). Поскольку здесь каждая компонента данной системы, включающая в себя соединение своих элементов, относительно них целостна, и поскольку у данной системы компонентов тоже может быть лишь одна целостность, то логично считать, что иерархическая система обладает целостностью, синтезированной из целостностей компонент и целостности соединения последних в эту систему. Такая целостность сложнее целостности просто связи компонент, по крайней мере, следующим: 1) наличием функциональной глубины (проникновение воздействия целостности системы на свои элементы не менее, чем на два уровня); 2) наличием функциональной разнородности ( воздействие на разной глубине конституируется по-разному); 3)наличием специфических функциональных преобразователей, таких, как преобразователь воздействия целого на элементы глубинных уровней, преобразователь воздействия целого на предшествующую целостность, т. е. целостность элементов первого уровня, преобразователь воздействия элементов первого уровня на элементы глубинных уровней; 4)наличием коммутации статуса функции (воздействие предстает то фоном, то полем, то транслятором, то знаком и т. д.). Удерживающий массив в иерархической системе как еѐ самоорганизатор под воздействием еѐ целостности качественно изменяется. Каким он предстает?

105

Попытаемся нащупать его облик сначала образно. Пусть перед вами - две новогодних елки, иллюминированных так, что у первой иллюминация предстает, как замкнутая, не совпадающая с контуром елки произвольная световая фигура, а у второй, - как несовпадающее с контуром елки световое тело, созданное осуществимой сегодня какофонией огней ( в ней - непрерывность и прерывность, регулярность и иррегулярность и т. д.).Если устроить так, что эти фигура и тело будут реагировать на внешние воздействия на елки с изменением своего положения и неинвариантных характеристик, то первая елка - аналоговая иллюстрация обычной, а вторая, - иерархической систем. Зафиксирован ли удерживающий массив, или самоорганизатор иерархической системы теоретически? Он нащупан в монадах Лейбница и в атомах ану в древнеиндийской философии; ему родственны бифуркация, фрактал и даже кварки с глюонами; он напоминает функционирующую программу компьютера; он - сложное олицетворение всех предложенных частиц, выполняющих в соответствующих массивах функции организатора; но целостно он еще не ухвачен и, значит, прежде всего, нуждается в названии. Назвать его непросто, поэтому придѐтся пока довольствоваться таким названием, как удерживающий массив иерархической системы.

При таком усложнении понимания самоорганизации появляются концептуальные возможности для прояснения других, более сложных, феноменов и проблем данной науки. Например, Г. М. Заславский и Р. З. Сагдеев отмечают: «Свойство простейших динамических систем резко менять характер своего движения от регулярного к случайному при малых изменениях какоголибо параметра является столь удивительным, что мы еще не в состоянии понять в полной мере все особенности совершаемой при этом перестройки динамической системы»(29.С. 177), а Л. А. Битюцкая, Е.С. Машкина и М.Ю. Хухрянский фиксируют подобную ситуацию

106

как требующую решения специальную методическую проблему (см.8. С.165).Быть может, при опоре на концептуальный облик самоорганизатора иерархической системы не только появятся искомые эвристики в нелинейной физике (ибо и резкость изменений, и изменение характера движения, и акты перестройки имманентны ему), но и конституируется новое научное мировоззрение всей современной науки (73). Но для полного и убедительного решения подобных вопросов нужны еще многие и многие усилия и физиков, и философов, - как порознь, так и совместно.

2. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕЛАКСАЦИЕЙ И САМООРГАНИЗАЦИЕЙ В ТВЕРДЫХ ТЕЛАХ

Любая вещь самовосстанавливается самоупорядочением. Этот режим и есть самоорганизация. Если мера целостности вещи при воздействии на неѐ нарушена, то происходит следующее. Удерживающий массив, из-за неспособности удерживать определенность системы, теряет этот свой статус, становясь либо относительно автономной вещью с имманентной ей самоорганизацией, либо элементом новой системы, участвующим в самоорганизации последней.

Отсюда напрашивается следующее.

1.Релаксация есть один из видов самоорганизации, а именно, самоорганизация дестабилизированной системы при сохранении еѐ целостности. Другими видами могут быть названы: самоорганизация системы с распадающейся целостностью, самоорганизация хаоса и самоорганизация становящейся системы.

2.Поскольку реакция системы не может не быть изоморфной

виду протекающей в ней сомоорганизации, то видам

107

самоорганизации должны быть изоморфны соответствующие виды реакции систем.

3.Память действительно является феноменом самоорганизации, но наделять ею всю материю ошибочно (действительно, выражение “материя помнит” есть явная вульгаризация). Память уместно связывать лишь с высшими видами реструктуризационных процессов, а для аналогичных феноменов в низших подыскать точно выражающие их специфические названия. Аналогично обстоит дело с “умными” материалами и т.д. Любая наука может пользоваться образными понятиями, отдавая себе в этом отчет и выражая готовность своевременно заменить их на понятия точные.

4.Поскольку виды самоорганизации взаимосвязаны, они могут быть охвачены единой теорией, которую можно было бы назвать физикой самоорганизации вещества.

5.Под становящуюся физику самоорганизации вещества должны быть подведены адекватные базовые понятия, и они могут быть получены во встречных процессах дедукции их из атрибута самоорганизации и экстраполяции наличных базовых понятий данной физики на “запределье” самоорганизации в хаосе.

6.Становление физики самоорганизации вещества не может не оказать интегрирующего влияния на занятые ею физику твердого тела, материаловедение и синергетику. Конкретные формы этого влияния сформируются при последовательном развитии этих наук на их стыковых проблемах.

3. О СТАТУСЕ НАУКИ

Человечество всегда достигало триумфа человеческой жизни своим разумом и трудом. Так было и так будет впредь до тех пор, пока человечество живѐт так, как живѐт, т. е. в

108

биологическом воспроизводстве организмов. Но если в течение многих веков разумность и орудия труда непосредственно принадлежали человеку как хозяину своей жизни, то на рубеже 2-3 тысячелетий н. э. ситуация принципиально изменилась. Жизнеобеспечение ими развилось в жизнеобеспечение посредством возникших из них гигантских, социально всеобщих сфер науки и техники. Последние, конечно, созданы и развиваются людьми, но уже не являются непосредственной принадлежностью в жизнеобеспечении хотя бы потому, что часто не могут определить жизнезначимость задельных теоретических разработок и технических инноваций. В связи с этим жизнь человечества посредством науки и техники сегодня не гарантирована (парадокс!). Гарантии могут быть обретены лишь при систематическом упреждающем философском анализе и коррекции концептуальности науки и техники. Поскольку нас сейчас интересует наука, займемся ею.

Что такое наука? В самом общем виде наука это одно из поприщ жизнеутверждения людей, а именно, то поприще, на котором с помощью различных научных дисциплин добывается объективно истинное знание. Для дальнейшей концептуальной конкретизации сегодня, когда заявленных научных дисциплин уже более 2500 и они разнокачественны, необходимо, прежде всего, зафиксировать общие признаки науки.

Признаки и статусные принципы функционирования науки

Давно уже выявлены следующие признаки науки. 1) Наука опирается на научные факты, т. е. на такие явления, которые действительно существуют, представая перед наблюдателем, как наличная реальность или, говоря философским языком, как вот- и- здесь реальность. 2) Изучение таких фактов ведет к обнаружению законов

109

природы, т. е. таких процессов, в которых данные факты конституируются. 3) Изучение вариативности фактов выливается в создание знания как научной теории, т. е. специфического описания, - на основе константного набора законов природы, - всех возможных проявлений изучаемых явлений. Данные признаки инвариантны любой науке, независимо от природы изучаемого объекта. С появлением научных дисциплин, изучающих объекты как разные звенья цепи развития, понадобилась фиксация этого факта в признаках научности. И появился следующий признак. 4) Стационарно наука существует лишь относительно своего изучаемого объекта. Это, по меньшей мере, означает, что каждая конкретная наука оформляется лишь на собственных, соответствующих изучаемому объекту, понятиях. Поскольку, далее, вскрылась иерархия в изучаемых объектах, то появилась надобность иерархического соотнесения наук. В связи с этим, появились новые черты научности. 5) Та наука потенциально более наукоемка, которая изучает объект, относящийся к более высокому структурному уровню в иерархии. 6) Та наука более основательна, которая теоретически ассимилировала в изучаемом объекте большее количество содержащихся в нѐм иерархически соподчиненных структурных уровней. В 20-м веке появились принципиально новые науки, а именно, такие, которые изучают строение конкретных научных теорий. Такие науки были названы мета науками. В связи с этим, 7) научная теория тем теоретичнее, чем полнее она интерпретируется в метанаучных понятиях. Например, та наука более теоретична, которая полнее математизирована. В связи с тем, что каждая наука опирается на конкретно специфическое философское основание, 8) та наука более универсальна, которая уже выявила и осознанно опирается на свое философское основание. В связи с тем, что науки регистрируют свои факты с помощью обыденного языка и создаваемого специально языка науки, 9) та наука точнее, которая больше пользуется

110

научным языком, сводя пользование обыденным языком к минимуму.

Из стартового облика науки вытекают статусные принципы функционирования науки. 1) Наука добывает знание исключительно для сохранения и усиления жизни. Если какое либо научное знание сигнализирует об опасности, оно должно быть введено в общество не иначе, как с еѐ информационным нейтрализатором или хотя бы с предупреждением о ней. 2) Научное знание вводится в

общество сразу же, как только оно добыто, независимо от возможности восприятия, понимания и приѐма его. (Потому, что затяжка или диспетчеризация могут не только катастрофически снизить эффективность науки, но и погубить еѐ, навязав ей смертельный для неѐ способ существования «то погибнет, то возродится»). 3) Наука не приемлет мистики нигде, никем и никогда, ибо мистика это смерть науки. Если Вы встретите квазиконструктивное упоминание ученым некоего «бога», то знайте, - это не от научной необходимости. 4) Наука может считаться таковой только после того, как добудет хотя бы фрагмент сущности изучаемого объекта. Например, за такими заявленными вывесками как уфология, парапсихология, культурология, евгеника, акмеология науки ещѐ не значатся, из-за невыявленности специфического объективно истинного сущностного знания. 5) Наука существует для жизнеутверждения, но по законам не его, а своим собственным.

Основные законы функционирования научного сообщества

Когда научное поприще не пусто, оно предстаѐт относительно вынесенным из человечества специфическим сообществом, функционирующим по собственным специфическим законам. Основные из них следующие. 1) Наука полномочна проникать за пределы познанного как

111

угодно глубоко, далеко и неожиданно. 2) Наука ищет объективную истину на основе логики и методологии научного познания и не иначе. 3) Наука игнорирует любое вмешательство в неѐ, если сочтѐт это целесообразным (давление властей, общественных движений, «народных масс», признанных авторитетов и т. д.). 4) Научное сообщество освобождается от инородцев не иначе, как научным анализом их «трудов». 5) Наука самоценна. То-есть, научное знание является человеческой ценностью независимо от привносимых факторов (признания, понимания, реализации и т. д.).

Закономерности поиска наукой объективной истины

Наука добывает специфическую продукцию, объективно истинное знание. Этот процесс характеризуется следующими основными закономерностями. 1) Наука основывается на констатациях научных фактов. Это такие констатации существования чего-либо, которые: а) базируются на измерении; б) отражают измеряемую воспроизводимость чего-либо; в) проверяемы по желанию любого исследователя. Почему сегодня наука не занимается «барабашками», привидениями, левитацией и т. д.? Потому, что названные явления сегодня не представляют собой научных констатаций. 2) Наука работает с научными констатациями не иначе, как в форме поставленной с их помощью научной проблемы. Научная проблема это обоснованное уже имеющимся научным знанием утверждение о том, что мы о данной научной констатации не знаем, с одновременным включением в неѐ предположения о том, как бы мы могли это узнать. Специфическая форма научной проблемы это научный парадокс. Научный парадокс это такое научное утверждение, которое хоть и построено по всем научным канонам, но при этом оказывается конкретно бессмысленным. Например: «скорость движения неограниченна, но движение тел со

112