Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебное пособие 800198

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
899.65 Кб
Скачать

природе хаотически или равномерно, а всегда образуют определенные группы, множества. Это обстоятельство послужило основой для построения конкретных научных классификаций. Но оно же послужило основой и для глубокого философского обобщения. "... Какого бы взгляда ни придерживаться относительно строения материи, не подлежит сомнению то, что она расчленена на ряд больших, хорошо отграниченных групп… Дело не меняется от того, что мы находим промежуточные звенья между отдельными группами... Эти промежуточные звенья доказывают, что в природе нет скачков именно потому, что она слагается сплошь из скачков” (Ф. Энгельс. 98. С.585-586).

Основанием для признания объективной отграниченности множеств друг от друга служит различие свойств и способов существования вещей, образующих данные различные множества. Одно множество тождественных вещей оказывается отграниченным от другого, если все вещи из данного множества обладают признаком (свойством), отсутствующим у вещей другого множества. Так, множество разумных существ отграничено от множеств биологических существ наличием сознания у составляющих его индивидуумов. Выявление (отграничение) множеств по наличию или отсутствию у вещей одного определенного признака, однако же, не очень надежно, ибо всегда находятся промежуточные звенья, связывающие по определенному признаку любые множества. Кроме того, такой способ выявления (отграничения) множеств может привести к ошибкам, ибо в одно и то же множество могут попасть вещи, по всем другим (кроме лишь данного признака) признакам явно нетождественные. ( Так, сходным значением массы могут обладать такие разнообразные вещи как рыбы, птицы, растения, кристаллы). Если же сравнивать вещи не по одному какому-то признаку, а по целой совокупности их, то в природе всегда можно обнаружить отграниченные друг от друга

13

разнообразные множества, состоящие из относительно тождественных вещей.

Тождественные вещи воспроизводятся там, где для этого существуют условия. Тенденция образования тождественных вещей присуща всей материи.

Конкретное ограниченное множество тождественных вещей не вечно, но регенерация их в подходящих локальностях мироздания в тенденции вечна. Так, " … жизнь на любой планете отделена от (предполагаемой - Б.Г.) жизни на других планетах почти непроходимой пропастью. Эта пропасть совсем иного порядка, чем та, которая разделяет живые существа, обитающие на различных островках или континентах Земли... Жизнь на планете образует единый клон, группу взаимосвязанных организмов, населяющих всю планету (одновременно Б.Г.) и составляющих ее биосферу. На других планетах, следовательно, могут существовать иные клоны, развившиеся в совершенно разное время (подчеркнуто мною - Б.Г.), но, что касается этапов этого развития, то, возможно, они во всех случаях оказываются, по меньшей мере, сходными". (Д.Бернал. 7. С.205).

Если расширение временных рамок существования живого за пределы нашей планеты - пока лишь гипотеза, то расширение этих рамок по отношению к определенному выбранному для исследования звездному скоплению - это установленный факт, ибо в космосе обнаружено непрерывное образование новых звездных скоплений в разных галактиках, образование и гибель самих галактик. Таким образом, данные науки позволяют, наряду с пространственным, неограниченно раздвинуть и временной интервал существования любого конкретного множества.

Количество вещей на неограниченном пространственновременном интервале оказывается неопределенным и неограниченным, то есть, и с количественной стороны множество тождественных вещей безгранично. Таким

14

образом, движущаяся материя расчленена не просто на большие, определенно отграниченные группы тождественных вещей, но на разнообразные качественно определенные классы тождественных вещей, каждый из которых являет собою определенное состояние, определенный качественный узел саморазвивающейся материи. Указанные классы

тождественных вещей есть виды материи. В материальном мире неуничтожимо воспроизводство наличностей в форме вида, - таково содержание закономерности видового существования ССМ.

Закономерность видового существования материи играет важнейшую методологическую и эвристическую роль в научном познании. Благодаря этой закономерности наука получает возможность открывать и формировать законы, действующие и за рамками доступной ей области исследования, ибо ей достаточно знать, " что при одинаковых обстоятельствах повсюду должно иметь место одинаковое - даже на таком расстоянии вправо или влево от нас, которое в 1000 биллионов раз больше, чем расстояние от Земли до Солнца» (Ф.Энгельс. 98. С. 554). Наука начинает исследование со сбора фактов. Но «… науку мало интересуют факты, которые достоверны только для данного отдельного эксперимента, выполненного в данный отдельный день...

Наука ищет повторяющееся"» (У.Р.Эшби. 99. С. I73-I74). И она находит его даже в очень ограниченной области.

Ни один из видов материи не может быть утрачен как тенденция образования тождественных вещей. Однако материя не разделена на виды изначально и окончательно, материальные вещи непрерывно изменяются, так что в ней процесс видообразования совершается и как воспроизведение данных конкретных тождественных вещей, и как образование новых видов материи, причем оба эти процесса неразрывны и взаимообусловлены. Достоверно это подтверждается эволюцией биовидов, но и химия, и космология сегодня все

15

более склоняются к гипотезе эволюции химических элементов и космических материальных образований. Видообразование начинается уже в процессе расширенного воспроизведения тождественных экземпляров и проявляется первоначально как накопление различий по некоторым признакам, которые со временем вырастают до противоположности. В это время виды материи предстают внутренне дифференцированными на более мелкие подразделения, сохраняющие тип строения вида. Пока это положение сохраняется, все вещи с однотипным строением, состоящие из одинаковых элементов, могут быть отнесены к одному и тому же виду материи. Со временем каждый вид подразделяется на сыновние виды, отличающиеся от относительно первоначального всѐ больше и больше. Вид материи в сравнении с вещью качественно специфичен: он состоит из вещей, но не тождественен им. Итак, мир есть воспроизводство вещей в форме вида материи. Насущный вопрос: почему существуют и образуются тождественные вещи, может привести к обнаружению новых закономерностей ССМ.

Упражнение

Полемизируя с Н. Бором по вопросу о природе квантовомеханических законов, А. Эйнштейн писал, что его неприятие квантовой теории связано со статистическим характером этих законов. «Ты веришь, - писал А. Эйнштейн, - в играющего в кости бога, а я – в полную закономерность в мире объективно существующего»… - Неужели кто-то из них неправ?

в) Атомизм как закономерность ССМ

Почему же существуют тождественные вещи? Потому что в них, по-видимому, есть некая единая материальная основа,

16

общее им всем первоначало. Что представляет собой это первоначало?

Ещѐ Демокрит предположил, что все существующие вещи состоят из дискретных абсолютно неделимых, неизменных и вечных, разнообразных по форме частиц, которые он назвал атомами. По Демокриту (как об этом свидетельствуют поздние философы, например, Аристотель. 2. С. 325-326), атомов в природе бесконечно много как по внешним очертаниям (форме), так и по числу. Они вечно движутся в абсолютной пустоте и, сталкиваясь, друг с другом, образуют разнообразные материальные вещи. В рамках демокритовского представления первоначала существование конкретных тождественных вещей получает очень простое объяснение: тождественные вещи образуются всякий раз, когда определенные атомы одинаковым образом соединяются между собой. В приписываемых Демокриту представлениях об атомах есть, однако, серьезный изъян; при бесконечном многообразии атомов по числу и формам и при случайном характере сцеплений атомов друг с другом вероятность образования тождественных вещей близка к нулю. Для устранения этого изъяна Эпикур внес в демокритовокий атомизм существенную поправку: "... что касается самих очертаний (атомов - Б.Г.), то их число (уже) строго говоря, не бесконечно (как думает Демокрит), а лишь настолько велико, что не может быть обозримо нашим рассудком" (27. С.42). При такой интерпретации многообразие форм атомов оказывается меньше, чем многообразие вещей, из них образующихся При учете дополнения Эпикура вероятность образования тождественных вещей указанным способом существенно возрастает, хотя в данной интерпретации атомизма можно представить и достаточно большую область, где достаточно долго не будет образовываться и двух одинаковых вещей.

Становящаяся наука восприняла атомизм ДемокритаЭпикура в буквальном смысле. Возможно, поэтому

17

перспективой изучения вещества стало выявление абсолютно твердых мельчайших первокирпичиков материи с тем, чтобы свести к их взаимодействиям все многообразие материальных вещей.

Природа предстает перед исследователями (независимо от того, знакомы ли они с атомизмом Демокрита или нет) такой, что напрашивается мысль о существовании дискретных носителей качественной определенности вещей. Во всех науках до начала XIX века прочно утвердилось представление о существовании абсолютно неделимых атомов, хотя такие атомы не были обнаружены.

Уже в рамках естественнонаучного (а не философского, как у Демокрита) подхода к атомам выявляется новый аспект неделимости атомов: "Если бы они изнашивались или разбивались на куски, то природа вещей, зависящая от них, изменялась бы. Вода и земля, составленные из старых изношенных частиц и их обломков не имели бы той же природы и строения теперь, как вода и земля, составленные из целых частиц вначале". (И.Ньютон. 56. С. 303-304)» Из высказывания Ньютона вполне можно заключить о том, что причиной существования классов тождественных вещей (причиной воспроизведения тождественных вещей в неограниченном пространственно-временном континууме) является атомизм материи, существование абсолютно неделимых материальных частиц. Но как сделать это предположение эвристически полезным для науки, когда атомы еще не обнаружены непосредственно? Данную проблему удалось решить М.В.Ломоносову.

Вот как М.В.Ломоносов сделал атомизм собственно научным методом познания (в изложении академика Б.М.Кедрова): "1)свойства микрочастиц ("атомов" - Б.Г.) индуктивно наводятся (получаются) из данных о свойствах макротел, с тем, чтобы получить теоретическое объяснение этих последних; 2) из свойств микрочастиц дедуктивно

18

выводятся в виде теоретического предположения, т.е. в виде научной, проверяемой на опыте гипотезы, такие свойства макротел, которые у них не были обнаружены; 3) опытным путем проверяется, действительно ли эти неизвестные еще свойства макротел, предугаданные на основании теоретических соображений, касающихся микротел, существуют в действительности". (35. С.69). Применение таким образом атомизма позволяло М.В.Ломоносову предвосхитить важнейшие открытия химии XIX века (например, закон постоянства состава). Методом М.В.Ломоносова воспользовалась химическая наука, и это привело к выдающимся открытиям. Сначала Дальтон, руководствуясь атомистической концепцией, открыл закон кратных отношений. ”Дальтон решил, что если вещества состоят из мельчайших, неделимых частиц, которые при химических превращениях остаются неизменными, то соотношения масс этих частиц должны находить отражение в весовых отношениях, в которые тела вступают в соединении друг с другом” (П. Кирхбергер. 36. С.5). Благодаря открытию закона кратных отношений, благодаря повороту в стиле научного мышления химия была поставлена на рельсы точного количественного анализа, т.е. стала подлинной наукой. "Действительная новизна идей Дальтона состояла в том, что Дальтон впервые в истории науки сумел конкретно связать экспериментальную идею об определенном химическом составе вещества, выраженную в виде стихеометрических законов, с теоретической идеей об атомистическом строении вещества". (Б.М.Кедров. 34. С.177).

Впоследствии выявление упорядоченности в изменении свойств химических элементов в зависимости от изменения атомного веса последних привело к открытию Д.И.Менделеевым периодического закона, количественно объясняющего это упорядоченное изменение свойств химических элементов. Открытие Д.И.Менделеева

19

знаменовало появление атомистической теории. Вместе с тем "установление периодической системы неизбежно вызвало постановку вопроса о неделимости атомов, правильность в изменении свойств от элемента к элементу невольно наводила на мысль о том, что атомы построены из какой-то первичной материи, общей для всех элементов". (П.Кирхбергер. 36 С.22).

Интересно отметить, что сознательная опора на атомизм приводила к выдающимся открытиям в науках, не имеющих никакого отношения к поиску первокирпичиков материи. Так, поиск причины отношений упорядоченности в многообразии животных и растений привел к открытию Т.Шванном и М.Шлейденом клетки. Вот каким был подход Шлейдена к растениям: " Возможно ли найти в этом многочисленном обилии (растений - Б.Г.) порядок? Даже несколько лет тому назад действительно нельзя еще было предвидеть этой возможности, ибо мы можем не прежде надеяться подстеречь таинства природы, как обратив свои исследования на очень простые отношения. Так и относительно растения: до тех пор не могли достигнуть наукообразных результатов, пока не нашли простого элемента, лежащего в основании всех разнообразных форм, и пока не исследовали и не определили его жизненной особенности. Все самые различные между собой растения состоят из маленьких пузырьков, известных у ботаников под названием клеточек" (92. С.27). Далее. Поиск Г.Менделем причины передачи наследственных признаков привел к предсказанию дискретной единицы наследственности (которая позднее была названа геном) и тем самым к возникновению генетики.

Решающая роль в обосновании демокритовского атомизма принадлежала все-таки химии и физике. Физика XIX века, руководствуясь механистическим демокритовским атомизмом, как и химия, добилась существенных успехов. Это нашло подтверждение в создании кинетической теории газов, термодинамики, теории электролиза, классической теории

20

электричества и т.д. Но последовавшие затем физические открытия в конце ХIX-го и в XX в. привели к необходимости коренного переосмысления демокритовского атомизма. Физика вскрыла делимость, составленность атомов и тем самым отодвинула проблему первокирпичиков далее вглубь материи. Физика вскрыла целое многообразие дискретных носителей качественной определенности (электрон, ядро, протон, нейтрон, позитрон, античастицы и т.д.), совершенно непохожих на атомы химических элементов.

Таким образом, наука ХIХ-ХХ в.в., сознательно руководствуясь атомистической концепцией Демокрита-Эпикура, вопервых, вскрыла качественное многообразие дискретных носителей качественной определенности вещей, во-вторых, обнаружив делимость каждого из них, утвердилась в представлении об их изменчивости, в-третьих, так и не нашла абсолютных первокирпичиков материи. Это потребовало философского переосмысления демокритовского атомизма, что оказалось под силу лишь научной философии.

В ней атомизм стал пониматься как учение о строении материи, в котором дискретность находится в неразрывной взаимосвязи с непрерывностью, дискретные носители качественной определенности бесконечно делимы, качественно неисчерпаемы вглубь и выступают как бесконечный ряд узловых точек, обусловливающих различные качественные формы материи. Такое представление, будучи принципиально верным, в настоящее время, когда науке известны уже несколько различных всеобщих структурных форм, в силу своей большой всеобщности охватывает все эти структурные формы, так что пользование этим представлением сегодня скрадывает различие указанных форм (вещей, видов материи, “атомов”). Между тем, атомизм имеет собственное объективное место и функцию в структурной организации материи, отличную от места и функции вещности и видового существования. Для того, чтобы место и функция

21

атомизма были четко различимы в структурной организация материи, указанное выше представление об атомизме нуждается в конкретизации и развитии.

Многократное и преднамеренное использование наукой принципа атомизма как познавательного средства всякий раз приводило к обнаружению самых разнообразных (атом, молекула, клетка, ген, микрочастицы) дискретных носителей качественной определенности больших и внутренне разнообразных групп вещей (видов вещества, химических соединений, биовидов).

Все указанные дискретные носители качественной определенности вещей входят в состав последних. Вместе с тем, при распаде вещей они, подобно демокритовоким атомам, способны относительно автономно существовать в пространстве-времени, но, в отличие от них, обнаруживая при этом делимость и сложность. Являясь носителями качественной определенности вещи, все указанные дискретные частицы предстают в каждой из частей вещи как однородные (т.е. сходные, одинаковые), хотя однородность эта относительна (т.е. по некоторым признакам дискретные частицы в разных частях вещи могут обнаруживать различия). Например, каждая часть (орган) организма образована однородными (одинаковыми, сходными) клетками, но клетки из разных органов иногда предстают по отношению друг к другу (особенно у высших организмов) даже как разные виды (нервная клетка и клетка мышечной ткани).

Каждые из указанных дискретных частиц (атомов, молекул, клеток и т.д.) являются качественным началом множества видов вещей, имеющих в своей основе общее, сходное строение. Разнообразные вещи в таких совокупностях разнообразных видов являются однотипными (см. 75. С. 90) равно как и разнообразные виды частиц, из которых они образованы. Так, клетки являются качественным первоначалом всех биовидов на Земле, протоны, нейтроны и

22